Любой интернет-бизнес начинается с домена !

А домены покупаются на → Metka.UA

Правовед

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

§ 48. Status civitatis.

E-mail Печать PDF
Как уже упоминалось раньше, основным принципом древнего римского, как и всякого вообще древнего, права было правило, что только римский гражданин, только civis Romanus пользуется защитой права; только civis Romanus может быть, поэтому, членом гражданского общества и субъектом прав. Всякий негражданин, всякий иностранец, принципиально рассматривался как hostis, как враг, стоящий вне правового общения, могущий быть захваченным в плен и, таким образом, быть превращенным в раба. Известную защиту он мог приобрести себе только обходным путем в виде клиентела. Это исключение иностранцев от правового общения касалось не только прав политических, но и прав гражданских: правовою защитой пользовался человек только потому, что он гражданин. Вот почему Status civitatis являлось в глазах римских юристов непременным условием гражданской правоспособности.

Из этого правила относительно иностранцев в древнем Риме было только одно исключение—в пользу latini, т. е. жителей латинских общин, входивших вместе с римлянами в состав латинского союза (т. н. latini prisci или veteres). Все latini имели, без различия гражданства, полное jus соттеrсіі, т. е. полную имущественную правоспособность наравне с римскими гражданами, а jus connubii лишь тогда, когда оно было тем или другим из них специально предоставлено.

После союзнической войны (90 и 89 г. до Р. X.), когда почти вся Италия получила права римского гражданства, latinitas, как историческое явление, исчезла, но она удерживается, как известная юридическая категория, как известная совокупность прав, и в таком виде применяется вплоть до закона Каракаллы в двух направлениях: а) jus Latii даруется особыми специальными актами тем или другим отдельным вне-Италийским общинам, а иногда даже целым провинциям (т. н. latini coloniarii)[1]; б) в силу указанного выше закона—lex Junia Norbana—в положение латинян ставятся некоторые виды вольноотпущенников, которые и называются поэтому latini Juniani. Юридическая правоспособность этих последних, однако, ограничена в одном существенном отношении: на случай их смерти они не могли ни распоряжаться своим имуществом по завещанию, ни передавать его своим детям в наследство по закону; их наследство jure peculii переходило к прежнему господину (Gai. In. III. 56).

Закон Каракаллы, превратив всех жителей римской империи в cives, этим самым уничтожил latini coloniari, но не уничтожил latini Juniani, которые продолжали существовать вплоть до Юстиниана.

Все другие чужестранцы, кроме латинян, назывались в республиканском Риме, как было уже указано ранее, перегринама. Развитие мирных сношений между римлянами и иностранцами заставило римлян отступиться от старого воззрения, что чужестранец—hostis. Это было сделано сначала по отношению к гражданам тех государств, с которыми Рим вступал в договор—т. н. civitates foederatae. Этими договорами устанавливалась взаимная охрана граждан договорившихся государств (recuperatio, откуда название recuperatores—см. в § 25). Позже, однако, такая охрана была распространена и на peregrini dediticii, а вместе с тем архаический принцип беззащитности чужестранцев потерял свое значение.

Правовая охрана перегринов была, однако, неодинаковой с cives: собственно римское право—jus civile—-и его специфически-национальные институты были для них недоступны. Они охранялись в особом порядке, из которого выросло мало-помалу jus gentium. Ho важно было уже то, что перегрины теперь не бесправны. Lex Julia 90 г. и lex Plautia Papiria 89 г. уничтожили перегринов в Италии, а закон Каракаллы 212 г. везде в Империи. Но в то же время peregrinitas так же, как и latinitas, получает в период Империи значение юридической категории и применяется в двух случаях: а) за известные преступления cives низводятся в положение peregrini и b) no lex Aelia Sentia в такое же положение попадают при отпущении на волю клейменные в наказание рабы (Gai. I. 13).

Закон Каракаллы даровал civitas только подданным Римской Империи. Вследствие этого все не подданные (варвары—германцы, славяне и т. д.) и в праве Юстиниана считаются за peregrini. Ho римское право к тому времени, как известно, само настолько пропиталось принципами juris gentium, что в области гражданского права существенных различий между подданным и неподданным нет. И с этой точки зрения старое учение о Status civitatis, как необходимом условии гражданской правоспособности, почти утратило свой практический смысл.
 


А Вы знаете что?

Первая поправка к Конституции США гласит: "Конгресс не должен издавать ни одного закона, ограничивающего свободу слова и печати".