Правовед

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Раздел 7. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

E-mail Печать
Статья 35. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.
1. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции начинается с принятием распоряжения о начале рассмотрения дела и заканчивается принятием решения по делу.
2. При рассмотрении дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции органы Антимонопольного комитета Украины:
собирают и анализируют документы, заключения экспертов, объяснения лиц, другую информацию, что является доказательством по делу, и принимают решения по делу в пределах своих полномочий;
получают объяснения лиц, участвующих в деле, или каких-либо лиц по их ходатайству или по собственной инициативе.



Статья 36. Основания для начала рассмотрения дела.
1. Органы Антимонопольного комитета Украины начинают рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции за:
заявлениями субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав в результате действий или бездействия, определенных этим Законом как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции;
представлениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции;
собственной инициативе органов Антимонопольного комитета Украины.
В случае поступления от заявителя ходатайство о возможности наступления негативных последствий, связанных с подачей заявления, и с целью защиты его интересов рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции начинается по собственной инициативе органов Антимонопольного комитета Украины.
2. В случаях, когда действия или бездействие, которое содержит признаки нарушение законодательства о защите экономической конкуренции не имеет ощутимого влияния на условия конкуренции на рынке, заявителю может быть отказано в рассмотрении дела.
(часть вторая статьи 36 с изменениями, внесенными согласно Закону Украины от 31.05.2005 г. N 2596-IV)



Статья 37. Начало рассмотрения дела.
1. В случае выявления признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, в том числе последствий такого нарушения, органы Антимонопольного комитета Украины принимают распоряжение о начале рассмотрения дела.
(часть первая статьи 37 с изменениями, внесенными согласно Закону Украины от 31.05.2005 г. N 2596-IV)
2. Распоряжение о начале рассмотрения дела направляется ответчику в течение трех рабочих дней со дня его принятия. В случае когда ответчика определено после начала рассмотрения дела, ему в течение трех рабочих дней направляется распоряжение о привлечении к участию в деле в качестве ответчика вместе с распоряжением о начале рассмотрения дела.
(часть вторая статьи 37 с изменениями, внесенными согласно Закону Украины от 31.05.2005 г. N 2596-IV)
3. Сообщение о начале рассмотрения дела направляется заявителю и третьим лицам.



Статья 38. Объединение и выделение дел, приостановления рассмотрения дела и его обновления.
1. Органы Антимонопольного комитета Украины могут принять распоряжение об объединении нескольких дел в одну или о выделении дела для отдельного рассмотрения.
2. Рассмотрение дела может быть приостановлено по собственной инициативе соответствующего органа Антимонопольного комитета Украины или по заявлению лица, участвующего в деле, до завершения рассмотрения органом Антимонопольного комитета Украины, хозяйственным судом связанной с этим делом другого дела или до решения государственным органом связанного с ней другой вопрос. О приостановлении рассмотрения дела и его возобновление принимается распоряжение.



Статья 39. Лица, участвующие в деле.
1. Лицами, участвующими в деле, признаются: стороны, третьи лица, их представители.
2. Сторонами по делу ответчик и заявитель (в случае если дело начато по заявлению).
Заявителем является лицо, подавшее заявление, представление о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.
Ответчиком является лицо, в отношении которого осуществляется разбирательство дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.
Третьим лицом является лицо, привлеченное к участию в деле в связи с тем, что решение может существенно затронуть ее права и интересы, охраняемые Законом. О признании третьим лицом органами Антимонопольного комитета Украины принимается распоряжение, о чем извещаются лица, участвующие в деле.
3. Установив, что в качестве ответчика к участию в деле должна быть вовлечена другое лицо, органами Антимонопольного комитета Украины принимается распоряжение о замене ответчика или о привлечении к участию в деле соответчиков, о чем извещаются лица, участвующие в деле.



Статья 40. Права и обязанности лиц, участвующих в деле.
1. Лица, которые принимают или принимали участие в деле, имеют право:
знакомиться с материалами дела (кроме информации с ограниченным доступом, а также информации, разглашение которой может нанести ущерб интересам других лиц, которые принимают () принимали участие в деле, или помешать дальнейшему рассмотрению дела);
приводить доказательства, подавать ходатайства, устные и письменные объяснения (возражения), предложения по вопросам, которые выносятся на экспертизу;
(абзац третий части первой статьи 40 с изменениями, внесенными согласно Закону Украины от 23.02.2006 г. N 3486-IV)
получать копии решений в деле (выдержки из них, кроме информации с ограниченным доступом, а также информации, разглашение которой может нанести ущерб интересам других лиц, участвовавших в деле);
обжаловать решение в порядке, определенном законом.
2. Лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами.



Статья 41. Обеспечение доказательств.
1. Доказательствами по делу могут быть любые фактические данные, которые дают возможность установить наличие или отсутствие нарушения.
Эти данные устанавливаются следующими средствами: объяснениями сторон и третьих лиц, объяснениями должностных лиц и граждан, письменными доказательствами, вещественными доказательствами, заключениями экспертов.
Устные объяснения сторон, третьих лиц, служебных или должностных лиц и граждан, которые содержат данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии нарушения, фиксируются в протоколе.
2. Сбор доказательств осуществляется Антимонопольным комитетом Украины, его территориальными отделениями независимо от местонахождения доказательств.
3. Лица, участвующие в деле, имеют право предоставлять доказательства и доводить их достоверность (объективность).


Статья 42. Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции.
1. Субъект хозяйствования не может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, если истек срок давности привлечения к ответственности.
Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции составляет пять лет со дня совершения нарушения, а в случае длящегося нарушения - со дня окончания совершения нарушения.
Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренные пунктами 13 - 16 статьи 50 настоящего Закона, составляет три года со дня совершения нарушения, а в случае длящегося нарушения - со дня окончания совершения нарушения.
2. Течение срока давности приостанавливается на время рассмотрения органами Антимонопольного комитета Украины дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.



Статья 43. Обеспечение проведения экспертизы.
1. Органы Антимонопольного комитета Украины по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, имеют право назначать экспертизу, о чем принимается распоряжение.
2. Назначая экспертизу и устанавливая круг вопросов, которые следует поставить перед экспертами, соответствующий орган Антимонопольного комитета Украины обязан учесть предложения сторон и других лиц, участвующих в деле. Отклонение вопросов, предложенных лицами, участвующими в деле, орган Антимонопольного комитета Украины должен мотивировать. В распоряжении о назначении экспертизы указываются вопросы, на которые нужны выводы экспертов, и лицо, которое будет проводить экспертизу.
(часть вторая статьи 43 в редакции Закона Украины от 23.02.2006 г. N 3486-IV)
3. Экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами. Экспертом может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми знаниями для дачи заключения.
4. Орган Антимонопольного комитета Украины, если это необходимо для дачи заключения, может предоставить эксперту для ознакомления материалы дела. При этом эксперт не имеет права разглашать информацию с ограниченным доступом, а также информацию, разглашение которой может нанести ущерб интересам других лиц, которые принимают () принимали участие в деле, или помешать дальнейшему рассмотрению дела, что содержится в материалах дела.
5. Эксперт имеет право заявлять ходатайство о предоставлении материалов, необходимых для дачи заключения, и указывать в заключении на обстоятельства, которые имеют значение для дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалов недостаточно или если он не обладает необходимыми знаниями для выполнения возложенной на него обязанности.
(часть пятая статьи 43 в редакции Закона Украины от 23.02.2006 г. N 3486-IV)
6. В случае необходимости проведения дополнительных исследований, а также в случае противоречивости выводов нескольких экспертов орган Антимонопольного комитета Украины может назначить дополнительную или повторную экспертизу.
7. Эксперт за разглашение информации с ограниченным доступом или иной информации, распространение которой запрещено, дачу ложного заключения или за отказ без уважительных причин от выполнения возложенных на него обязанностей несет уголовную ответственность в соответствии с законом.
8. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются за счет лица, которое совершило нарушение законодательства о защите экономической конкуренции. В случае отказа в возмещении указанных расходов лицо, которое понесло эти расходы, может обратиться к хозяйственного суда с заявлением об их возмещении.



Статья 44. Изъятие доказательств, наложение ареста.
1. Изъятие письменных и вещественных доказательств, в частности документов, предметов или других носителей информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, проводится на основании распоряжения уполномоченного государственного Антимонопольного комитета Украины или председателя территориального отделения лично или уполномоченными ими работниками Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения в случаях, если:
доказательства не было предоставлено и есть достаточные основания полагать, что документы, предметы или другие носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу, находятся в определенном месте;
существует угроза, что соответствующие документы, предметы или другие носители информации могут быть уничтожены.
2. В случае изъятия оригиналов письменных доказательств Антимонопольный комитет Украины или его территориальное отделение на ходатайство лица, у которого изъяты соответствующие доказательства, в течение трех дней со дня внесения ходатайства предоставляет этому лицу заверенные копии этих доказательств. Заверенные Антимонопольным комитетом Украины или его территориальным отделением копии письменных доказательств имеют силу оригинала при предъявлении их другим лицам.
3. Если изъятие письменных доказательств затруднено, например через их многочисленность или вследствие того, что только часть из них имеет значение для дела, уполномоченные работники Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений могут получать выписки из них, заверенные в установленном порядке лицом, которому принадлежат документы.
По ходатайству лиц, у которых были изъяты оригиналы письменных доказательств, эти доказательства могут быть возвращены после окончания срока обжалования решения органа Антимонопольного комитета Украины к хозяйственного суда. В материалах соответствующего дела остается копия письменного доказательства, заверенная в установленном порядке лицом, которому возвращается оригинал.
В отдельных случаях вещественные доказательства после осмотра и исследования их соответствующим органом Антимонопольного комитета Украины могут быть возвращены по ходатайству лиц, от которых они были получены, до окончания рассмотрения дела, если удовлетворение такого ходатайства возможно без ущерба для рассмотрения дела.
4. В случае, когда изъять доказательства нет возможности, государственный уполномоченный, председатель территориального отделения Антимонопольного комитета Украины или уполномоченные ими работники Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения накладывают арест на предметы, документы, иные носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу.
5. Изъятие или наложение ареста на имущество, предметы, документы, другие носители информации проводится в рабочее время независимо от их местонахождения, в том числе в служебных помещениях и транспортных средствах, принадлежащих субъекту хозяйствования, на рабочих местах работников на основании распоряжения уполномоченного государственного или председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины; в местах проживания и других владениях лиц - на основании решения хозяйственного суда.
Об изъятии или наложение ареста на имущество, предметы, документы, другие носители информации составляется протокол, в котором указываются дата его составления, фамилия и должность лица, проводившего изъятие, наложила арест, перечень изъятых или тех, на которые наложен арест, предметов, документов, других носителей информации или имущества. Протокол подписывается двумя уполномоченными сотрудниками Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений, которые провели изъятие, наложили арест. Протокол также подписывают лица, которые присутствовали при изъятии, наложении ареста.
В случае отказа лиц от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
Копия протокола об изъятии, наложение ареста предоставляется субъекту хозяйствования, документы, предметы, другие носители информации у которого были изъяты, арестованы, или вручается представителю субъекта хозяйствования.
6. Возвращение изъятых предметов, документов, других носителей информации оформляется протоколом в порядке, установленном для изъятия.
О возврате или снятии ареста с имущества, предметов, документов, других носителей информации государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины, председатель территориального отделения Антимонопольного комитета Украины принимает распоряжение.
7. Антимонопольный комитет Украины, его территориальные отделения обеспечивают хранение письменных и вещественных доказательств.
За утаивание, растрату или потерю предметов, документов, других носителей информации лица, которому они переданы на хранение, несут ответственность, предусмотренную законом.



Статья 45. Содействие проведению рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.
Для обеспечения проведения рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, в частности выполнения действий, предусмотренных статьей 44 настоящего Закона, органы внутренних дел, таможенные органы и другие правоохранительные органы обязаны предоставлять в пределах предоставленных им прав помощь Антимонопольному комитету Украины, его территориальным отделением.



Статья 46. Рекомендации органов Антимонопольного комитета Украины.
1. Органы Антимонопольного комитета Украины имеют право предоставлять рекомендации органам власти, органам местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, субъектам хозяйствования, объединением относительно прекращения действий, которые содержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, устранение причин возникновения этих нарушений и способствующих им условий, а в случае, если нарушение прекращено, - относительно принятия мер для устранения последствий этих нарушений. Рекомендации предоставляются в форме письма.
2. Рекомендации органов Антимонопольного комитета Украины подлежат обязательному рассмотрению органами или лицами, которым они предоставлены. О результатах их рассмотрения Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению сообщается в десятидневный срок со дня получения рекомендаций, если органами Антимонопольного комитета Украины не продлен этот срок.
3. При условии выполнения положений рекомендаций в случае, если нарушение не привело к существенному ограничению или искажению конкуренции, не нанесло значительный ущерб отдельным лицам или обществу и приняты соответствующие меры для устранения последствий нарушения, производство по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции не начинается, а начатое производство закрывается.



Статья 47. Предварительное решение по делу.
1. В процессе рассмотрения дела органы Антимонопольного комитета Украины по поданному субъектом хозяйствования заявлением о принятии мер для предотвращения негативных и непоправимым последствиям для субъектов хозяйствования в результате нарушения законодательства о защите экономической конкуренции могут принять предварительное решение о:
запрет лицу (ответчику), в действиях которого усматриваются признаки нарушения, совершать определенные действия, в том числе о блокировании ценных бумаг;
обязательное совершение определенных действий, если безотлагательное совершение этих действий является необходимым исходя из законных прав и интересов других лиц.
2. Предварительное решение может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 60 настоящего Закона, в пятнадцатидневный срок со дня его получения. Этот срок не может быть восстановлен.
3. В случае закрытия рассмотрения дела в связи с недоказанностью совершения нарушения ответчик может обратиться к хозяйственного суда о возмещении ему субъектом хозяйствования, который подал заявление в соответствии с частью первой настоящей статьи, убытков, причиненных в связи с принятием предварительного решения.
4. Предыдущее решение, если в нем не указано более короткий срок, теряет силу со дня получения ответчиком решения, принятого по результатам рассмотрения дела.



Статья 48. Решения по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.
1. По результатам рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции органы Антимонопольного комитета Украины принимают решения, в том числе о:
  • признание совершения нарушения законодательства о защите экономической конкуренции;
  • прекращении нарушения законодательства о защите экономической конкуренции;
  • обязательства органа власти, органа местного самоуправления, органа административно-хозяйственного управления и контроля отменить или изменить принятое им решение или расторгнуть соглашения, признаны антиконкурентными действиями органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля;
  • признание субъекта хозяйствования таким, что занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке;
  • принудительное разделение субъекта хозяйствования, который занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке;
  • наложение штрафа;
  • блокирование ценных бумаг;
  • устранения последствий нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, в частности устранения или смягчения негативного влияния согласованных действий, концентрации субъектов хозяйствования на конкуренцию;
    (абзац девятый части первой статьи 48 в редакции Закона Украины от 05.07.2011 г. N 3567-VI)
  • отмена разрешения на согласованные действия в случае совершения действий, запрещенных в соответствии со статьей 19 настоящего Закона;
  • обнародование ответчиком за собственные средства официальной информации Антимонопольного комитета Украины или его территориального отделения относительно решения, принятого по делу о нарушениях, в том числе опубликование решений в полном объеме (за исключением информации с ограниченным доступом, а также определенной соответствующим государственным уполномоченным, председателем территориального отделения информации, разглашение которой может нанести ущерб интересам других лиц, участвовавших в деле), в срок и способ, определенные этим решением или законодательством;
  • закрытие производства по делу.
2. Органы Антимонопольного комитета Украины, которые приняли решение, не имеют права его отменить или изменить, кроме случаев, предусмотренных статьей 58 настоящего Закона. Они могут исправить допущенные в решении описки или явные арифметические ошибки, разъяснить свое решение, не изменяя его содержания, а также принять дополнительное решение, если вопрос, что были исследованы во время рассмотрения дела, принято решение.
3. С целью защиты общественных интересов или предотвращения негативных или непоправимым последствиям для субъектов хозяйствования органы Антимонопольного комитета Украины принимают решение о признании решения, принятого в соответствии с частью первой настоящей статьи, части первой статьи 30 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции", таким, действие которого не прекращается в связи с:
  • нарушением хозяйственным судом производство по делу о признании его недействительным;
  • просмотром соответствующего решения (постановления) хозяйственного суда.
(абзацы третий и четвертый части третьей статьи 48 заменено одним абзацем согласно Закону Украины от 15.05.2003 г. N 762-IV, в связи с этим абзац пятый считать абзацем четвертым)
Решение органа Антимонопольного комитета Украины, предусмотренное настоящей частью, может быть принято по заявлению лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе органов Антимонопольного комитета Украины. Такое решение может приниматься как перед подачей соответствующего заявления к хозяйственного суда, так и после подачи такого заявления, если хозяйственным судом не приостановлено действие решения органа Антимонопольного комитета Украины, которое обжалуется.



Статья 49. Основания закрытия рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.
Рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции подлежит закрытию без принятия решения по существу, если:
  • дело не подлежит рассмотрению в Антимонопольном комитете Украины, его территориальном отделении;
  • не установлено ответчика или его местонахождение;
  • ответчика - юридическое лицо ликвидировано;
  • уже рассмотрено ли рассматривается органами Антимонопольного комитета Украины дело из тех же оснований относительно того самого ответчика;
  • не доказано совершение нарушения;
  • есть другие основания, предусмотренные законом.

 


А Вы знаете что?

По конституции президенты США принимают присягу ровно в полдень.