Любой интернет-бизнес начинается с домена !

А домены покупаются на → Metka.UA

Правовед

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Раздел 2. Тема 1. Основы административного права.

E-mail Печать PDF

Вопросы:

  1. Общие положения об административном праве, его предмет.
  2. Административно-правовые отношения: содержание и виды.
  3. Общая характеристика органов исполнительной власти.

1. Административное право - одно из важнейших средств регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата. Через нормы административного права государство в лице его уполномоченных органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия экономического и социально-культурного характера для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих граждан.
Административное право закрепляет правовые и организационные формы участия граждан в управлении государством, устанавливает должностные правила поведения как для компетентных органов и должностных лиц, так и для рядовых граждан.
Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с организацией государственного регулирования в сфере экономики, социально-культурного строительства, административно-политического устройства.
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы Украины, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления.
Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают (складываются), развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования и контроля. Эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления управленческих функций. Следовательно, предмет административного права фактически составляют управленческие общественные отношения и контроль.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.
Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому подпадает под регулирующее воздействие административного права в следующих случаях:
1) когда в нем обязательно участвует соответствующий орган государственного управления (должностное лицо);
2) когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные ему государством для осуществления управленческой деятельности.
К числу управленческих можно отнести следующие общественные отношения:
  • между исполнительными органами государства в порядке их иерархической подчиненности;
  • между различными, не находящимися в подчинении, органами государственного управления;
  • между органами государственного управления и подчиненными им государственными предприятиями, организациями;
  • между органами государственного управления и негосударственными предприятиями, организациями;
  • между органами государственного управления и гражданами.
Административно-правовое регулирование этих разнообразных управленческих общественных отношений осуществляется с помощью общих методов, т.е. совокупности средств или способов регулирующего воздействия права на общественные отношения, заложенные в самой природе права. Различают следующие методы:
  1. Предписание - возложение прямой юридической обязанности совершить то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой (нужно поступать именно так, а не иначе);
  2. Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой;
  3. Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой те или иные действия по своему усмотрению.
Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации.


2. Административно-правовые отношения имеют свою специфику, вытекающую из норм административного права и управленческой деятельности, которую они регулируют.
Сторонами этих правоотношений могут быть органы государственного управления и местного самоуправления, государственные служащие, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства.
Права и обязанности сторон в административно-правовых отношениях носят взаимный характер. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой и на оборот.
Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем:
  • неравенство сторон - одна из сторон всегда наделена юридически властными полномочиями по отношению к другой стороне;
  • могут возникать по инициативе любой из сторон - органа управления, гражданина и т.п. Причем согласие второй стороны не является обязательным условием возникновения правоотношений. Они могут возникать вопреки желанию одной из сторон;
  • административно-правовые споры разрешаются, как правило, в административном порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения полномочного органа управления или должностного лица;
  • за нарушение требований административно-правовых норм стороны несут ответственность не друг перед другом, а перед государством.
В зависимости от характера юридической связи между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.
Вертикальные - состоят в том, что у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (вышестоящие и нижестоящие органы управления, между организационно несоподчиненными органами управления и т.д.). Основной признак таких правоотношений - наличие полномочий по совершению односторонних властных действий у одной из сторон по отношению к другому участнику этих отношений.
Горизонтальные - такие, в которых стороны юридически равноправны. Этот принцип присущ отношениям, которые складываются между гражданином и органом управления (должностным лицом), например, оформление на работу, обращение с заявлением и т.д.


3. По характеру своей деятельности органы исполнительной власти можно разделить на органы общей отраслевой компетенции, органы межотраслевой компетенции, контрольные и надзорные органы, специализированные государственные органы, выполняющие специальные или специфические функции государства.
Система органов государственной исполнительной власти Украины включает в себя:
  • Кабинет Министров ;
  • министерства;
  • государственные комитеты и ведомства;
  • органы государственной исполнительной власти Автономной Республики Крым;
  • государственные администрации областей, районов, городов Киева и Севастополя.
Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:
  1. в сфере экономики;
  2. в социально-культурной сфере;
  3. в административно-политической области.
В сфере экономики государственное регулирование осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами. Систему органов исполнительной власти в этой области составляют правительство Украины, министерства и ведомства.
К органам исполнительной власти в социально-культурной сфере относятся:
  • министерства;
  • ведомства;
  • комитеты науки и техники, культуры (в т.ч. средств массовой информации, печати, телевидения, радиовещания, архивов), здравоохранения (в т.ч. санитарно-эпидемиологической службы, физкультуры, туризма и т.д.);
  • органы государственного управления в области труда, занятости и социальной защиты населения;
  • миграционные службы.
Система органов государственного управления в административно-политической области и в сфере предпринимательства включают в себя органы, осуществляющие государственное управление в области обороны, безопасности (в т.ч. органы пограничной службы, внешней разведки, национальное бюро расследований); органы внутренних дел (органы милиции, пожарной безопасности); юстиции; иностранных дел; в области экономики ( государственная налоговая служба, таможенная служба и пр.
Служба - это один из видов платной, общественно-полезной деятельности людей, в т.ч. и в сфере управления.
Государственная служба в Украине - это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Деятельность государственных служащих в Украине регламентирована Законом «О государственной службе» от 16.12.93 г.
Главным компонентом государственной службы как юридического института является должность.
Должность – определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.
Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.
Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования относительно его профессиональной подготовки. Кроме того, она отражает содержание работы, которую выполняет служащий, устанавливает его правовой статус.
Система должностей строится по иерархическому принципу, в ее основу положено 7 категорий должностей служащих. Основными критериями классификации должностей госслужащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа.
В соответствии с нормами Закона «О государственной службе» указанным категориям должностей государственных служащих присваивается 15 рангов.
Ранг служащему присваивается в соответствии с его должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатом работы.
На государственных служащих налагаются предусмотренные действующим законодательством обязанности и права. Более конкретно они устанавливаются на основе типовых квалификационных характеристик и отображаются в должностных положениях и инструкциях, которые утверждаются руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.
 


А Вы знаете что?

Конституция США.  На Конституционном Совете прозвучало предложение ограничить регулярную армию страны до 5 000 человек. Джордж Вашингтон с сарказмом ответил, что он, конечно, согласен, но только при одном условии - в том же разделе должно быть прописано, что армии вторжения запрещается иметь более 3 000 солдат.