Статья 5. Структура бюджетной системы Украины.
1. Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов.
2. Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений.
3. Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.
Статья 6. Сводный бюджет.
1. Сводный бюджет является совокупностью показателей бюджетов, используемых для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.
2. Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.
3. Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов ее районов и бюджетов городов республиканского значения.
4. Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.
5. Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района.
6. Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, входящих в его состав. В случае, если городу или району в городе административно подчинены другие города, поселки либо села, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел.
Статья 7. Принципы бюджетной системы Украины.
Бюджетная система Украины основывается на следующих принципах:
1) принцип единства бюджетной системы Украины — единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
2) принцип сбалансированности — полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;
3) принцип самостоятельности — Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховной Рады Автономной Республики. Крым и соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты;
4) принцип полноты — в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;
5) принцип обоснованности — бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и соци-ального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с утвержденными методиками и правилами;
6) принцип эффективности — при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;
7) принцип субсидиарности — распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному
потребителю;
8) принцип целевого использования бюджетных средств — бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;
9) принцип справедливости и непредвзятости — бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами;
10) принцип публичности и прозрачности — Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения по отчету об их исполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;
11) принцип ответственности участников бюджетного процесса — каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействие на каждой стадии бюджетного процесса.
Статья 8. Бюджетная классификация.
1. Бюджетная классификация Украины применяется для осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения необходимого анализа в разрезе доходов, а также организационных, функциональных и экономических категорий расходов, обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей.
2. С целью достижения целостности бюджетных категорий доходов и расходов и для обеспечения взаимосвязи между функциональными назначениями и экономическим характером расходов бюджета Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменения к ней и информирует об этом в обязательном порядке Верховную Раду Украины.
3. Бюджетная классификация имеет следующие составные части:
Статья 9. Классификация доходов бюджета.
1. Доходы бюджета классифицируются по следующим разделам:
3. Неналоговыми поступлениями признаются:
Статья 10. Классификация расходов бюджета.
1. Расходы бюджета классифицируются по:
4. Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.
5. Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу.
Статья 11. Классификация финансирования бюджета.
1. Классификация финансирования бюджета определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами (к этой категории относятся платежи по погашению основной суммы долга).
2. Классификация финансирования бюджета осуществляется по следующим признакам:
Статья 12. Классификация долга.
1. Классификация долга систематизирует информацию о всех долговых обязательствах государства, Автономной Республики Крым, местного самоуправления.
2. Долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства.
Статья 13. Составные части бюджета.
1. Бюджет может состоять из общего и специального фондов.
2. Общий фонд бюджета включает:
5. Основанием для решения соответствующего совета о создании специального фонда в составе местного бюджета может быть исключительно закон о Государственном бюджете Украины.
6. Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины или решения соответствующего совета.
7. Платежи за счет специального фонда осуществляются в пределах средств, поступивших в этот фонд на соответствующую цель.
8. Создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается.
1. Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов.
2. Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений.
3. Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.
Статья 6. Сводный бюджет.
1. Сводный бюджет является совокупностью показателей бюджетов, используемых для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.
2. Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.
3. Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов ее районов и бюджетов городов республиканского значения.
4. Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.
5. Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района.
6. Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, входящих в его состав. В случае, если городу или району в городе административно подчинены другие города, поселки либо села, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел.
Статья 7. Принципы бюджетной системы Украины.
Бюджетная система Украины основывается на следующих принципах:
1) принцип единства бюджетной системы Украины — единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
2) принцип сбалансированности — полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;
3) принцип самостоятельности — Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховной Рады Автономной Республики. Крым и соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты;
4) принцип полноты — в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;
5) принцип обоснованности — бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и соци-ального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с утвержденными методиками и правилами;
6) принцип эффективности — при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;
7) принцип субсидиарности — распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному
потребителю;
8) принцип целевого использования бюджетных средств — бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;
9) принцип справедливости и непредвзятости — бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами;
10) принцип публичности и прозрачности — Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения по отчету об их исполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;
11) принцип ответственности участников бюджетного процесса — каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействие на каждой стадии бюджетного процесса.
Статья 8. Бюджетная классификация.
1. Бюджетная классификация Украины применяется для осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения необходимого анализа в разрезе доходов, а также организационных, функциональных и экономических категорий расходов, обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей.
2. С целью достижения целостности бюджетных категорий доходов и расходов и для обеспечения взаимосвязи между функциональными назначениями и экономическим характером расходов бюджета Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменения к ней и информирует об этом в обязательном порядке Верховную Раду Украины.
3. Бюджетная классификация имеет следующие составные части:
- классификация доходов бюджета;
- классификация расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) бюджета;
- классификация финансирования бюджета;
- классификация долга.
Статья 9. Классификация доходов бюджета.
1. Доходы бюджета классифицируются по следующим разделам:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
- доходы от операций с капиталом;
- трансферты.
3. Неналоговыми поступлениями признаются:
- доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
- административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;
- поступления от штрафов и финансовых санкций;
- другие неналоговые поступления.
Статья 10. Классификация расходов бюджета.
1. Расходы бюджета классифицируются по:
- функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов);
- экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);
- признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);
- по бюджетным программам (программная классифи кация расходов).
- разделы, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление, соответственно, общих функций государства , Автономной Республики Крым или местного самоуправления;
- подразделения и группы, в которых конкретизируются направления направленности бюджетных средств на осуществление, соответственно, функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления.
4. Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.
5. Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу.
Статья 11. Классификация финансирования бюджета.
1. Классификация финансирования бюджета определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами (к этой категории относятся платежи по погашению основной суммы долга).
2. Классификация финансирования бюджета осуществляется по следующим признакам:
- финансирование по типу кредитора — по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств;
- финансирование по типу долгового обязательства — по средствам, используемым для финансирования дефицита или профицита.
Статья 12. Классификация долга.
1. Классификация долга систематизирует информацию о всех долговых обязательствах государства, Автономной Республики Крым, местного самоуправления.
2. Долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства.
Статья 13. Составные части бюджета.
1. Бюджет может состоять из общего и специального фондов.
2. Общий фонд бюджета включает:
- все доходы бюджета, кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд;
- все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета;
- финансирование общего фонда бюджета.
- бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;
- гранты или подарки (в стоимостном исчислении), полученные распорядителями бюджетных средств на конкретную цель;
- разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.
5. Основанием для решения соответствующего совета о создании специального фонда в составе местного бюджета может быть исключительно закон о Государственном бюджете Украины.
6. Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины или решения соответствующего совета.
7. Платежи за счет специального фонда осуществляются в пределах средств, поступивших в этот фонд на соответствующую цель.
8. Создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается.