Статья 37. Время и место голосования.
Во время референдума голосование проводится в день референдума с 7 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия по референдуму оповещает граждан не позднее чем за десять дней до референдума.
На участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных районах, на судах, находящихся в день референдума в плавании, участковая комиссия может объявить голосование законченным ранее 20 часов, если проголосовали все граждане, включенные в список.
Статья 38. Организация голосования.
Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы граждане, подходя к ним, обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.
Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления граждан, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая комиссия по референдуму.
В день референдума перед началом голосования ящики для голосования проверяет, пломбирует или опечатывает председатель участковой комиссии по референдуму в присутствии членов комиссии.
Каждый гражданин голосует лично; голосование за других лиц не допускается. Бюллетени для голосования выдаются участковой комиссией по референдуму на основании списка граждан по предъявлении гражданином паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность. При получении бюллетеня для голосования в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме, гражданин ставит подпись.
В случаях, когда отдельные граждане по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия по референдуму по их просьбе поручает отдельным членам комиссии организовать голосование в местонахождении этих граждан.
Статья 39. Проведение голосования.
Бюллетени для голосования заполняются голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме члена комиссии по референдуму.
Гражданин при заполнении бюллетеня вычеркивает в нем одно из двух слов: «да» или «нет».
В случае проведения одновременно двух или нескольких референдумов или вынесения на референдум двух или нескольких вопросов гражданин получает и заполняет бюллетени отдельно по каждому из референдумов и вопросов.
Заполненные бюллетени голосующий опускает в ящик для голосования.
Статья 40. Подсчет голосов на участке для голосования.
Подсчет голосов на участке для голосования производится участковой комиссией по референдуму.
Ящики, а также закрытые конверты, переданные участковой комиссии голосующими, переменившими место своего пребывания, вскрываются участковой комиссией по референдуму после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков и конвертов до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием ящиков и конвертов все неиспользованные бюллетени для голосования подсчитываются и погашаются участковой комиссией по референдуму.
Участковая комиссия по референдуму по списку граждан, имеющих право участвовать в референдуме, устанавливает общее число граждан на участке, а также число граждан, получивших бюллетени и передавших закрытые конверты. На основании бюллетеней, находившихся в ящиках и конвертах, комиссия устанавливает: общее число граждан, принявших участие в голосовании, число граждан, голосовавших за одобрение поставленного на референдум проекта закона, решения, и число граждан, голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными.
Признаются недействительными бюллетени для голосования неустановленного образца, а также бюллетени, не содержащие точно высказанного решения граждан. Если возникают сомнения в действительности бюллетеня, вопрос решается участковой комиссией по референдуму путем голосования.
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии по референдуму и заносятся в протокол. В случае проведения одновременно двух или нескольких референдумов протокол по каждому из них составляется отдельно. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и незамедлительно направляется в соответствующую районную, городскую, районную в городе, поселковую, сельскую комиссию по референдуму.
Статья 41. Установление результатов референдума.
На основании протоколов участковых комиссий по референдуму городская (городов без районного деления), районная в городе, поселковая, сельская комиссия по референдуму определяет: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, получивших бюллетени; число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, голосовавших за одобрение поставленного на референдум проекта закона, решения, и число граждан, голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными.
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании соответствующей комиссии и заносятся в протокол, который направляется в вышестоящую комиссию по референдуму. На основании представленных протоколов комиссия Республики Крым по все-украинскому референдуму, областная, районная, городская (городов с районным делением) комиссия по референдуму производит подсчет голосов в пределах административно-территориальных единиц, результаты которого заносятся в протокол, который направляется в вышестоящую комиссию по референдуму.
Результаты всеукраинского референдума устанавливаются и заносятся в протокол на заседании Центральной комиссии по все-украинскому референдуму на основании протоколов областных комиссий по референдуму.
При проведении местного референдума в пределах территории области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета результаты референдума устанавливаются и заносятся в протокол на заседании соответствующей комиссии по референдуму.
Протокол с результатами подсчета голосов или результатами референдума подписывается председателем, заместителями председателя, секретарем и членами соответствующей комиссии по референдуму.
Соответствующая комиссия по референдуму может признать результаты референдума недействительными из-за допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона.
Проект закона, решения считается принятым гражданами, если за него было подано большинство голосов граждан от числа принявших участие в референдуме.
Референдум признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины граждан, внесенных в списки для голосования, а референдум по вопросам досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Украины и Президента Украины признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее двух третей от общего числа граждан, внесенных в списки для голосования.
Сообщения о результатах референдума публикуются соответствующей комиссией не позднее чем на десятый день после референдума. В сообщении указывается: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, голосовавших за одобрение вынесенного на референдум проекта закона, решения, и число граждан, голосовавших против его одобрения; число недействительных бюллетеней.
Статья 42. Гласность при определении результатов референдумов.
На заседаниях комиссий по референдуму при подсчете голосов и определении результатов голосования вправе присутствовать представители трудовых коллективов, общественных организаций, политических партий, массовых движений, коллективов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, собраний граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, органов государственной власти. Полномочия указанных представителей удостоверяются письменной доверенностью или
удостоверением.
О намерении представителей присутствовать в день проведения референдума в помещениях для голосования или на заседаниях комиссий по референдуму должно быть сообщено соответствующим комиссиям не позднее чем за два дня до голосования. Вмешательство указанных представителей в работу комиссий по референдуму не допускается. Представителям может быть отказано в присутствии на заседаниях комиссий по референдуму лишь в случаях, если у них нет соответствующих письменных доверенностей или
удостоверений.
Представители могут присутствовать в помещениях для голосования или на заседаниях участковых комиссий, образованных в воинских частях, за исключением случаев, когда их деятельность проводится на секретных военных объектах. Перечень таких участков и комиссий определяется Центральной комиссией по все-украинскому референдуму совместно с командованием соответствующих военных округов.
Представителям средств массовой информации гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с проведением референдумов. Комиссии по референдуму, государственные органы предоставляют им информацию, связанную с проведением референдума.
Статья 43. Повторные референдумы.
Если при проведении всеукраинского или местного референдума были допущены грубые нарушения настоящего Закона, Верховный Совет Украины в месячный срок, а соответствующий местный Совет народных депутатов — в 15-дневный срок могут назначить повторный всеукраинский или местный референдум на всей территории республики, соответствующей административно-территориальной единице или ее части. В таком случае может быть принято решение об образовании комиссии по референдуму в новом составе.
Во время референдума голосование проводится в день референдума с 7 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия по референдуму оповещает граждан не позднее чем за десять дней до референдума.
На участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных районах, на судах, находящихся в день референдума в плавании, участковая комиссия может объявить голосование законченным ранее 20 часов, если проголосовали все граждане, включенные в список.
Статья 38. Организация голосования.
Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы граждане, подходя к ним, обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.
Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления граждан, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая комиссия по референдуму.
В день референдума перед началом голосования ящики для голосования проверяет, пломбирует или опечатывает председатель участковой комиссии по референдуму в присутствии членов комиссии.
Каждый гражданин голосует лично; голосование за других лиц не допускается. Бюллетени для голосования выдаются участковой комиссией по референдуму на основании списка граждан по предъявлении гражданином паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность. При получении бюллетеня для голосования в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме, гражданин ставит подпись.
В случаях, когда отдельные граждане по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия по референдуму по их просьбе поручает отдельным членам комиссии организовать голосование в местонахождении этих граждан.
Статья 39. Проведение голосования.
Бюллетени для голосования заполняются голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме члена комиссии по референдуму.
Гражданин при заполнении бюллетеня вычеркивает в нем одно из двух слов: «да» или «нет».
В случае проведения одновременно двух или нескольких референдумов или вынесения на референдум двух или нескольких вопросов гражданин получает и заполняет бюллетени отдельно по каждому из референдумов и вопросов.
Заполненные бюллетени голосующий опускает в ящик для голосования.
Статья 40. Подсчет голосов на участке для голосования.
Подсчет голосов на участке для голосования производится участковой комиссией по референдуму.
Ящики, а также закрытые конверты, переданные участковой комиссии голосующими, переменившими место своего пребывания, вскрываются участковой комиссией по референдуму после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков и конвертов до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием ящиков и конвертов все неиспользованные бюллетени для голосования подсчитываются и погашаются участковой комиссией по референдуму.
Участковая комиссия по референдуму по списку граждан, имеющих право участвовать в референдуме, устанавливает общее число граждан на участке, а также число граждан, получивших бюллетени и передавших закрытые конверты. На основании бюллетеней, находившихся в ящиках и конвертах, комиссия устанавливает: общее число граждан, принявших участие в голосовании, число граждан, голосовавших за одобрение поставленного на референдум проекта закона, решения, и число граждан, голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными.
Признаются недействительными бюллетени для голосования неустановленного образца, а также бюллетени, не содержащие точно высказанного решения граждан. Если возникают сомнения в действительности бюллетеня, вопрос решается участковой комиссией по референдуму путем голосования.
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии по референдуму и заносятся в протокол. В случае проведения одновременно двух или нескольких референдумов протокол по каждому из них составляется отдельно. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и незамедлительно направляется в соответствующую районную, городскую, районную в городе, поселковую, сельскую комиссию по референдуму.
Статья 41. Установление результатов референдума.
На основании протоколов участковых комиссий по референдуму городская (городов без районного деления), районная в городе, поселковая, сельская комиссия по референдуму определяет: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, получивших бюллетени; число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, голосовавших за одобрение поставленного на референдум проекта закона, решения, и число граждан, голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными.
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании соответствующей комиссии и заносятся в протокол, который направляется в вышестоящую комиссию по референдуму. На основании представленных протоколов комиссия Республики Крым по все-украинскому референдуму, областная, районная, городская (городов с районным делением) комиссия по референдуму производит подсчет голосов в пределах административно-территориальных единиц, результаты которого заносятся в протокол, который направляется в вышестоящую комиссию по референдуму.
Результаты всеукраинского референдума устанавливаются и заносятся в протокол на заседании Центральной комиссии по все-украинскому референдуму на основании протоколов областных комиссий по референдуму.
При проведении местного референдума в пределах территории области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета результаты референдума устанавливаются и заносятся в протокол на заседании соответствующей комиссии по референдуму.
Протокол с результатами подсчета голосов или результатами референдума подписывается председателем, заместителями председателя, секретарем и членами соответствующей комиссии по референдуму.
Соответствующая комиссия по референдуму может признать результаты референдума недействительными из-за допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона.
Проект закона, решения считается принятым гражданами, если за него было подано большинство голосов граждан от числа принявших участие в референдуме.
Референдум признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины граждан, внесенных в списки для голосования, а референдум по вопросам досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Украины и Президента Украины признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее двух третей от общего числа граждан, внесенных в списки для голосования.
Сообщения о результатах референдума публикуются соответствующей комиссией не позднее чем на десятый день после референдума. В сообщении указывается: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, голосовавших за одобрение вынесенного на референдум проекта закона, решения, и число граждан, голосовавших против его одобрения; число недействительных бюллетеней.
Статья 42. Гласность при определении результатов референдумов.
На заседаниях комиссий по референдуму при подсчете голосов и определении результатов голосования вправе присутствовать представители трудовых коллективов, общественных организаций, политических партий, массовых движений, коллективов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, собраний граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, органов государственной власти. Полномочия указанных представителей удостоверяются письменной доверенностью или
удостоверением.
О намерении представителей присутствовать в день проведения референдума в помещениях для голосования или на заседаниях комиссий по референдуму должно быть сообщено соответствующим комиссиям не позднее чем за два дня до голосования. Вмешательство указанных представителей в работу комиссий по референдуму не допускается. Представителям может быть отказано в присутствии на заседаниях комиссий по референдуму лишь в случаях, если у них нет соответствующих письменных доверенностей или
удостоверений.
Представители могут присутствовать в помещениях для голосования или на заседаниях участковых комиссий, образованных в воинских частях, за исключением случаев, когда их деятельность проводится на секретных военных объектах. Перечень таких участков и комиссий определяется Центральной комиссией по все-украинскому референдуму совместно с командованием соответствующих военных округов.
Представителям средств массовой информации гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с проведением референдумов. Комиссии по референдуму, государственные органы предоставляют им информацию, связанную с проведением референдума.
Статья 43. Повторные референдумы.
Если при проведении всеукраинского или местного референдума были допущены грубые нарушения настоящего Закона, Верховный Совет Украины в месячный срок, а соответствующий местный Совет народных депутатов — в 15-дневный срок могут назначить повторный всеукраинский или местный референдум на всей территории республики, соответствующей административно-территориальной единице или ее части. В таком случае может быть принято решение об образовании комиссии по референдуму в новом составе.