Статья 23. Участки для голосования.
Для проведения голосования и подсчета голосов при проведении референдумов территория районов, городов, районов в городах, поселков городского типа и сельсоветов делится на участки для голосования.
Участки для голосования образуются также в воинских частях, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, местах нахождения граждан, расположенных в труднодоступных районах, а также на судах, находящихся в день проведения референдума в плавании. Такие участки могут быть образованы, если для этого имеются необходимые условия, при представительствах Украины за границей.
Участки для голосования образуются районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов или их председателями. В воинских частях участки для голосования образуются соответствующими Советами народных депутатов или их председателями по представлению командиров частей или воинских соединений. На судах, находящихся в день проведения референдума в плавании, участки для голосования образуются соответствующими Советами народных депутатов или их председателями по месту порта приписки судна. При представительствах Украины за границей такие участки образуются Советами народных депутатов или их председателями по представлению Министерства иностранных дел Украины.
Участки для голосования образуются не позднее чем за полтора месяца до всеукраинского и 20 дней — до местного референдума. В воинских частях, а также в труднодоступных районах, на судах, находящихся в день проведения референдума в плавании, участки для голосования образуются в тот же срок, а в исключительных случаях — не позднее чем за пять дней до референдума.
Участки для голосования образуются с числом от 20 до 3000 граждан, имеющих право участвовать в референдуме, а в необходимых случаях — с меньшим или большим числом граждан.
Соответствующий Совет народных депутатов или его председатель оповещают граждан о границах каждого участка для голосования с указанием местонахождения участковой комиссии по референдуму и помещений для голосования.
Статья 24. Комиссии по референдуму.
Для подготовки и проведения всеукраинского референдума в Украине образуются комиссии:
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму;
комиссия Республики Крым по всеукраинскому референдуму;
областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские комиссии по референдуму;
участковые комиссии по референдуму.
До образования Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму ее функции выполняет Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Украины.
Для подготовки и проведения местного референдума в пределах административно-территориальных единиц, где он проводится, образуются комиссии:
областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские комиссии по референдуму;
участковые комиссии по референдуму.
В случае объявления и проведения одновременно двух или нескольких референдумов, комиссии, образованные в предусмотренном настоящим Законом порядке, являются общими для всех одновременно объявляемых референдумов.
Комиссии по референдуму могут быть образованы на основе существующих избирательных комиссий.
В случае, если референдум проводится одновременно с выборами народных депутатов или Президента Украины, могут быть образованы совместные комиссии по референдуму и выборам.
Статья 25. Образование Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму.
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму образуется Верховным Советом Украины по представлению Верховного Совета Республики Крым или его Президиума, областных, Киевского и Севастопольского городских Советов народных депутатов или их председателей с учетом предложений органов политических партий, массовых движений, общественных организаций, трудовых коллективов или их советов, коллективов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, собраний граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, а также по представлению республиканских органов политических партий, массовых движений, общественных организаций и инициативных групп всеукраинского референдума не позднее чем за полтора месяца до референдума в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и 27 членов комиссии.
Статья 26. Полномочия Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму.
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму:
1) регистрирует инициативные группы всеукраинского референдума;
2) организует подготовку и проведение всеукраинского референдума;
3) осуществляет на всей территории Украины контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение; дает разъяснения о порядке применения Закона, входит в случае необходимости в Верховный Совет Украины с представлением о его толковании;
4) направляет деятельность комиссии Республики Крым по всеукраинскому референдуму, областных, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских комиссий по референдуму; определяет порядок внесения изменений в состав этих комиссий;
5) распределяет средства по комиссиям по референдуму; контролирует обеспечение комиссий по референдуму помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
6) устанавливает формы списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, протоколов заседаний комиссий по референдуму, других документов проведения референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по референдуму, порядок хранения документов проведения референдума;
7) заслушивает сообщения государственных и общественных органов Украины по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
8) образует счетные группы для подведения итогов референдума, подводит итоги референдума в целом по республике, публикует в печати сообщения об итогах референдума;
9) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по референдуму и принимает окончательные решения по этим вопросам;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 27. Образование комиссии Республики Крым по всеукраинскому референдуму, областных, городских, районных в городах, поселковых, сельских комиссий по референдуму.
Комиссия Республики Крым по всеукраинскому референдуму образуется Верховным Советом или его Президиумом не позднее чем за полтора месяца до всеукраинского референдума в составе 9-19 членов комиссии.
Областная, районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская комиссия по референдуму образуется соответствующим Советом народных депутатов или его председателем не позднее чем за полтора месяца до всеукраинского и 25 дней — до местного референдума в составе 9-19 членов комиссии.
Представители в состав комиссий по референдуму выдвигаются крымскими республиканскими, областными, районными, городскими, районными в городах органами политических партий, массовых движений, общественных организаций или их исполнительными органами, первичными организациями политических партий, массовых движений, трудовыми коллективами или их советами, коллективами профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, собраниями граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Председатель, заместители председателя и секретарь комиссии по референдуму избираются на первом заседании соответствующей комиссии.
Статья 28. Полномочия комиссии Республики Крым по всеукраинскому референдуму, областной, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской комиссии по референдуму.
Комиссия Республики Крым по всеукраинскому референдуму, областная, районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская комиссии по референдуму:
1) организует подготовку и проведение всеукраинского или, соответственно, местного референдума, осуществляет на территории Республики Крым, области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение;
2) направляет деятельность нижестоящих комиссий по референдуму;
3) распределяет средства по комиссиям по референдуму; контролирует обеспечение их помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
4) заслушивает сообщения участковых комиссий по референдуму, руководителей местных органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
5) осуществляет надзор за своевременным представлением участковыми комиссиями по референдуму для всеобщего ознакомления списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
6) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими участковых комиссий по референдуму;
7) образует счетные группы для подведения итогов референдума, подводит итоги референдума на территории Республики Крым, соответствующего Совета народных депутатов;
8) устанавливает результаты местного референдума, проводимого в пределах административно-территориальной единицы, где действует соответствующая комиссия по референдуму;
9) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий по референдуму и принимает по этим вопросам окончательные решения;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 29. Образование участковых комиссий по референдуму.
Участковая комиссия по референдуму образуется в составе 5-19 членов районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов или их председателями не позднее чем за 40 дней до всеукраинского и 15 дней — до местного референдума. В необходимых случаях, по решению соответствующего Совета народных депутатов или его председателя, количественный состав участковой комиссии по референдуму может быть увеличен или уменьшен.
Представители в состав участковой комиссии по референдуму выдвигаются районными, городскими, районными в городах органами политических партий, массовых движений, общественных организаций или их исполнительными органами, трудовыми коллективами или их советами, коллективами профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, общественными поселковыми, сельскими, уличными, квартальными, участковыми, домовыми комитетами, собраниями граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
В трудовых коллективах, коллективах профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений численностью свыше 200 человек выдвижение представителей в состав участковой комиссии по референдуму может проводиться на собраниях коллективов цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений, если в этих подразделениях насчитывается не менее 20 человек.
Председатель, заместители председателя и секретарь участковой комиссии по референдуму избираются на ее первом заседании.
Статья 30. Полномочия участковой комиссии по референдуму.
Участковая комиссия по референдуму:
1) вывешивает в помещении участка текст проекта закона, решения, выносимого на референдум, предоставляет гражданам возможность ознакомления с ним во время подготовки к проведению референдума и в день голосования;
2) составляет список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, по участку;
3) проводит ознакомление граждан со списком, принимает и рассматривает заявления о неправильностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
4) принимает от граждан, переменивших место своего пребывания в период между представлением списков для всеобщего ознакомления и днем референдума, бюллетени в закрытых конвертах и обеспечивает тайну волеизъявления граждан;
5) оповещает граждан о дне проведения референдума и месте голосования;
6) обеспечивает подготовку помещения для голосования и ящиков для голосования;
7) организует голосование в день проведения референдума на участке;
8) образует счетную группу для подсчета голосов, производит подсчет голосов, поданных на участке для голосования;
9) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки референдума и организации голосования и принимает по ним решения;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 31. Организация работы комиссий по референдуму.
Заседания комиссии по референдуму являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии по референдуму.
Решения комиссии по референдуму, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
Решения и действия комиссии по референдуму могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по референдуму, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, также в суд.
Лицо, входящее в состав комиссии по референдуму, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от исполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Статья 32. Содействие комиссиям по референдуму в осуществлении их полномочий.
Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по референдуму в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы.
Комиссия по референдуму имеет право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии по референдуму ответ не позднее чем в трехдневный срок.
Статья 33. Список граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
Председатели городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов обеспечивают организацию учета граждан, имеющих право участвовать в референдуме, и составление соответствующих списков и передают списки участковым комиссиям по референдуму.
Список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляется по каждому участку для голосования и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии по референдуму. Для участия в работе по составлению списка участковая комиссия может привлекать представителей общественности.
Списки военнослужащих, находящихся в воинских частях и имеющих право участвовать в референдуме, а также членов семей военнослужащих и других граждан, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
Списки граждан по участкам для голосования, образованным в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, а также на судах, находящихся в день референдума в плавании, при представительствах Украины за границей, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений и капитанами судов.
В список граждан, имеющих право принимать участие в референдуме, включаются все граждане Украины, достигшие ко дню или в день референдума 18 лет и проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования.
Гражданин может быть включен в список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, только на одном участке для голосования.
Граждане, проживающие на территории данного участка для голосования и по каким-либо причинам пропущенные в списке, включаются в него по решению участковой комиссии по референдуму.
Статья 34. Ознакомление граждан со списками и право на обжалование неправильностей в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления за десять дней до референдума. На участках для голосования, образованных в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, а также в исключительных случаях в воинских частях, на судах, находящихся в день референдума в плавании, списки граждан представляются за два дня до референдума.
Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком и проверить правильность его составления в помещении участковой комиссии по референдуму.
Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в нем неточности в указании данных о нем. Заявление о неправильности в списке рассматривается участковой комиссией по референдуму, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума — немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список или выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Исправление в списке в соответствии с решением районного (городского) народного суда производится немедленно участковой комиссией по референдуму.
Статья 35. Обеспечение права граждан на участие в референдуме при перемене места своего пребывания.
При перемене гражданином места своего пребывания в период между представлением списков для всеобщего ознакомления и днем референдума участковая комиссия по референдуму по просьбе гражданина и по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность, выдает бюллетень для голосования. В получении бюллетеня для голосования гражданин расписывается в списке лиц, которые могут участвовать в референдуме. Заполненный бюллетень в закрытом конверте опускается гражданином в опломбированный или опечатанный ящик и хранится участковой комиссией по референдуму до дня референдума.
Статья 36. Бюллетень для голосования.
В бюллетене для голосования содержится название выносимого на референдум проекта (проектов) закона, решения и предлагается гражданину ответить «да» или «нет» на вопрос о принятии или отклонении этого проекта (проектов).
В случае вынесения на референдум двух или нескольких вопросов, для каждого из этих вопросов устанавливается отдельный бюллетень.
В случае проведения одновременно двух или нескольких референдумов бюллетени для голосования, используемые во время каждого из них, должны отличаться по цвету.
Содержание и форма бюллетеней для голосования при проведении всеукраинского или местного референдума устанавливаются соответственно Верховным Советом Украины и областными, районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов. Содержание бюллетеня не может противоречить сущности формулировки вопроса, определенного в требовании народных депутатов или граждан Украины о проведении референдума.
Бюллетени для голосования печатаются на украинском языке, а в случае необходимости и на других языках, которыми пользуются граждане участка для голосования, имеющие право участвовать в референдуме.
Бюллетени для голосования вручаются участковым комиссиям по референдуму не позднее чем за десять дней до местного референдума.
Для проведения голосования и подсчета голосов при проведении референдумов территория районов, городов, районов в городах, поселков городского типа и сельсоветов делится на участки для голосования.
Участки для голосования образуются также в воинских частях, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, местах нахождения граждан, расположенных в труднодоступных районах, а также на судах, находящихся в день проведения референдума в плавании. Такие участки могут быть образованы, если для этого имеются необходимые условия, при представительствах Украины за границей.
Участки для голосования образуются районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов или их председателями. В воинских частях участки для голосования образуются соответствующими Советами народных депутатов или их председателями по представлению командиров частей или воинских соединений. На судах, находящихся в день проведения референдума в плавании, участки для голосования образуются соответствующими Советами народных депутатов или их председателями по месту порта приписки судна. При представительствах Украины за границей такие участки образуются Советами народных депутатов или их председателями по представлению Министерства иностранных дел Украины.
Участки для голосования образуются не позднее чем за полтора месяца до всеукраинского и 20 дней — до местного референдума. В воинских частях, а также в труднодоступных районах, на судах, находящихся в день проведения референдума в плавании, участки для голосования образуются в тот же срок, а в исключительных случаях — не позднее чем за пять дней до референдума.
Участки для голосования образуются с числом от 20 до 3000 граждан, имеющих право участвовать в референдуме, а в необходимых случаях — с меньшим или большим числом граждан.
Соответствующий Совет народных депутатов или его председатель оповещают граждан о границах каждого участка для голосования с указанием местонахождения участковой комиссии по референдуму и помещений для голосования.
Статья 24. Комиссии по референдуму.
Для подготовки и проведения всеукраинского референдума в Украине образуются комиссии:
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму;
комиссия Республики Крым по всеукраинскому референдуму;
областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские комиссии по референдуму;
участковые комиссии по референдуму.
До образования Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму ее функции выполняет Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Украины.
Для подготовки и проведения местного референдума в пределах административно-территориальных единиц, где он проводится, образуются комиссии:
областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские комиссии по референдуму;
участковые комиссии по референдуму.
В случае объявления и проведения одновременно двух или нескольких референдумов, комиссии, образованные в предусмотренном настоящим Законом порядке, являются общими для всех одновременно объявляемых референдумов.
Комиссии по референдуму могут быть образованы на основе существующих избирательных комиссий.
В случае, если референдум проводится одновременно с выборами народных депутатов или Президента Украины, могут быть образованы совместные комиссии по референдуму и выборам.
Статья 25. Образование Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму.
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму образуется Верховным Советом Украины по представлению Верховного Совета Республики Крым или его Президиума, областных, Киевского и Севастопольского городских Советов народных депутатов или их председателей с учетом предложений органов политических партий, массовых движений, общественных организаций, трудовых коллективов или их советов, коллективов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, собраний граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, а также по представлению республиканских органов политических партий, массовых движений, общественных организаций и инициативных групп всеукраинского референдума не позднее чем за полтора месяца до референдума в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и 27 членов комиссии.
Статья 26. Полномочия Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму.
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму:
1) регистрирует инициативные группы всеукраинского референдума;
2) организует подготовку и проведение всеукраинского референдума;
3) осуществляет на всей территории Украины контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение; дает разъяснения о порядке применения Закона, входит в случае необходимости в Верховный Совет Украины с представлением о его толковании;
4) направляет деятельность комиссии Республики Крым по всеукраинскому референдуму, областных, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских комиссий по референдуму; определяет порядок внесения изменений в состав этих комиссий;
5) распределяет средства по комиссиям по референдуму; контролирует обеспечение комиссий по референдуму помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
6) устанавливает формы списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, протоколов заседаний комиссий по референдуму, других документов проведения референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по референдуму, порядок хранения документов проведения референдума;
7) заслушивает сообщения государственных и общественных органов Украины по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
8) образует счетные группы для подведения итогов референдума, подводит итоги референдума в целом по республике, публикует в печати сообщения об итогах референдума;
9) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по референдуму и принимает окончательные решения по этим вопросам;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 27. Образование комиссии Республики Крым по всеукраинскому референдуму, областных, городских, районных в городах, поселковых, сельских комиссий по референдуму.
Комиссия Республики Крым по всеукраинскому референдуму образуется Верховным Советом или его Президиумом не позднее чем за полтора месяца до всеукраинского референдума в составе 9-19 членов комиссии.
Областная, районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская комиссия по референдуму образуется соответствующим Советом народных депутатов или его председателем не позднее чем за полтора месяца до всеукраинского и 25 дней — до местного референдума в составе 9-19 членов комиссии.
Представители в состав комиссий по референдуму выдвигаются крымскими республиканскими, областными, районными, городскими, районными в городах органами политических партий, массовых движений, общественных организаций или их исполнительными органами, первичными организациями политических партий, массовых движений, трудовыми коллективами или их советами, коллективами профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, собраниями граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Председатель, заместители председателя и секретарь комиссии по референдуму избираются на первом заседании соответствующей комиссии.
Статья 28. Полномочия комиссии Республики Крым по всеукраинскому референдуму, областной, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской комиссии по референдуму.
Комиссия Республики Крым по всеукраинскому референдуму, областная, районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская комиссии по референдуму:
1) организует подготовку и проведение всеукраинского или, соответственно, местного референдума, осуществляет на территории Республики Крым, области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение;
2) направляет деятельность нижестоящих комиссий по референдуму;
3) распределяет средства по комиссиям по референдуму; контролирует обеспечение их помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
4) заслушивает сообщения участковых комиссий по референдуму, руководителей местных органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
5) осуществляет надзор за своевременным представлением участковыми комиссиями по референдуму для всеобщего ознакомления списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
6) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими участковых комиссий по референдуму;
7) образует счетные группы для подведения итогов референдума, подводит итоги референдума на территории Республики Крым, соответствующего Совета народных депутатов;
8) устанавливает результаты местного референдума, проводимого в пределах административно-территориальной единицы, где действует соответствующая комиссия по референдуму;
9) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий по референдуму и принимает по этим вопросам окончательные решения;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 29. Образование участковых комиссий по референдуму.
Участковая комиссия по референдуму образуется в составе 5-19 членов районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов или их председателями не позднее чем за 40 дней до всеукраинского и 15 дней — до местного референдума. В необходимых случаях, по решению соответствующего Совета народных депутатов или его председателя, количественный состав участковой комиссии по референдуму может быть увеличен или уменьшен.
Представители в состав участковой комиссии по референдуму выдвигаются районными, городскими, районными в городах органами политических партий, массовых движений, общественных организаций или их исполнительными органами, трудовыми коллективами или их советами, коллективами профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, общественными поселковыми, сельскими, уличными, квартальными, участковыми, домовыми комитетами, собраниями граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
В трудовых коллективах, коллективах профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений численностью свыше 200 человек выдвижение представителей в состав участковой комиссии по референдуму может проводиться на собраниях коллективов цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений, если в этих подразделениях насчитывается не менее 20 человек.
Председатель, заместители председателя и секретарь участковой комиссии по референдуму избираются на ее первом заседании.
Статья 30. Полномочия участковой комиссии по референдуму.
Участковая комиссия по референдуму:
1) вывешивает в помещении участка текст проекта закона, решения, выносимого на референдум, предоставляет гражданам возможность ознакомления с ним во время подготовки к проведению референдума и в день голосования;
2) составляет список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, по участку;
3) проводит ознакомление граждан со списком, принимает и рассматривает заявления о неправильностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
4) принимает от граждан, переменивших место своего пребывания в период между представлением списков для всеобщего ознакомления и днем референдума, бюллетени в закрытых конвертах и обеспечивает тайну волеизъявления граждан;
5) оповещает граждан о дне проведения референдума и месте голосования;
6) обеспечивает подготовку помещения для голосования и ящиков для голосования;
7) организует голосование в день проведения референдума на участке;
8) образует счетную группу для подсчета голосов, производит подсчет голосов, поданных на участке для голосования;
9) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки референдума и организации голосования и принимает по ним решения;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 31. Организация работы комиссий по референдуму.
Заседания комиссии по референдуму являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии по референдуму.
Решения комиссии по референдуму, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
Решения и действия комиссии по референдуму могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по референдуму, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, также в суд.
Лицо, входящее в состав комиссии по референдуму, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от исполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Статья 32. Содействие комиссиям по референдуму в осуществлении их полномочий.
Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по референдуму в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы.
Комиссия по референдуму имеет право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии по референдуму ответ не позднее чем в трехдневный срок.
Статья 33. Список граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
Председатели городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов обеспечивают организацию учета граждан, имеющих право участвовать в референдуме, и составление соответствующих списков и передают списки участковым комиссиям по референдуму.
Список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляется по каждому участку для голосования и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии по референдуму. Для участия в работе по составлению списка участковая комиссия может привлекать представителей общественности.
Списки военнослужащих, находящихся в воинских частях и имеющих право участвовать в референдуме, а также членов семей военнослужащих и других граждан, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
Списки граждан по участкам для голосования, образованным в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, а также на судах, находящихся в день референдума в плавании, при представительствах Украины за границей, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений и капитанами судов.
В список граждан, имеющих право принимать участие в референдуме, включаются все граждане Украины, достигшие ко дню или в день референдума 18 лет и проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования.
Гражданин может быть включен в список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, только на одном участке для голосования.
Граждане, проживающие на территории данного участка для голосования и по каким-либо причинам пропущенные в списке, включаются в него по решению участковой комиссии по референдуму.
Статья 34. Ознакомление граждан со списками и право на обжалование неправильностей в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления за десять дней до референдума. На участках для голосования, образованных в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, а также в исключительных случаях в воинских частях, на судах, находящихся в день референдума в плавании, списки граждан представляются за два дня до референдума.
Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком и проверить правильность его составления в помещении участковой комиссии по референдуму.
Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в нем неточности в указании данных о нем. Заявление о неправильности в списке рассматривается участковой комиссией по референдуму, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума — немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список или выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Исправление в списке в соответствии с решением районного (городского) народного суда производится немедленно участковой комиссией по референдуму.
Статья 35. Обеспечение права граждан на участие в референдуме при перемене места своего пребывания.
При перемене гражданином места своего пребывания в период между представлением списков для всеобщего ознакомления и днем референдума участковая комиссия по референдуму по просьбе гражданина и по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность, выдает бюллетень для голосования. В получении бюллетеня для голосования гражданин расписывается в списке лиц, которые могут участвовать в референдуме. Заполненный бюллетень в закрытом конверте опускается гражданином в опломбированный или опечатанный ящик и хранится участковой комиссией по референдуму до дня референдума.
Статья 36. Бюллетень для голосования.
В бюллетене для голосования содержится название выносимого на референдум проекта (проектов) закона, решения и предлагается гражданину ответить «да» или «нет» на вопрос о принятии или отклонении этого проекта (проектов).
В случае вынесения на референдум двух или нескольких вопросов, для каждого из этих вопросов устанавливается отдельный бюллетень.
В случае проведения одновременно двух или нескольких референдумов бюллетени для голосования, используемые во время каждого из них, должны отличаться по цвету.
Содержание и форма бюллетеней для голосования при проведении всеукраинского или местного референдума устанавливаются соответственно Верховным Советом Украины и областными, районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов. Содержание бюллетеня не может противоречить сущности формулировки вопроса, определенного в требовании народных депутатов или граждан Украины о проведении референдума.
Бюллетени для голосования печатаются на украинском языке, а в случае необходимости и на других языках, которыми пользуются граждане участка для голосования, имеющие право участвовать в референдуме.
Бюллетени для голосования вручаются участковым комиссиям по референдуму не позднее чем за десять дней до местного референдума.