Статья 1. Термины и понятия.
В настоящем Законе термины и понятия употребляются в таком значении:
(Абзац второй статьи 1 исключено на основании Закона N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002) банковские металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, доведенные (аффинированные) до наивысших проб в соответствии с мировыми стандартами, в слитках и порошках, имеющие сертификат качества, а также монеты, изготовленные из драгоценных металлов;
банковское регулирование - одна из функций Национального банка Украины, которая заключается в создании системы норм, регулирующих
деятельность банков, определяющих общие принципы банковской деятельности, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушение банковского законодательства; банковский надзор - система контроля и активных упорядоченных действий Национального банка Украины, направленных на обеспечения соблюдения банками и другими лицами, в отношении которых Национальный банк Украины осуществляет надзорную деятельность законодательства Украины и установленных нормативов, в целях обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов
вкладчиков и кредиторов банка; (Абзац пятый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно закону N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
валютные ценности - материальные объекты, определенные законодательством Украины о валютном регулировании как средства валютно-финансовых отношений; открытый рынок - рынок, на котором осуществляются операции по купле-продаже ценных бумаг между лицами, не являются первичными
кредиторами и заемщиками, и когда средства в результате продажи ценных бумаг на таком рынке поступают в пользу держателя ценных бумаг, а не их эмитента. Используется центральными для купли-продажи, как правило, краткосрочных государственных ценных бумаг с целью регулирования денежной массы.
В результате покупки увеличивается вложение средств в экономику, в результате продажи - уменьшается; валютная позиция - соотношение требований и обязательств банка в иностранной валюте. При их равенстве позиция считается закрытой, при неравенстве - открытой. Открытая позиция является краткой в случае, если объем обязательств по проданной валюте превышает объем требований, и длинной, если объем требований по купленной валюте превышает объем обязательств; денежно-кредитная политика - комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы Украины, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса; денежный суррогат - любые документы в виде денежных знаков, отличающихся от денежной единицы Украины, выпущенные в обращение не Национальным банком Украины и изготовлены с целью осуществления платежей в хозяйственном обороте, кроме валютных ценностей; (Абзац десятый статьи 1 с изменениями, внесенными с Законом N 1919-III (1919-14) от 13.07.2000) девизная валютная политика - политика регулирования валютного курса путем покупки и продажи иностранной валюты; дисконтная валютная политика - снижение или повышение Национальным банком Украины процентных ставок за кредит с целью
регулирования спроса и предложения на ссудный капитал;
золотовалютный резерв - резервы Украины, отраженные в балансе Национального банка Украины, включающие в себя активы, признаны мировым сообществом как международные и предназначенные для международных расчетов;
(Абзац четырнадцатый статьи 1 исключено на основании Закона N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002) кредитор последней инстанции - это, как правило, Национальный банк Украины, к которому может обратиться банк или иная кредитная учреждение для получения рефинансирования в случае исчерпания других возможностей рефинансирования. Национальный банк Украины имеет право, но не обязан, предоставлять кредиты для рефинансирования банка, если это не влечет за собой рисков для банковской системы;
казначейские обязательства - долговые ценные бумаги, эмитируемые государством в лице его уполномоченных органов, размещаются исключительно на добровольных началах среди физических и юридических лиц и удостоверяют внесение их собственниками денежных средств в бюджет и дающих право на получение финансового дохода или другие имущественные права, согласно условиям их выпуска;
металлические счета - счета, которые открываются уполномоченными банками Украины для учета операций, осуществляемых в банковскими металлами;
основные принципы денежно-кредитной политики - комплекс переменных индикаторов финансовой сферы, дающие возможность Национальному банку Украины с помощью инструментов (средств и методов) денежно-кредитной политики осуществлять регулирование денежного обращения и кредитования экономики с целью обеспечения стабильности денежной единицы Украины как монетарной предпосылки для экономического роста и поддержания высокого уровня занятости населения;
учетная ставка Национального банка Украины - выраженная в процентах плата, которая берется Национальным банком Украины за рефинансирование коммерческих банков путем покупки векселей до наступления срока платежа по ним и удерживается с номинальной суммы векселя. Учетная ставка является самой низкой среди ставок рефинансирования и является ориентиром цены на деньгофициальное издание Национального банка Украины - специальное печатное издание, определенное Национальным банком Украины как
официальное и зарегистрированное в установленном порядке, в котором публикуются нормативно-правовые акты Национального банка Украины, а также информационно-аналитические, статистические и другие материалы, обзоры состояния банковской системы Украины, валютного и финансового рынков и т.п.;
официальный валютный курс - курс валюты, официально установленный Национальным банком Украины как уполномоченным органом;
платежный баланс - соотношение между суммой денежных поступлений, полученных страной из-за границы, и суммой произведенных ею платежей за границу в течение определенного периода. Платежному балансу входят расчеты по внешней торговле, услугам, неторговым операциям, доходы от капиталовложений за границей, торговли лицензиями, от фрахтования и обслуживания кораблей, туризма, содержание дипломатических и торговых представительств за рубежом, денежные переводы физических лиц, выплаты другим странам за займы и т.д. . Платежный баланс включает движение капиталов: инвестиции и кредиты;
резервная позиция в Международном валютном фонде (далее - МВФ) - требования государства-члена в МВФ, которые определяются как разница между квотой и авуарами МВФ в его (государства-члена) валюте за вычетом денежных авуаров МВФ, полученных государством-членом в виде кредитов МВФ и остатков на счете МВФ N 2, не превышает одной десятой процента от квоты государства-члена;
ставки рефинансирования Национального банка Украины - выраженная в процентах плата за кредиты, которые предоставляются коммерческим банкам, которая устанавливается Национальным банком Украины с целью влияния на денежный оборот и кредитование. Национальным банком Украины устанавливаются учетная и ломбардная процентные ставки;
специальные права заимствования (СПЗ) - международный резервный актив, созданный МВФ с целью дополнения существующих международных резервных активов, который представляет собой "корзину" из пяти валют, состав которых пересматривается каждые пять лет. Стоимость специальных прав заимствования определяется ежедневно;
(Абзац двадцать шестой статьи 1 исключен на основании Закона N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
ценовая стабильность - содержание системы цен на определенном уровне путем поддержания стабильного курса денежной единицы Украины.
(Абзац двадцать восьмой статьи 1 исключен на основании Закона N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
Статья 2. Правовая основа деятельности Национального банка Украины.
Национальный банк Украины (далее - Национальный банк) является центральным банком Украины, особым центральным органом государственного управления, юридический статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины, этим Законом и другими законами Украины.
Местонахождение руководящих органов и центрального аппарата Национального банка - город Киев.
Статья 3. Уставный капитал.
Национальный банк имеет уставный капитал, являющихся государственной собственностью.
Размер уставного капитала составляет 10 миллионов гривен.
Размер уставного капитала может быть увеличен по решению Совета Национального банка.
(Часть вторая статьи 3 с изменениями, внесенными согласно закону N 1919-III (1919-14) от 13.07.2000)
Источниками формирования уставного капитала Национального банка являются доходы его сметы, а при необходимости - Государственный бюджет Украины.
Статья 4. Экономическая самостоятельность.
Национальный банк является экономически самостоятельным органом, который осуществляет расходы за счет собственных доходов в пределах утвержденной сметы, а в определенных настоящим Законом случаях - также за счет Государственного бюджета Украины.
Национальный банк является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, являющееся объектом права государственной собственности и находится в его полном хозяйственном ведении.
Национальный банк не отвечает по обязательствам органов государственной власти, а органы государственной власти не отвечают за
обязательствам Национального банка, кроме случаев, когда они добровольно принимают на себя такие обязательства.
Национальный банк не отвечает по обязательствам других банков, а другие банки не отвечают по обязательствам
Национального банка, кроме случаев, когда они добровольно принимают на себя такие обязательства.
Национальный банк может открывать свои учреждения, филиалы и представительства в Украине, а также представительства за ее пределами.
Национальный банк, его учреждения, филиалы и представительства имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим
наименованием.
Статья 5. Доходы и расходы.
Получение прибыли не является целью деятельности Национального банка.
Планируемые доходы и расходы Национального банка отображаются в смете его доходов и расходов. Смета доходов и расходов должна обеспечивать возможность выполнения Национальным банком его функций, установленных Конституцией Украины и этим Законом.
Национальный банк по итогам года в случае превышения сметных доходов над сметными расходами, утвержденными на текущий бюджетный год, вносит в Государственный бюджет Украины следующего за отчетным года положительную разницу, часть которой в объеме 25 процентов, но не менее 1 млрд гривен, ежегодно направляется на пополнение средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, капитализацию банков и Государственного ипотечного учреждения, а превышение расходов над доходами возмещается за счет Государственного бюджета Украины следующего за отчетным года.
(Часть третья статьи 5 в редакции Закона N 639-VI (639-17) от 31.10.2008)
(Относительно действия части третьей статьи 5 см. Закон N 1458-III (1458-14) от 17.02.2000)
Формирование фондов и резервов Национального банка на покрытие финансовых рисков, связанных с выполнением его функций, осуществляется согласно положению, утверждаемому Советом Национального банка Украины.
(Часть четвертая статьи 5 в редакции Закона N 1919-III (1919-14) от 13.07.2000)
Статья 6. Основная функция.
Согласно Конституции Украины (254к/96-ВР) основной функцией Национального банка является обеспечение стабильности денежной
единице Украины.
На выполнение своей основной функции Национальный банк способствует соблюдению стабильности банковской системы, а также, в пределах своих полномочий, - ценовой стабильности.
Статья 7. Другие функции.
Национальный банк выполняет следующие функции:
1) в соответствии с разработанными Советом Национального банка Украины Основных принципов денежно-кредитной политики определяет и
проводит денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию национальной валюты Украины и организует ее обращение;
3) выступает кредитором последней инстанции для банков и организует систему рефинансирования;
4) устанавливает для банков правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, защиты информации, средств и имущества;
5) организует создание и методологически обеспечивает систему денежно-кредитной и банковской статистической информации и статистики платежного баланса;
6) определяет систему, порядок и формы платежей, в том числе между банками;
7) определяет направления развития современных электронных банковских технологий, создает, координирует и контролирует создание электронных платежных средств, платежных систем, автоматизации банковской деятельности и средств защиты банковской информации;
8) осуществляет банковское регулирование и надзор;
9) ведет Государственный реестр банков, осуществляет лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законами случаях;
(Пункт 9 статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002).
10) ведет официальный реестр идентификационных номеров эмитентов платежных карт внутригосударственных платежных систем;
(Статья 7 дополнена пунктом 10 согласно закону N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002).
11) осуществляет сертификацию аудиторов, которые будут проводить аудиторскую проверку банков, временных администраторов и ликвидаторов банка;
(Статья 7 дополнена пунктом 11 согласно Законом N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
12) составляет платежный баланс, осуществляет его анализ и прогнозирование;
13) представляет интересы Украины в центральных банках других государств, международных банках и иных кредитных учреждениях, где сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков;
14) осуществляет в соответствии с определенными специальным законом полномочиями валютное регулирование, определяет порядок осуществления операций в иностранной валюте, организовывает и осуществляет валютный контроль за банками и другими финансовыми учреждениями, получившими лицензию Национального банка на осуществление валютных операций;
(Пункт 14 статьи 7 в редакции Закона N 2922-III (2922-14) от10.01.2002)
15) обеспечивает накопление и хранение золотовалютных резервов и осуществление операций с ними и банковскими металлами;
16) анализирует состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных отношений;
17) организует инкассацию и перевозку банкнот, монет и других ценностей, выдает лицензии на право инкассации и перевозки банкнот, монет и других ценностей;
18) реализует государственную политику по вопросам защиты государственных секретов в системе Национального банка;
19) принимает участие в подготовке кадров для банковской системы Украины;
20) определяет особенности функционирования банковской системы Украины в случае введения военного положения или особого периода осуществляет мобилизационную подготовку системы Национального банка;
(Статья 7 дополнена пунктом 20 согласно закону N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
21) вносит в установленном порядке предложения по законодательному урегулированию вопросов, направленных на выполнение функций Национального банка Украины;
(Статья 7 дополнена пунктом 21 согласно закону N 3163-IV (3163-15) от 01.12.2005)
22) осуществляет методологическое обеспечение по вопросам хранения, защиты, использования и раскрытия информации, составляющей банковскую тайну;
(Статья 7 дополнена пунктом 22 согласно Законом N 3163-IV (3163-15) от 01.12.2005)
23) осуществляет другие функции в финансово-кредитной сфере в пределах своей компетенции, определенной законом;
24) по упрощенной процедуре осуществляет долгосрочное рефинансирование коммерческих банков под залог ипотечных кредитов, предоставленных этими банками населению на инвестирование строительства жилья в размере не менее 80 процентов номинальной стоимости пула ипотечных кредитов, предоставленного в обеспечение соответствующим банкам.
(Статья 7 дополнена пунктом 22 согласно закону N 800-VI (800-17) от 25.12.2008)
В настоящем Законе термины и понятия употребляются в таком значении:
(Абзац второй статьи 1 исключено на основании Закона N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002) банковские металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, доведенные (аффинированные) до наивысших проб в соответствии с мировыми стандартами, в слитках и порошках, имеющие сертификат качества, а также монеты, изготовленные из драгоценных металлов;
банковское регулирование - одна из функций Национального банка Украины, которая заключается в создании системы норм, регулирующих
деятельность банков, определяющих общие принципы банковской деятельности, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушение банковского законодательства; банковский надзор - система контроля и активных упорядоченных действий Национального банка Украины, направленных на обеспечения соблюдения банками и другими лицами, в отношении которых Национальный банк Украины осуществляет надзорную деятельность законодательства Украины и установленных нормативов, в целях обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов
вкладчиков и кредиторов банка; (Абзац пятый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно закону N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
валютные ценности - материальные объекты, определенные законодательством Украины о валютном регулировании как средства валютно-финансовых отношений; открытый рынок - рынок, на котором осуществляются операции по купле-продаже ценных бумаг между лицами, не являются первичными
кредиторами и заемщиками, и когда средства в результате продажи ценных бумаг на таком рынке поступают в пользу держателя ценных бумаг, а не их эмитента. Используется центральными для купли-продажи, как правило, краткосрочных государственных ценных бумаг с целью регулирования денежной массы.
В результате покупки увеличивается вложение средств в экономику, в результате продажи - уменьшается; валютная позиция - соотношение требований и обязательств банка в иностранной валюте. При их равенстве позиция считается закрытой, при неравенстве - открытой. Открытая позиция является краткой в случае, если объем обязательств по проданной валюте превышает объем требований, и длинной, если объем требований по купленной валюте превышает объем обязательств; денежно-кредитная политика - комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы Украины, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса; денежный суррогат - любые документы в виде денежных знаков, отличающихся от денежной единицы Украины, выпущенные в обращение не Национальным банком Украины и изготовлены с целью осуществления платежей в хозяйственном обороте, кроме валютных ценностей; (Абзац десятый статьи 1 с изменениями, внесенными с Законом N 1919-III (1919-14) от 13.07.2000) девизная валютная политика - политика регулирования валютного курса путем покупки и продажи иностранной валюты; дисконтная валютная политика - снижение или повышение Национальным банком Украины процентных ставок за кредит с целью
регулирования спроса и предложения на ссудный капитал;
золотовалютный резерв - резервы Украины, отраженные в балансе Национального банка Украины, включающие в себя активы, признаны мировым сообществом как международные и предназначенные для международных расчетов;
(Абзац четырнадцатый статьи 1 исключено на основании Закона N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002) кредитор последней инстанции - это, как правило, Национальный банк Украины, к которому может обратиться банк или иная кредитная учреждение для получения рефинансирования в случае исчерпания других возможностей рефинансирования. Национальный банк Украины имеет право, но не обязан, предоставлять кредиты для рефинансирования банка, если это не влечет за собой рисков для банковской системы;
казначейские обязательства - долговые ценные бумаги, эмитируемые государством в лице его уполномоченных органов, размещаются исключительно на добровольных началах среди физических и юридических лиц и удостоверяют внесение их собственниками денежных средств в бюджет и дающих право на получение финансового дохода или другие имущественные права, согласно условиям их выпуска;
металлические счета - счета, которые открываются уполномоченными банками Украины для учета операций, осуществляемых в банковскими металлами;
основные принципы денежно-кредитной политики - комплекс переменных индикаторов финансовой сферы, дающие возможность Национальному банку Украины с помощью инструментов (средств и методов) денежно-кредитной политики осуществлять регулирование денежного обращения и кредитования экономики с целью обеспечения стабильности денежной единицы Украины как монетарной предпосылки для экономического роста и поддержания высокого уровня занятости населения;
учетная ставка Национального банка Украины - выраженная в процентах плата, которая берется Национальным банком Украины за рефинансирование коммерческих банков путем покупки векселей до наступления срока платежа по ним и удерживается с номинальной суммы векселя. Учетная ставка является самой низкой среди ставок рефинансирования и является ориентиром цены на деньгофициальное издание Национального банка Украины - специальное печатное издание, определенное Национальным банком Украины как
официальное и зарегистрированное в установленном порядке, в котором публикуются нормативно-правовые акты Национального банка Украины, а также информационно-аналитические, статистические и другие материалы, обзоры состояния банковской системы Украины, валютного и финансового рынков и т.п.;
официальный валютный курс - курс валюты, официально установленный Национальным банком Украины как уполномоченным органом;
платежный баланс - соотношение между суммой денежных поступлений, полученных страной из-за границы, и суммой произведенных ею платежей за границу в течение определенного периода. Платежному балансу входят расчеты по внешней торговле, услугам, неторговым операциям, доходы от капиталовложений за границей, торговли лицензиями, от фрахтования и обслуживания кораблей, туризма, содержание дипломатических и торговых представительств за рубежом, денежные переводы физических лиц, выплаты другим странам за займы и т.д. . Платежный баланс включает движение капиталов: инвестиции и кредиты;
резервная позиция в Международном валютном фонде (далее - МВФ) - требования государства-члена в МВФ, которые определяются как разница между квотой и авуарами МВФ в его (государства-члена) валюте за вычетом денежных авуаров МВФ, полученных государством-членом в виде кредитов МВФ и остатков на счете МВФ N 2, не превышает одной десятой процента от квоты государства-члена;
ставки рефинансирования Национального банка Украины - выраженная в процентах плата за кредиты, которые предоставляются коммерческим банкам, которая устанавливается Национальным банком Украины с целью влияния на денежный оборот и кредитование. Национальным банком Украины устанавливаются учетная и ломбардная процентные ставки;
специальные права заимствования (СПЗ) - международный резервный актив, созданный МВФ с целью дополнения существующих международных резервных активов, который представляет собой "корзину" из пяти валют, состав которых пересматривается каждые пять лет. Стоимость специальных прав заимствования определяется ежедневно;
(Абзац двадцать шестой статьи 1 исключен на основании Закона N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
ценовая стабильность - содержание системы цен на определенном уровне путем поддержания стабильного курса денежной единицы Украины.
(Абзац двадцать восьмой статьи 1 исключен на основании Закона N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
Статья 2. Правовая основа деятельности Национального банка Украины.
Национальный банк Украины (далее - Национальный банк) является центральным банком Украины, особым центральным органом государственного управления, юридический статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины, этим Законом и другими законами Украины.
Местонахождение руководящих органов и центрального аппарата Национального банка - город Киев.
Статья 3. Уставный капитал.
Национальный банк имеет уставный капитал, являющихся государственной собственностью.
Размер уставного капитала составляет 10 миллионов гривен.
Размер уставного капитала может быть увеличен по решению Совета Национального банка.
(Часть вторая статьи 3 с изменениями, внесенными согласно закону N 1919-III (1919-14) от 13.07.2000)
Источниками формирования уставного капитала Национального банка являются доходы его сметы, а при необходимости - Государственный бюджет Украины.
Статья 4. Экономическая самостоятельность.
Национальный банк является экономически самостоятельным органом, который осуществляет расходы за счет собственных доходов в пределах утвержденной сметы, а в определенных настоящим Законом случаях - также за счет Государственного бюджета Украины.
Национальный банк является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, являющееся объектом права государственной собственности и находится в его полном хозяйственном ведении.
Национальный банк не отвечает по обязательствам органов государственной власти, а органы государственной власти не отвечают за
обязательствам Национального банка, кроме случаев, когда они добровольно принимают на себя такие обязательства.
Национальный банк не отвечает по обязательствам других банков, а другие банки не отвечают по обязательствам
Национального банка, кроме случаев, когда они добровольно принимают на себя такие обязательства.
Национальный банк может открывать свои учреждения, филиалы и представительства в Украине, а также представительства за ее пределами.
Национальный банк, его учреждения, филиалы и представительства имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим
наименованием.
Статья 5. Доходы и расходы.
Получение прибыли не является целью деятельности Национального банка.
Планируемые доходы и расходы Национального банка отображаются в смете его доходов и расходов. Смета доходов и расходов должна обеспечивать возможность выполнения Национальным банком его функций, установленных Конституцией Украины и этим Законом.
Национальный банк по итогам года в случае превышения сметных доходов над сметными расходами, утвержденными на текущий бюджетный год, вносит в Государственный бюджет Украины следующего за отчетным года положительную разницу, часть которой в объеме 25 процентов, но не менее 1 млрд гривен, ежегодно направляется на пополнение средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, капитализацию банков и Государственного ипотечного учреждения, а превышение расходов над доходами возмещается за счет Государственного бюджета Украины следующего за отчетным года.
(Часть третья статьи 5 в редакции Закона N 639-VI (639-17) от 31.10.2008)
(Относительно действия части третьей статьи 5 см. Закон N 1458-III (1458-14) от 17.02.2000)
Формирование фондов и резервов Национального банка на покрытие финансовых рисков, связанных с выполнением его функций, осуществляется согласно положению, утверждаемому Советом Национального банка Украины.
(Часть четвертая статьи 5 в редакции Закона N 1919-III (1919-14) от 13.07.2000)
Статья 6. Основная функция.
Согласно Конституции Украины (254к/96-ВР) основной функцией Национального банка является обеспечение стабильности денежной
единице Украины.
На выполнение своей основной функции Национальный банк способствует соблюдению стабильности банковской системы, а также, в пределах своих полномочий, - ценовой стабильности.
Статья 7. Другие функции.
Национальный банк выполняет следующие функции:
1) в соответствии с разработанными Советом Национального банка Украины Основных принципов денежно-кредитной политики определяет и
проводит денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию национальной валюты Украины и организует ее обращение;
3) выступает кредитором последней инстанции для банков и организует систему рефинансирования;
4) устанавливает для банков правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, защиты информации, средств и имущества;
5) организует создание и методологически обеспечивает систему денежно-кредитной и банковской статистической информации и статистики платежного баланса;
6) определяет систему, порядок и формы платежей, в том числе между банками;
7) определяет направления развития современных электронных банковских технологий, создает, координирует и контролирует создание электронных платежных средств, платежных систем, автоматизации банковской деятельности и средств защиты банковской информации;
8) осуществляет банковское регулирование и надзор;
9) ведет Государственный реестр банков, осуществляет лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законами случаях;
(Пункт 9 статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002).
10) ведет официальный реестр идентификационных номеров эмитентов платежных карт внутригосударственных платежных систем;
(Статья 7 дополнена пунктом 10 согласно закону N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002).
11) осуществляет сертификацию аудиторов, которые будут проводить аудиторскую проверку банков, временных администраторов и ликвидаторов банка;
(Статья 7 дополнена пунктом 11 согласно Законом N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
12) составляет платежный баланс, осуществляет его анализ и прогнозирование;
13) представляет интересы Украины в центральных банках других государств, международных банках и иных кредитных учреждениях, где сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков;
14) осуществляет в соответствии с определенными специальным законом полномочиями валютное регулирование, определяет порядок осуществления операций в иностранной валюте, организовывает и осуществляет валютный контроль за банками и другими финансовыми учреждениями, получившими лицензию Национального банка на осуществление валютных операций;
(Пункт 14 статьи 7 в редакции Закона N 2922-III (2922-14) от10.01.2002)
15) обеспечивает накопление и хранение золотовалютных резервов и осуществление операций с ними и банковскими металлами;
16) анализирует состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных отношений;
17) организует инкассацию и перевозку банкнот, монет и других ценностей, выдает лицензии на право инкассации и перевозки банкнот, монет и других ценностей;
18) реализует государственную политику по вопросам защиты государственных секретов в системе Национального банка;
19) принимает участие в подготовке кадров для банковской системы Украины;
20) определяет особенности функционирования банковской системы Украины в случае введения военного положения или особого периода осуществляет мобилизационную подготовку системы Национального банка;
(Статья 7 дополнена пунктом 20 согласно закону N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
21) вносит в установленном порядке предложения по законодательному урегулированию вопросов, направленных на выполнение функций Национального банка Украины;
(Статья 7 дополнена пунктом 21 согласно закону N 3163-IV (3163-15) от 01.12.2005)
22) осуществляет методологическое обеспечение по вопросам хранения, защиты, использования и раскрытия информации, составляющей банковскую тайну;
(Статья 7 дополнена пунктом 22 согласно Законом N 3163-IV (3163-15) от 01.12.2005)
23) осуществляет другие функции в финансово-кредитной сфере в пределах своей компетенции, определенной законом;
24) по упрощенной процедуре осуществляет долгосрочное рефинансирование коммерческих банков под залог ипотечных кредитов, предоставленных этими банками населению на инвестирование строительства жилья в размере не менее 80 процентов номинальной стоимости пула ипотечных кредитов, предоставленного в обеспечение соответствующим банкам.
(Статья 7 дополнена пунктом 22 согласно закону N 800-VI (800-17) от 25.12.2008)