- Глава 1. Основные положения.
- Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ, ВЕРХОВНОЙ РАДЫ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
- Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
- Глава 4. СОСТАВ И ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ УКРАИНЫ.
- Глава 5. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
- Глава 6. ЗЕМЛИ ЖИЛОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗАСТРОЙКИ.
- Глава 7. ЗЕМЛИ ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА И ИНОГО ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
- Глава 8. ЗЕМЛИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
- Глава 9. ЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
- Глава 10. ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
- Глава 11. ЗЕМЛИ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
- Глава 12. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА.
- Глава 13. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ОБОРОНЫ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
- Глава 14. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.
- Глава 15. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ.
- Глава 16. ПРАВО ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА.
- Глава 16-1. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НУЖД ИЛИ ДЛЯ ЗАСТРОЙКИ.
- Глава 17. Добрососедство.
- Глава 18. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ.
- Глава 19. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ ГРАЖДАНАМИ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ.
- Глава 20. ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ОСНОВАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ.
- Глава 21. ПРОДАЖА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА КОНКУРЕНТНЫХ НАЧАЛАХ.
- Глава 22. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ.
- Глава 23. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ.
- Глава 24. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЛИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ.
- Глава 25. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ.
- Глава 26. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ.
- Глава 27. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОГЕННО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ.
- Глава 28. КОНСЕРВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ.
- Глава 29. УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
- Глава 30. ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ.
- Глава 31. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО.
- Глава 32. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ.
- Глава 33. Мониторинг земель.
- Глава 34. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР.
- Глава 35. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ.
- Глава 36. ВОЗМЕЩЕНИЕ ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Земельный Кодекс Украины
Земельный кодекс Украины (ЗКУ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником земельного права в Украине.
Принятый 25 октября 2001 года Земельный кодекс, который вступил в силу 1 января 2002 года, стал третьим в истории кодификации земельного законодательства Украины с момента обретения независимости и суверенитета.
Действующий Земельный кодекс является общеотраслевым кодифицированным специализированным законом в современной системе законодательства Украины, а в системе земельного законодательства — основным. Его задача состоит в регулировании земельных отношений с целью обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства, рационального использования и охраны земель. Этот закон призван стать интегрирующей и цементирующей основой для становления и развития отечественного земельного законодательства. Однако, несмотря на всеохватывающий характер, его цель не сводится к исчерпывающей, полной и детальной регламентации всех без исключения общественных земельных отношений. Он не является единым нормативным регулятором указанных отношений. Многообразие последних объективно обусловливает необходимость более детальной их регламентации, детализации отдельных положений за счет дополнительных, специальных законов и подзаконных нормативно-правовых актов. В связи с этим в нем, наряду с нормами прямого действия, закреплены и отсылочные нормы. В Земельном кодексе содержится значительное количество отсылок, в частности к законам, которыми дополнительно должны регулироваться земельные отношения. Детализация принципиальных положений Земельного кодекса осуществляется и на уровне подзаконных нормативно-правовых актов (например, порядок определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям устанавливается Кабинетом Министров Украины — ч. 2 ст. 157). Кроме того, поскольку земельные отношения в процессе реализации земельной реформы находятся в постоянном развитии, это объективно требует учета соответствующих тенденций в законодательном обеспечении усовершенствования их правового регулирования и на уровне самого Земельного кодекса путем внесения в него изменений и дополнений.
Действующий Земельный кодекс, будучи основным актом земельного законодательства Украины, по содержанию, структуре и направлениям значительно отличается от Земельного кодекса в редакции 1992 года. Этот документ отображает стратегию государства, направленную на углубление и дальнейшее развитие земельной реформы, создает необходимую законодательную основу для дальнейшей нормообразующей и правоприменительной практики. Основным земельным законом государства закреплены новые правовые институты: в частности, право земельного сервитута, приобретательская давность, договор пожизненного содержания, залог земли, ограничение прав на землю, продажа земельных участков на конкурентных основах, зонирование земель, государственная регистрация земельных участков, право концессионера на земельный участок и пр. Он регулирует основания и порядок возникновения, осуществления, прекращения и защиты земельных прав субъектов и рассматривает землю не только как объект собственности и хозяйствования, но вместе с тем и как природный ресурс — элемент окружающей среды.
Земельный кодекс содержит детальный механизм осуществления операций с земельными участками и земельными долями (паями), отвечает требованиям рыночной экономики и цивилизованного общества и вместе с тем сохраняет социальную направленность.
Особое внимание в Земельном кодексе уделяется охране земель, вытекающей из содержания ст. 14 Конституции Украины, согласно которой земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства.
В новой редакции Земельного кодекса нашел свое закрепление ряд принципиальных положений. Так, вместо категории земель населенных пунктов в составе земель Украины самостоятельное место теперь занимают земли жилой и общественной застройки. Отдельного внимания заслуживает полная, логически и юридически взвешенная система земельно-процессуальных норм, которые должны обеспечивать реализацию земельных норм материального права и гарантии прав на землю.
Земельным кодексом установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут находиться в частной собственности только граждан Украины. Если же они будут получены по наследству иностранными гражданами или лицами без гражданства или же иностранными юридическими лицами, то эти земли подлежат отчуждению на протяжении года.
Этот Закон, окончательно закрепив многосубъектность права собственности на землю, обеспечивает приоритет права частной собственности на данный объект природы.
Действующий Земельный кодекс открывает путь для осуществления следующих этапов земельной и аграрной реформ и формирования классических рыночных отношений. В целом он отображает современные идеи и тенденции в сфере регламентации земельных отношений. Его нормы являются нормами прямого действия. В то же время отдельные положения Кодекса требуют детализации и конкретизации, он содержит значительное количество отсылочных норм.
С момента вступления в силу Кодекс претерпел существенные изменения и дополнения, касающиеся, в частности, земельных сервитутов, эмфитевзиса, суперфиция и др. В последнее время в связи с принятием законов о Государственном бюджете Украины на соответствующий год изменяется и дополняется содержание Земельного кодекса на конкретный год. Такие изменения и дополнения действуют в течение годичного срока. Изложенный подход законодателя обусловлен необходимостью формирования доходной части бюджета, в том числе и с учетом земельно-правовых рычагов.