Правовед

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Глава 26. Промысловый налог. Организация промыслового налога. Две системы промыслового обложения. Развитие обложения промыслов в России. Положение о государственном промысловом налоге. Обложение промыслов во Франции, в Англии, Италии, Пруссии и Австрии.

E-mail Печать PDF
При современном складе народного хозяйства, промышленность и торговля получают в нем все большее развитие и все большее и большее число лиц посвящает этим занятиям свои капиталы, силы и способности, добывая таким путем средства для ведения своего частного хозяйства. Значит, из этого источника может и должна уделяться известная доля и на расходы финансовых хозяйств. И теперь каждое цивилизованное государство уже имеет более или менее выработанную систему обложения промышленных и торговых занятий. Широкое распространение промысловых налогов и их выдающееся финансовое значение составляют продукты новой экономической жизни. В русской ученой литературе имеется специальное исследование о промысловом налоге, именно Д. Львова «Промысловый налог и методы его установления в западноевропейских государствах и России», 1880 г.

А когда в 1893 году возбудился вопрос о реформе нашего промыслового обложения, Департамент торговли и мануфактур собрал обильный материал относительно обложения промыслов в России и в иностранных государствах. В результате были изданы названным Департаментом прекрасно составленные «Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России» и «Обзор иностранных законодательств о промысловом обложении».

Гельд говорит, что первым теоретическим обоснователем промысловой подати был Юсти - писатель половины ХVIII века, а что таковая стала необходимым элементом податных систем только в XIX веке после того, как она была установлена во Франции в 1791 г. Но это не совсем верно: уже Борнитц, писатель начала XVII века, указывал на возможность промыслового налога. Из истории же развития налогов видно, что обложение промыслов практиковалось уже исстари. Особенно распространены были разные промысловые сборы в средневековых немецких городах. Конечно, прежние сборы с промыслов не имели такого правильного и постоянного характера, как современные промысловые налоги.

Но и последние еще далеки от совершенства. Лоренц Штейн замечает по этому поводу, что обложение промыслов и в финансовой науке и в податной практике до сих пор находится в переходном положении.

Даже нет еще полного согласия во взглядах относительно того, что должно быть объектом промыслового налога. Ведь, в промыслах действует целый ряд различных факторов, и промысловый доход всегда есть продукт, как постоянных и оборотных капиталов, помещенных в торговое и промышленное предприятие, так и личных способностей и сил предпринимателей и индивидуальных обстоятельств места и времени. Некоторые экономисты и требуют разграничения всех этих видов доходов по источникам. Но такой анализ промыслового дохода - дело невыполнимое. Единственно возможным представляется обложение его во всей совокупности, безразлично от разных его источников

Некоторые ученые крайне распространяют понятие промыслов, относя к таковым и свободные профессии и даже простой личный труд. Но для настоящего промысла требуется непременно соединение капитала и труда, и только такой промысел может быть объектом настоящего промыслового налога. Доходы же от свободных профессий могут быть облагаемы подоходными налогами, а доходы от личного труда - личным налогом. Впрочем, в некоторых государствах промысловые налоги распространяются и на свободные профессии и даже на поденщиков.

Определение промысловых доходов, истинного объекта и источника промысловой подати, т. е. производство промыслового кадастра, крайне трудно. Оно было еще несколько легче при существовании цехов, т.е. при корпоративном строе промыслов, и при слабом развитии торговых сношений. В последнее же время оно очень усложнилось под влиянием всемирного характера торговли, быстроты торговых оборотов и постоянного прогресса в области открытий и изобретений.

Для определения доходности, а следовательно, и налогоспособности промыслов обращаются преимущественно к следующим признакам: 1) Принимают за масштаб обложения величину постоянного капитала в промысле: стоимость зданий и величину помещений, силу машин на заводах, число поставов на мельницах, вместимость судов и т. д. 2) Руководствуются величиной оборотного капитала в промыслах или торговле, о каковой заключают на основании количества перерабатываемых материалов, по числу рабочих и т. п. 3) Исходят из величины сбыта, о каковой чаще всего судят по населенности пункта, в котором находится облагаемое предприятие.

Все названные признаки способствуют более или менее правильному обложению промыслов, принадлежащих к одной категории; но они не облегчают сравнения между собой отдельных категорий промыслов по их доходности и нисколько не помогают распределить равномерно между ними податное бремя стороны, технических познаний по части разных отраслей промышленности; кроме того, она может быть достигнута только при знакомстве с индивидуальными обстоятельствами, в каких находятся в каждой местности торговля и промыслы, - а также с обстоятельствами, в каких находятся отдельные предприниматели. Для этого необходимо участие в распределении промыслового налога местных элементов.

Обыкновенно сельскохозяйственные промыслы облагаются в поземельном налоге, а потому в большинстве государств промысловые подати на них не распространяются, но в некоторых государствах, напр., в Баварии и Бадене, сельские хозяева, занимающиеся обработкой своих продуктов, платят, сверх поземельного налога, и промысловый.

Разные системы промыслового обложения можно привести, как это и делает Гельд, к двум основным группам: 1) обложению промыслов по французской патентной системе, 2) по немецкой подоходной системе.

Французская система ведет свое начало с французского патентного налога, установленного в 1791 году. По идее это в чистом виде обложение источников дохода, а не самых доходов, и осуществляется оно чрез обложение права на производство известных промыслов. Но и во Франции этот способ обложения не приводится во всей чистоте, так как и там сказывается стремление настичь истинные доходы плательщиков чрез прибавление к постоянным окладам промысловой подати еще и пропорциональных. Вполне же такое стремление выразилось в Прусском законе 1820 г., положившем начало другой системе промыслового обложения, которую Гельд называет немецкой. Эта система состоит в обложении отдельных промыслов по их доходности, причем принимаются во внимание и индивидуальные обстоятельства.

При этом существуют две системы подоходного промыслового обложения: окладная, применяемая в Англии и Италии, и раскладочная, практикующаяся в Пруссии и Австрии.

Действующее в России промысловое обложение состоит из комбинации патентной и подоходной систем.

Промысловая подать не могла иметь большого значения в Древней Руси, так как последняя была страной земледельческой по преимуществу. Самым существенным источником для уплаты взимавшихся в то время сборов были сельские промыслы, связанные с землей. Сначала поземельной, а потом общей податной единицей была соха. При обложении торговли и промыслов податной единицей являлась особая промысловая соха, выражавшая податную силу разных промыслов, напр., в соху клалось разное число торговых людей, смотря по степени их имущественной состоятельности; или же сохе приравнивались: в рыбном промысле - каждый невод, в солеваренном - каждая солеваренная сковорода и т. п.

В XVII веке с посадских, т. е. городских обывателей, представлявших собою преимущественно торговый и промышленный класс, взимались своего рода подоходные налоги (5-я и 30-я деньга).

В 1721 году Петр Великий, стремясь объединить купечество в общественном отношении (чтобы «рассыпанную сию храмину паки собрать» гласил указ Петра об учреждении в С.-Петербурге Главного магистрата), разделил граждан (городских обывателей) на гильдии: первую гильдию составляли крупные купцы и промышленники, вторую гильдию - мелкие купцы и ремесленники (последние, в свою очередь, разделялись на цехи), а прочие граждане (чернорабочие и наемники) были включены в третий разряд, который уже не назывался гильдией. При учреждении Петром гильдий, к таковым не было приурочено никакого специального сбора.

В 1722 году на посадских, в том числе и на купцов, была распространена подушная подать в размере 40 алтын или 1 руб. 20 коп. с души (прежние сборы отпали), но рядом с последней взимались различные сборы с некоторых промыслов, напр., с лавок, харчевен, бань, кузниц, мельниц, рыбных ловель и т. д. Число таких сборов постоянно возрастало, но все они носили случайный характер и устанавливались без всякой системы.

В 1775 г. Екатерина II отменила разные сборы с отдельных промыслов и установила гильдейский сбор с купеческого сословия, которое вместе с тем было освобождено от подушной подати.

Чтобы принадлежать к купеческому сословию и иметь право заниматься промыслами и торговлей, надо было объявить «по совести» свои капиталы, и платить с него гильдейский сбор в размере 1 процента. Низший размер купеческого капитала был установлен в 500 руб.; купцы, объявившие от 500 - 1000 руб., составляли 3-ю гильдию, объявившие от 1000 - 10000 р. - 2-ю, а объявившие свыше 10000 руб. - 1-ю гильдию.

Впоследствии неоднократно происходили увеличения капиталов, какие требовались для причисления к гильдиям, и возвышения процента, взимаемого с объявленных купеческих капиталов.

В 1812 г. право торговли было предоставлено и крестьянам под условием выборки ими особых свидетельств, которых было установлено 4 разряда, причем, первые 3 разряда соответствовали гильдейским свидетельствам, а свидетельства 4-го разряда выдавались крестьянам с капиталами меньшими тех, какие в то время требовались для причисления к 3-й гильдии, именно - меньшими 8 тыс. руб., но не ниже 2 тыс. руб.

В 1824 г., по инициативе графа Канкрина, было издано «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». Этот закон положил начало новому периоду в развитии русского законодательства о торгово-промышленном обложении и внес в него начала патентной системы, заимствованной из Франции.

Главными изменениями, произведенными названным законом в промысловом обложении, были: 1) гильдейская подать из процентного сбора с объявляемых капиталов была обращена в неизменный оклад, взимаемый за свидетельства на право торговли; 2) был введен билетный сбор с излишнего против положенного числа (3 на каждое гильдейское свидетельство) лавок, и 3) для мещан и приказчиков, которые прежде были свободны от промыслового обложения, были установлены особые свидетельства.

В 1839 году при переложении на серебро, получились следующие оклады торговых сборов: для 1-й гильдии - 660 руб. сер., для 2-й - 264 руб., для 3-й - различные от 30 - 60 руб., смотря по местности; для крестьянских свидетельств первых трех разрядов были назначены такие же цены, что и для гильдий, а для четвертого разряда крестьянских свидетельств оклады были установлены от 12 - 23 руб., смотря по местности. Эти цены на гильдейские и крестьянские свидетельства оставались без изменения до 1861 г., когда они были возвышены; исключение было сделано только для свидетельств 1-й гильдии, цепа которых была понижена до 690 руб.

С самого начала 60-х годов в русском податном деле происходят преобразования. Между прочим, в Податной комиссии был составлен проект преобразования промыслового обложения. Этот проект удостоился в 1863 году Высочайшего утверждения под названием «Положения о пошлинах за право торговли и других промыслов». Названное Положение тотчас после его издания подверглось значительным дополнениям и изменениям. И 9 февраля 1865 г. получило Высочайшее утверждение новое Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов, которое действовало до последнего времени.

Проф. Лебедев очень удачно очертил главные особенности названного Положения, указав на таковые: 1) что в Положении под видовое понятие торговли подведено более широкое родовое понятие промысла, 2) что промысловый кадастр по этому Положению сводится к делению торговли на оптовую, розничную и мелочную и по классам местностей, 3) что объем торговых прав определяется запиской в гильдии и просто взятием промысловых свидетельств, с чем связано и различие в окладах налога, 4) что идею соразмерения налога с объемом торговых действий Положение осуществляет довольно неудачно в билетах на промышленные заведения, 5) что Положение к финансовой стороне податного дела примешивает сословную.

Как видно из самого названия этого налога, последний по своему характеру подходил к патентной системе.

Хотя Положение было значительным шагом вперед сравнительно с существовавшими до него узаконениями по промысловому обложению, тем не менее и оно оставляло желать весьма многого, главным образом потому, что оно не повело к равномерности в обложении промыслов.

При неразвитой промышленности и слабом ее обложении, с этим можно было мириться. Но, когда с одной стороны, произошло сильное развитие русской промышленности, а с другой стороны сильно, возросли русские государственные расходы, необходимо было подумать как об усилении фискального значения русского промыслового налога, так и об организации его на более равномерных началах. В видах этого, в 1885 году у нас были установлены новые налоги на торговлю и промыслы, именно дополнительный 3-х процентный сбор на доходы товариществ по участкам и дополнительный раскладочный сбор на гильдейские торговые и промышленные предприятия.

Эти налоги внесли новый элемент в наше промысловое обложение. В них уже было прямо выраженное стремление привести налог в соответствие с доходностью податного объекта, и, в этом отношении, дополнительные торговые сборы явились поворотом к подоходной системе обложения промыслов. В 1889 г дополнительный раскладочный сбор был распространен и на негильдейские предприятия.

В 1892 году дополнительный сбор с акционерных предприятий был повышен с 3 до 5%, а раскладочный сбор с гильдейских предприятий был увеличен на 25%. Вместе с тем последний сбор был распространен на предприятия, подлежащие платежу акцизных сборов; последняя категория предприятий при установлении раскладочного сбора не была подвергнута таковому.

Но, не взирая на эти преобразования, наше промысловое обложение продолжало быть весьма несовершенным, причем главным его недостатком была неравномерность. Законодательство о промысловом обложении не было объединено. В нем действовали рядом не приведенные в систему начала патентного и подоходного обложения. Оно отличалось устаревшим сословным характером. Будучи обременительным и стеснительным для многих мелких промыслов, оно слабо и неполно настигало некоторые крупные предприятия.

Новые дополнительные промысловые сборы в сущности явились не дополнительным, а самостоятельным налогом с промыслов и торговли и не были приведены в связь с пошлинами за право торговли и др. промыслов. Дополнительные сборы получили главным образом фискальное значение и не повели к полной равномерности промыслового обложения. Правда, доходность нашего промыслового обложения сильно возросла (с 1863 г. по 1895 г. - с 6 мил. руб. до 43 мил руб., т. е. в 7 раз), но все-таки не в такой степени, в какой за это время развились промышленность и торговля и возросли приносимые ими доходы. И налоги, какие в последнее время приходилось уплачивать торговле и промышленности, были гораздо легче сравнительно с податным бременем, какое несли некоторые другие отрасли народного хозяйства.

Между тем торговля и промышленность пользовались у нас особым покровительством; особенно способствовала их развитию и процветанию протекционная таможенная политика.

Все это побудило Финансовое Ведомство предпринять реформу промыслового обложения в видах его объединения, внесения в него большей уравнительности и увеличения приносимых им государству доходов.

Тщательно подготовленный Министерством финансов проект государственного промыслового налога, по обсуждении его в Государственном Совете, который сделал в нем незначительные изменения, был Высочайше утвержден 8 июня 1898 г. и с 1 января 1899 года был введен в действие.

По новому Положению о государственном промысловом налоге, последнему подлежат: 1) торговые предприятия, в том числе кредитные и страховые, торговое посредничество и всякого рода подряды и поставки; 2) промышленные предприятия: фабрично-заводские (в том числе и горнозаводские), ремесленные, горные и перевозочные, и 3) личные промысловые занятия.

Государственный промысловый налог состоит из основного и дополнительного, причем первый уплачивается посредством выборки промысловых свидетельств всеми торговыми и промышленными предприятиями и промысловыми занятиями, за исключением указанных в ст. 371 и 372 Устава о прямых налогах (изд. 1903 г.), а второй взимается: с акционерных предприятий, обязанных публичной отчетностью, в виде налога с капитала и процентного сбора с прибыли, а с прочих предприятий в виде раскладочного сбора и процентного сбора с прибыли, превышающей определенный в ст. 518 Устава размер.

В Уставе содержится подробный перечень предприятий и занятий, не подлежащих госуд. промысл. налогу.

Эти изъятия установлены не столько из теоретических соображений, сколько ради практических целей оказать покровительства таким предприятиям и занятиям, поддержка которых представлялась желательной ввиду их общеполезности или особого значения в народном хозяйстве.

Эти изъятия могут быть подведены под несколько категорий. Так, государственному промысловому налогу не подлежат: 1) предприятия, не преследующие исключительно коммерческих целей, напр., предприятия казенные, содержимые исключительно для казенных надобностей, государственные кредитные учреждения, предприятия, содержимые Кабинетом Его Императорского Величества и Ведомством Императрицы Марии, содержимые Духовным Ведомством заведения для приготовления и продажи потребных для богослужения предметов и для печатания и продажи учебных и духовно-нравственных книг и пособий, предприятия, содержимые, без отдачи их в аренду земскими, городскими и сословными учреждениями, в видах общественного благоустройства (освещение, водоснабжение и т. п.); общественного здравия, вспомоществования народному продовольствию (народные чайные, столовые и т. д.) и улучшения сельского хозяйства и развития кустарных промыслов, и т. д. 2) Предприятия общеполезные, хотя и не лишенные коммерческого характера, напр., служащие для благотворительных целей, народного образования и здравия (учебные и лечебные заведения,библиотеки , читальни, общеобразовательные музеи и т. д.), 3) Предприятия, освобождаемые от промыслового налога в видах покровительства сельскому хозяйству, кустарным промыслам, ремеслам и мелким горным промыслам. Так, освобождаются от промыслового налога сельскохозяйственная первичная обработка продуктов собственного, арендного или частью местного сельского хозяйства и собственного лесного хозяйства и сельскохозяйственные заведения, расположенные вне городских поселений, в пределах исключительно собственных или арендуемых имений и земель, и служащие для переработки продуктов собственного и частью местного сельского или собственного лесного хозяйства, а именно: а) заводы кирпичные, черепичные, гончарные, известеобжигательные, крахмальные, смолокуренные и для сухой перегонки дегтя маслодельни и сыроварни, с числом рабочих не более 20, хотя бы и при употреблении механических двигателей: б) лесопильни, имеющие не более одного рамного пильного станка, хотя бы при употреблении локомобиля, а также устроенные при них приспособления для выделки гонта, клепки и т. п. изделий, не имеющих характера столярной обработки дерева; в) мельницы ветряные, водяные, приводимые в движение локомобилями, имеющие не более четырех жерновых поставов или одного вальцового (а водяные мельницы - и при двух вальцовых поставах), а равно устроенные при мельницах крупорушки, имеющие не более четыре ступ, сукновальни, шерсточесальни, толчеи и т.п. немукомольные поставы, в числе не более одного постава каждого из упомянутых видов; г) маслобойни, имеющие не свыше десяти наемных работников или трех ручных прессов, а при употреблении механического пресса, - работающие не более четырех месяцев в году (в сельскохозяйственных заведениях в счет работников не принимаются лица занятые доставкой в заведения материалов производства и топлива и отвозом продуктов и отбросов производства); 4) предприятия, освобождаемые от обложения в видах покровительства мелкой (подвижной) торговле (к Уставу приложена роспись товаров, торговля коими дозволяется, без платежа государственного промыслового налога, в разнос и со всякого рода передвижных и переносимых помещений, а по промысловым свидетельствам для торговых предприятий IV разряда и из постоянных небольших помещений) и вывозу товаров за границу; и 5) вспомогательные предприятия, служащие необходимым условием и подспорьем для отечественной промышленности и торговли, напр. закупка внутри Империи и за границей для собственных промышленных и торговых заведений материалов и товаров, содержание промышленными предприятиями складочных помещений исключительно для хранения в них запасных машин и орудии, материалов производства, топлива и изделий, выработанных этими предприятиями, содержание всякого рода судов, за исключением служащих для перевозки пассажиров и грузов пароходов, и т. п.

Но, сверх всех перечисленных, существуют еще льготы по промысловому обложению, дарованные особою Высочайшею милостью, а также основанные на особых законоположениях. Так, свободны от промыслового налога торговля и другие промыслы, производимые Донскими и Уральскими казаками, в пределах их войсковых земель, а Амурскими и Уссурийскими казаками - в Амурской и Приморской областях. Вдовам и незамужним дочерям священно- и церковнослужителей, а равно отставным нижним чинам, поступившим на военную службу до окончания X народной ревизии (т.е. до 3 октября 1858 года), их женам, вдовам и незамужним дочерям даровано право содержать без платежа промыслового налога по одному торговому заведению мелочного торга, за исключением трактирных заведений и заведений для продажи питей, и по одному промышленному заведению без механических двигателей и с числом работников не свыше 15.

Госуд. промысл. налогу также не подлежат: казенные золотые и платиновые промыслы и земли, сданные в аренду частным лицам для добычи платины и золота, золото и платино-промышленные предприятия на казенных землях Верхнеудинского, Баргузинского, Селенгинского и Троицкосавского округов, а также на землях кабинета Е. И. Величества, промышленные заведения, приготовляющие русский чай, суда, агенты и конторы Общества Китайской Восточной железной дороги и Добровольного Флота, продажа рыбы, привозимой в г. Архангельск на поморских парусных судах, как добытой самыми продавцами лично или с помощью нанятых рабочих, так и скупленной ими у других промышленников по берегам Мурмана или Норвегии, и губернские дворянские кассы взаимопомощи.

Для определения размера промыслового налога местности Империи разделяются на классы сообразно степени развития в них торговли и промышленности, а торговые и промышленные предприятия и личные промысловые занятия распределяются на разряды. Разделение местностей Империи на классы, а предприятии и занятий на разряды, а также оклады основного промыслового налога устанавливаются росписями и ведомостями, приложенными к Уставу о прямых налогах. Разные местности Империи для платежа основного промыслового налога разделены на столицы и I, II, III и IV классы, торговые предприятия - на 5 разрядов, а промышленные предприятия - на 8 разрядов. Министру финансов, по соглашению с подлежащими ведомствами, предоставляется переводить отдельные местности, в случае упадка в них торговли и промышленности, из высших классов в низшие.

Основной промысловый налог взимается путем промысловых свидетельств которые должны быть выбираемы на каждое отдельное торговое или промышленное заведение, на каждое паровое судно, а также на каждый отдельный промысел или на личное промысловое занятие, за исключениями, указанными в ст. 371 и 372 Устава о прямых налогах. На торговые и промышленные заведения, освобожденные от государственного промыслового налога, должны быть, выбираемы особые бесплатные промысловые билеты.

Промысловое свидетельство на торговое заведение I разряда дает право на содержание без уплаты особого налога трех складочных помещений, свидетельство II разряда - двух складочных помещений и свидетельство III разряда - одного. На остальные, сверх указанного числа, складочные помещения торговых предприятий, а равно на складочные помещения промышленных предприятий, за исключением указанных в законе случаев, должны быть выбираемы особые промысловые на складочные помещения свидетельства.

Оклады основного промыслового налога на торговые и промышленные предприятия установлены в следующих размерах: для торговых предприятий 1 разряда цена промыслового свидетельства назначена повсеместно в 500 руб., на торговые заведения - в 30 р., на складочные при них помещения, для предприятия II разряда на торговые заведения в столицах - в 150 руб., в местностях I класса - в 125 руб., II класса - в 100 руб., III класса - в 75 руб. и IV класса - в 50 руб., а на складочные при них помещения - в 25, 20, 15, 12 и 10 руб., для предприятий III разряда на торговые заведения - в 30, 25, 20, 15 и 10 руб., а на складочные помещения - в 6, 5, 4, 8, и 2 руб., для предприятия IV разряда, на торговые заведения - в 12, 10, 8, 6 и 4 руб. для предприятии V разряда на развозный торг - в 20 руб. и на разносный торг - в 6 руб. повсеместно. Для промышленных предприятий цены свидетельств назначены для I, II, III, IV и V разрядов - в 1500, 1000, 500, 150 и 50 руб. повсеместно, для VI разряда, смотря по классу местности, - в 30, 25, 20, 15 и 10 руб., для VII разряда - в 15, 12, 10, 7 и 5 руб. и для VIII разряда - в 6, 5, 4, 3 и 2 руб.

Для торговли на ярмарках I класса (Нижегородской), II класса (продолжающихся свыше 21 дня) и III класса (продолжающихся от 15 до 21 дня) установлены свидетельства на 100, 50 и 40 руб. для оптовой торговли и в 25, 13 и 10 руб. для розничной торговли.

С паровых судов промысловый налог взимается в размере 7 коп. с каждого квадр. фута площади нагрева паровых котлов.

В приложении к Положению перечислены также оклады основного промыслового налога на личные промысловые занятия. Этому налогу подлежат приказчики I и II класса, странствующие приказчики (коммивояжеры), экспедиторы при таможнях,биржевые маклера и биржевые нотариусы, инспекторы и агенты страховых, кредитных, пароходных и других транспортных предприятий, разные торговые посредники, занимающиеся своим промыслом без содержания особых заведений, а также лица, входящие в состав правлений, советов, учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в предприятиях обязанных публичной отчетностью, а равно управляющие означенными предприятиями, их товарищи и уполномоченные. С последней категории лиц налог взимается в размере 2 р., с каждой сотни рублей получаемого ими вознаграждения.

С предприятий, принадлежащих акционерным обществам и разным товариществам по участкам, а равно кредитных установлений, обязанных публичной отчетностью, взимается, сверх основного промыслового налога, и дополнительный в виде налога с капитала. Этот налог уплачивается в размере 15 коп. с каждой сотни рублей основного капитала предприятия. В уплату налога с капитала зачитывается сумма основного налога, уплаченная по всем принадлежащим предприятию заведениям и складочным помещениям. Если эта сумма окажется выше приходящейся на предприятие суммы налога с капитала, то последний налог не взимается.

За основной капитал предприятия принимается нарицательная сумма сего капитала, значащаяся по отчету предприятия за истекший операционный год. К основному капиталу приравнивается складочный, паевый и другие тому подобные заменяющие его капиталы. Для кредитных установлений, выпускающих закладные листы или облигации и не имеющих основных капиталов (земельные банки, городские кредитные общества и т. п.), за таковые принимается 1/10 выпущенных ими закладных листов или облигаций. Основным капиталом иностранных предприятий, действующих в России, считается сумма их капитала, отделенная для операций в России.

С подлежащих налогу на капитал предприятий, если их чистая прибыль на основной капитал превышает 8%, взимается еще дополнительный процентный сбор с прибыли в следующих размерах: с предприятий, получивших чистую прибыль свыше 3, - до 1% - 3%, от 4 до 5 % - 4%, от 5 до 6% - 4 1/2 %, от 6 до 7% - 5 %, от 7 до 8 % - 5 1/2 %, от 8 до 9% - 5 3/4 % и от 9 до 10% - 6%. С предприятий, получивших свыше 10 % чистой прибыли на их основной капитал, взимается 6% со всякой полученной ими чистой прибыли и, сверх того, еще 5% с той суммы чистой прибыли, которая превышает 10%. Иностранные предприятия уплачивают сбор лишь с прибыли, полученной по операциям, производимым ими в России. Чистой прибылью, подлежащей платежу процентного сбора, считается разность, определенная по отчету предприятия за истекший операционный год, между суммой валового дохода и расходами на управление, содержание и эксплуатацию предприятия, на поддержание предприятия в исправности и на дела благотворительного характера.

Предприятия, не обязанные публичной отчетностью, а также личные промысловые занятия, за изъятиями, указанными в ст. 484-486 Устава о пр. н. подлежат, сверх основного промыслового налога, дополнительному раскладочному сбору. Последний не взимается в Приморской, Якутской, Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Закаспийской, Самаркандской, Семиреченской, Сыр Дарьинской, Ферганской, Дагестанской и Карсской областях и в округе Закатальском. В названных местностях, до распространения на них раскладочного сбора, взимается, взамен оного, при выборке промысловых свидетельств 25% с цены таковых.

От раскладочного сбора освобождаются торговые предприятия IV и V разрядов, промышленные предприятия VII и VIII разрядов, пароходные предприятия с общей площадью нагрева паровых котлов, не превышающей 300 квадр. фут., вновь возникшие предприятия, коим к 1 апреля не истек годичный срок со дня их открытия, предприятия, прибыль которых по всем торговым и промышленным заведениям или действиям одного лица в пределах одного податного участка не превышает: в столицах 300 руб., в местностях I класса 250 руб., II класса 200 руб., III класса 150 руб. и IV класса 100 руб., пароходные предприятия, прибыль которых не превышает 200 р., а также экспедиторы при таможнях, биржевые маклера и биржевые нотариусы, прибыль которых не превышает двойного размера уплаченного ими основного промыслового налога. Но раскладочным присутствиям предоставляется право освобождать от раскладочного сбора предприятия и занятия и с большей прибылью, в случае представления доказательств, что эти предприятия или занятия находятся в особенно затруднительном положении.

Общая на Империю сумма раскладочного сбора назначается на каждые 3 года в законодательном порядке. Эта сумма ежегодно уменьшается на ту часть раскладочного сбора, которая причиталась с предприятий, перешедших в истекшем году из числа предприятий, подлежащих раскладочному сбору, в разряд предприятий, уплачивающих налог с капитала и процентный сбор с прибыли.

Назначенная на Империю сумму раскладочного сбора распределяется ежегодно между губерниями и областями, сообразно с развитием в них торговли и промышленности по обсуждении составленных Отделом Торговли Министерства финансов предположений в Особом по промысловому налогу Присутствии. Постановления Присутствия по этому предмету приводятся в действие, с утверждения министра финансов, по соглашению в подлежащих случаях с министрами внутренних дел, военным и земледелия и государственных имуществ, а также с государственным контролером.

Назначенная на губернию или область сумма раскладочного сбора распределяется в начале каждого года между податными участками или отдельными отраслями торговли и промышленности, общим присутствием Казенной Палаты. Распределение раскладочного сбора между отдельными подлежащими ему предприятиями и занятиями производится, пропорционально вычисленной для каждого из них прибыли, Раскладочными Присутствиями.

В случае крупных пожаров, наводнений, эпидемий и т. п. бедствий, постигших предприятия какого-либо податного участка, министру финансов, по ходатайству общего присутствия Казенной Палаты, предоставляется уменьшать или слагать сумму раскладочного сбора, назначенную на пострадавший податной участок.

Предприятия и занятия, облагаемые раскладочным сбором, подлежат, сверх такового, еще платежу дополнительного процентного сбора с прибыли, за исключением оптовых складов вина и спирта, а также фабрик и заводов, выделывающих оплачиваемые акцизом продукты, и торговых предприятий III разряда и промышленных предприятий VI разряда в местностях IV класса.

Процентный сбор взимается лишь с той части исчисленной для обложения раскладочным сбором прибыли, которая превышает увеличенный в 30 раз оклад основного промыслового налога, уплаченного за данное предприятие или занятие. Процентный сбор взимается в размере 1 руб. с каждых 30 руб. только что упомянутого излишка прибыли, причем суммы менее 30 р. в расчет не принимаются. Процентный сбор исчисляется вместе с раскладочным сбором и вносится в общие с ним окладные листы.

Подлежащие раскладочному сбору товарищества полные и на вере, а также торговые предприятия I разряда и промышленные предприятия первых трех разрядов, в случае заявленного их владельцами Казенной Палате желания, облагаются вместо раскладочного и процентного сбора налогом с капитала и процентным сбором, если докажут размер своих основных капиталов и будут представлять правильные отчеты.

Новое Положение сохранило купеческое сословие. Именно, лица, имеющие право по существующим узаконениям вступать в купеческое сословие и приписанные к купеческим обществам, пользуются, при условии взятия особых сословных купеческих свидетельств, правами купцов первой гильдии при выборке ими промысловых свидетельств на торговые предприятия первых трех разрядов, или на пароходные предприятия, за которые платится свыше 500 руб. в год основного промыслового налога, и купцов второй гильдии при выборке ими промысловых свидетельств на торговые предприятия II разряда, или на промышленные предприятия IV либо V разрядов, или на пароходные предприятия, уплачивающие от 50 до 500 руб. основного налога. Свидетельство первой гильдии стоит 30 руб., а свидетельство второй гильдии - 20 руб., независимо от сборов на местные общественные и на сословные купеческие надобности. Гильдейские свидетельства выбираются одновременно с промысловыми. Промысловое свидетельство, выданное на имя полного товарищества или торгового дома, дает право на получение только одного сословного купеческого свидетельства на имя главы этого дома. Невозобновление в установленный срок промысловых свидетельств, влечет за собою утрату сословных купеческих прав.

Общее по Империи заведывание делами, относящимися до государственного промыслового налога, принадлежит Министерству финансов по отделу торговли.

Для разработки вопросов, относящихся до госуд. промысл. налога при названном Отделе образуется Особое по промысловому налогу Присутствие, состоящее, под председательством Управляющего Отделом Торговли, из Помощника Управляющего Отделом Торговли и одного представителя от Отдела Промышленности, назначаемого министром финансов, по одному представителю от Департаментов окладных и таможенных сборов, Главного управления казенной продажи питей и Неокладных сборов и Особенной Канцелярии по кредитной части, по назначению министра финансов, по одному представителю от Министерств внутренних дел, военного, юстиции и земледелия и государственных имуществ, а также государственного контроля и главного управления торгового мореплавания и портов, по назначению главных начальников подлежащих ведомств, по одному представителю от С.-Петербургской губернской земской и городской управ, по назначению сих управ, и 8-ми лиц, утверждаемых министром финансов на 4 года из кандидатов, избираемых по 2 от биржевых комитетов и купеческих управ различных районов Империи, по указанию министра финансов. Каждому из названных представителей назначается по одному заместителю.

Местное заведывание промысловым налогом возложено на Казенные Палаты.

Дела по дополнительному промысловому налогу рассматриваются в общем присутствии Казенной Палаты, при участии на правах членов по одному представителю от местных акцизного и горного управлений, по одному члену губернской земской управы и городской управы губернского города, по назначению сих управ, и 6 лиц из числа плательщиков дополнительного промыслового налога, из которых 4 избираются купеческим обществом губернского города (а в городах, где существуютбиржи . по 2 биржевым и купеческим обществами), одно - губернским земским собранием и одно городской думой губернского города. В губерниях, где существуют совещательные по торговле и промышленности учреждения, последним предоставлено избирать в состав общего присутствия Казенной Палаты по одному представителю из числа своих членов.

Для рассмотрения жалоб на постановления Казенных Палат и общих их присутствий по делам о государственном промысловом налоге образуются губернские или областные по промысловому налогу присутствия, состоящие, под председательством губернатора, из вице-губернатора, управляющих Казенной Палатой и акцизными сборами, прокурора местного окружного суда или его товарища, председателя губернской земской управы и городского головы губернского города или лиц, их заступающих, а также двух лиц, избираемых на 4 года из плательщиков дополнительного промыслового налога: одного губернским земским собранием и одного городской думой губернского города.

Для распределения раскладочного сбора в каждом податном участке образуются раскладочные по промысловому налогу присутствия, состоящие, под председательством податного инспектора или его помощника из членов (по одному) от акцизного и горного ведомств и 6 лиц, избираемых из плательщиков раскладочного сбора. Министру финансов предоставлено разрешать, сообразно с местными условиями, образование нескольких раскладочных присутствий в одном податном участке или одного раскладочного присутствия для нескольких податных участков, а также - избрание в состав раскладочных присутствий вместо плательщиков раскладочного сбора управляющих их предприятиями.

Непосредственный надзор за исполнением правил Положения о государственном промысловом налоге и поверка торговли и промыслов возложены на податных инспекторов и их помощников, при содействии торговых депутатов и заменяющих их лиц местного торгового надзора.

Последствием изложенного преобразования нашего промыслового налога было сильное возрастание его доходности, получившееся от усиления обложения крупных и прибыльных предприятий и от распространения налога на некоторые предприятия и занятия, до того ему не подлежавшие.

В 1901 г. наш государственный промысловый налог дал более 68 м. р., из которых 33 3/4 м.р. пришлось на долю основного промыслового налога. За последние 10 лет доходность этого налога почти удвоилась.

Французский промысловый налог под названием патентного налога - impot des patentes был установлен Законом 1791 года.

Перед революцией во Франции не было свободы промыслов. Занятие торговлей и промышленностью составляло монополию цехов, которые за это платили особые сборы, называвшиеся mattrises et jurandes. Во время революции цехи и корпорации были уничтожены и была объявлена полная свобода труда.

Новый закон гласил, что «каждому лицу предоставляется право производить торговлю или заниматься той профессией, искусством или ремеслом, каким ему угодно; но для этого лицо обязано снабдить себя патентом, за что должно уплатить известный налог, сообразно установленной таксе».

Французский патентный налог подвергался неоднократно преобразованиям. Последние существенные изменения были в нем произведены в 1880 г.

Французский патентный налог является сбором за право промыслов. Но, с самого установления этого налога, принимались меры к приведению его в соответствие прибыльности облагаемых предприятий. И уже в 1796 г., рядом с постоянными окладами патентного налога (droits fixes), одинаковыми для всех лиц, ведущих в известной местности один и тот же промысел, были установлены и пропорциональные оклады (droiz proportionnels), видоизменяющиеся в зависимости от наемной платы за помещения.

Обложение промыслов по французскому патентному налогу основано на чисто внешних признаках, по которым заключают о прибыльности и доходности разных предприятий.

За такие признаки принимаются: 1) род промыслов, 2) количество населения местности, в которой предприятие находится, 3) элементы производства, напр. число занятых в предприятии рабочих, число двигателей и т. п., 4) стоимость квартиры промышленника и помещений, служащих для целей промысла.

Постоянные оклады патентного налога сообразуются с родом промыслов, с классом местностей и с элементами производства, а пропорциональные оклады видоизменяются в зависимости от стоимости помещений, занимаемых промышленниками.

Но некоторые промыслы, напр. мелкая торговля, подлежат одному постоянному патентному налогу, а некоторые, именно либеральные профессии, - одному пропорциональному налогу.

Французский патентный налог отличается большой сложностью. Классов местностей принято 8, а с Парижем - 9. Промыслы каждой местности разделены на 8 классов, причем не принято прочных оснований для такого разграничения. Главное же достоинство этого налога заключается в том, что он взимается по одним внешним признакам, без вторжения податной администрации в личную жизнь плательщиков.

Во Франции промысловый налог не распространяется на сельскохозяйственные промыслы, от него изъяты также некоторые общеполезные учреждения, напр., сберегательные кассы общества взаимного страхования и т. п.

Особенность французского патентного налога состоит в том, что это налог долевой, тогда как все прочие французские налоги - раскладочные.

В последнее время доходность патентного налога сильно возросла, что объясняется, с одной стороны, развитием французской промышленности, с другой стороны, распространением и повышением самого налога.

Французский патентный налог приносит теперь государству около 140 мил. фр.

Рядом с патентным налогом, во Франции существуют еще так называемые лиценции, т. е. дозволения на производство некоторых промыслов, тогда как взятие патента обязательно при всяком промысле. Взятие лиценций сопровождается уплатой в казну известного налога, так что они представляют собой вид дополнительного промыслового обложения. Взятие лиценций требуется на производство или продажу продуктов, обложенных акцизами, или таких, производство которых подвергнуто административному надзору. Таким образом, французские лиценции имеют более полицейское, чем финансовое значение. Цены этих лиценций очень умеренны. Главное количество лиценций выбирается продавцами крепких напитков. Французские лиценции не имеют существенного фискального значения: в 1902 г. они дали 37 м. фр.

Гораздо более значения лиценции имеют в Англии, где они распространены на целый ряд промыслов и имеют характер настоящего промыслового налога.

Английские лиценции ведут свою историю с конца XVII века и постепенно получили широкое распространение и составили сложную систему

1) Взятие лиценции требуется при всех промыслах, производящих продукты, обложенные акцизом. Некоторые акцизы уже отменены, напр. на мыло и на бумагу, а обязанность брать лиценции на производство этих предметов удержалась.

2) Обязаны снабдить себя лиценциями лица, ведущие целый ряд промыслов, которые по английскому закону подвергнуты надзору общественных властей, напр., продажа патентованных лекарств, серебряных изделий, содержание общественных экипажей и мн. др.

3) Лиценциями обложены некоторые занятия, напр., банкиры, адвокаты, а также право держать собак и право охоты.

Последние два сбора относятся скорее к налогам на роскошь.

Цены английских лиценций приведены в некоторое соответствие с хозяйственной важностью предприятия, на которое они испрашиваются: обыкновенно они устанавливаются сообразно оборотам промысла или сообразно с промысловым помещением.

В 1888 г. большинство английских лиценций передано местным союзам; в государственную казну теперь поступают только сборы с лиценций пивоваров, винокуров и продавцов патентованных лекарств.

В последнее время государство получает от лиценций менее 500 т. фун. ст. в год, тогда как местные союзы имеют из этого источника более 3 мил. фун. ст.

Помимо лиценций, в Англии торговля и промышленность обложены еще подоходным налогом, составляя в нем главную его часть.

Итак, английский подоходный налог содержит в себе и промысловый.

Точно также и в Италии промысловое обложение входит в состав подоходного налога, введенного в 1864 г. под именем налога на доходы от движимых имуществ (imposta sui redditi della ricchezza mobile).

В немецких же государствах обыкновенно существуют рядом и подоходный и промысловой налог, сообразный с доходностью предприятий.

В Пруссии промысловое обложение до последнего времени отличалось сложностью и запутанностью. В основу его организации было положено различие промыслов по видам (Веtriebsklassen) и по местностям (Ortsklassen). Но группировка промыслов по названным классам была очень неудовлетворительна.

По Закону 24 июня 1891 г. прусский промысл. налог был преобразован. Характеристической чертой этого закона было то, что, вместо обложения промыслов по внешним признакам, указывающим косвенным образом на прибыль предприятий он установил непосредственное обложение последней, определяемой по показаниям плательщиков, причем правильность этих показаний проверяется раскладочными органами и обеспечивается денежными штрафами за неверные показания.

Установленному названным законом промысловому налогу подлежат производимые в Пруссии оседлые промыслы. Передвижные промыслы облагаются по прежним узаконениям. Предприятия, ежегодная прибыль которых не достигает 1500 мар., а основной и оборотный капиталы - 3000 мар., освобождаются от налога. Но это последнее постановление не распространяется на трактирные и питейные заведения.

Обложение отдельных предприятий происходит по четырем классам промыслового налога, причем по первому классу облагаются предприятия, с ежегодною прибылью в 50 тыс. мар. и более, или с основным и оборотным капиталами в 1000000 мар. и более. При размере прибыли предприятия от 50000 мар. до 54800 мар., оклад налога составляет 524 мар., затем оклады налога увеличиваются степенями на 48 мар. каждая на каждые 4800 мар. увеличения прибыли. Таким образом, налог составляет 1% с прибыли предприятий 1-го класса.

Для предприятий прочих классов определены низшие, средние и высшие оклады налога. Из плательщиков трех низших классов промыслового налога образуются особые податные общества, обнимающие в пределах определенного участка предприятия данного класса. Общая сумма налога с каждого податного общества определяется чрез помножение числа предприятий на средний оклад налога для соответствующего класса. Раскладка назначенного на каждое податное общество контингента промыслового налога производится самыми плательщиками под надзором правительства.

Промысловому налогу не подлежат лица свободных профессий (учителя, писатели, художники, врачи, адвокаты и т. д.), сельское хозяйство, лесоводство, садоводство, виноделие, охота, разведение рыбы, добывание песка и глины, извести и камня разного рода, горные промыслы, сельскохозяйственные винокурни и железные дороги (последние подлежат особому железнодорожному налогу).

В 1895 г. в Пруссии доходы от промыслового налога переданы общинам.

Отличавшееся большою сложностью австрийское промысловое обложение было преобразовано Законом 25 октября 1896 г. о прямых личных налогах, введенным в действие с 1 января 1898 г.

Теперешнее австрийское промысловое обложение состоит из общего промыслового налога и промыслового налога на предприятия, обязанные публичной отчетностью.

Освобождаются от налога сельскохозяйственные промыслы, кустарные и такие, которые преследуют главным образом благотворительные и общеполезные цели, а также промыслы с незначительными доходами.

Австрийский общий промысловый налог является раскладочным налогом.

Его плательщики разбиты на 4 класса: в I класс отнесены те, которые уплачивают в год более 2000 кр. промыслового налога, во II - уплачивающие от 300 до 2000 кр., в III - уплачивающие от 60 до 300 кр., и в IV - уплачивающие менее 60 крон. Плательщики, отнесенные в один класс, соединяются в пределах каждого податного округа, на которые Австрия разделена для уплаты промыслового налога, в податные общества, в которых и происходит окончательная раскладка назначенных на них контингентов общего промыслового налога. Раскладка производится комиссиями, председатель и половина членов которых назначаются министром финансов, а другая половина членов - избирается лицами, входящими в состав податных обществ, из своей среды.

Австрийский промысловый налог с предприятий, обязанных публичной отчетностью, взимается в размере 10 % с их чистой прибыли при условии, чтобы налог не составлял менее 1 с тысячи их основного капитала.
 


А Вы знаете что?

Конституция США.  24 марта 1788 года на Род Айлэнде состоялось народное голосование, чтобы определить, стоит ли ратифицировать новую Конституцию. В результате голосования 237 голосов были отданы "за", а 2 945 - "против".