Статья 19. Стадии бюджетного процесса.
1. Стадиями признаются:
Статья 20. Участники бюджетного процесса и их полномочия
1. Участниками бюджетного процесса являются органы и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями.
2. Бюджетными полномочиями признаются права и обязанности участников бюджетных правоотношений.
Статья 21. Распорядители бюджетных средств.
1. Для осуществления программ и мероприятий, проводимых за счет средств бюджета, бюджетные ассигнования предоставляются распорядителям бюджетных средств. По объему предоставленных прав распорядители бюджетных средств делятся на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств низшего уровня.
2. Средства бюджета, которые получают физические лица и юридические лица, не имеющие статуса бюджетного учреждения (получатели бюджетных средств), предоставляются им только через распорядителя бюджетных средств.
3. Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствование в какой бы то ни было форме или предоставлять за счет бюджетных средств займы юридическим и физическим лицам, кроме случаев, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины.
Статья 22. Главные распорядители бюджетных средств и их основные функции.
1. Главными распорядителями бюджетных средств могут быть исключительно:
3. Главные распорядители средств местных бюджетов определяются решением о местном бюджете с соблюдением условий, определенных пунктами 2 и 3 части первой настоящей статьи.
4. Главный распорядитель бюджетных средств:
Статья 23. Бюджетные назначения.
1. Какие-либо бюджетные обязательства и платежи из бюджета можно осуществлять лишь при наличии соответствующего бюджетного назначения.
2. Бюджетные назначения устанавливаются законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете в порядке, определенном настоящим Кодексом.
3. Если в процессе исполнения бюджета изменение обстоятельств требует меньших ассигнований главным распорядителям бюджетных средств, Министр финансов Украины (руководитель местного финансового органа) принимает решение о приведении в соответствие бюджетного назначения Государственного бюджета Украины (местного
бюджета). Кабинет Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым, местная государственная администрация, исполнительный орган соответствующего
совета) в двухнедельный срок представляет в Верховную Раду Украины (Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующий совет) в установленном порядке
предложения о приведении в соответствие бюджетных на значений Государственного бюджета Украины (местного бюджета).
4. Расходы специального фонда бюджета имеют постоянное бюджетное назначение, которое дает право проводить их исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в специальный фонд согласно законодательству, если законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) не установлено иное.
5. Предложения о внесении изменений в бюджетные назначения представляются и рассматриваются в порядке, установленном для представления предложений к проекту бюджета. Расходы в соответствии с внесенными в бюджетные назначения изменениями осуществляются лишь после вступления в силу соответствующего закона (решения соответствующего совета), которым внесены такие изменения. Другие изменения размеров и цели и ограничения во времени бюджетных назначений проводятся лишь при наличии в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете) соответствующего положения.
6. Если после принятия закона о Государственном бюджете Украины (решения о местном бюджете) ответственность за выполнение функций или оказание услуг, на которые утверждено бюджетное назначение, передается в соответствии с законодательством от одного главного распорядителя бюджетных средств другому главному распорядителю бюджетных средств, действие бюджетного назначения не прекращается и применяется в порядке, установленном законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), для выполнения тех же функций или услуг другим главным распорядителем бюджетных средств, которому это поручено. В этом случае Министерство финансов Украины (местный финансовый орган) уведомляет Кабинет Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым, местную государственную администрацию, исполнительный орган соответствующего совета) и Верховную Раду Украины (Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующий совет) о таких изменениях в двухнедельный срок.
7. Все бюджетные назначения утрачивают силу по истечении бюджетного периода, за исключением тех случаев, когда отдельным законом предусмотрены многолетние бюджетные назначения.
Статья 24. Резервный фонд бюджета.
1. Резервный фонд бюджета формируется для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены при составлении проекта бюджета. Порядок использования средств из резервного фонда бюджета определяется Кабинетом Министров Украины.
2. Решения о выделении средств из резервного фонда бюджета принимаются, соответственно, Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и исполнительными органами местного самоуправления.
3. Резервный фонд бюджета не может превышать одного процента объема расходов общего фонда соответствующего бюджета.
4. Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы местного самоуправления ежемесячно отчитываются, соответственно, перед Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующим советом о расходовании средств резервного фонда соответствующего бюджета.
5. В Государственном бюджете Украины резервный фонд предусматривается обязательно. Решение о необходимости создания резервного фонда местного бюджета принимает соответствующий совет.
Статья 25. Бесспорное списание средств бюджета.
1. Государственное казначейство Украины осуществляет бесспорное списание средств со счетов, на которых учитываются средства Государственного бюджета Украины иместных бюджетов, по решению, принятому государственным органом, который в соответствии с законом имеет право на его применение.
2. При списании средств с регистрационных счетов бюджетных учреждений, по вине которых возникли соответствующие обязательства, в течение месяца с момента проведения такой операции распорядители бюджетных средств должны упорядочить свои обязательства с учетом бесспорного списания средств и привести их в соответствие с бюджетными назначениями на соответствующий бюджетный период. При этом бесспорное списание средств со счетов, на которых учитываются средства Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, в счет погашения обязательств таких бюджетных учреждений не допускается.
Статья 26. Аудит и финансовый контроль.
1. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый на всех стадиях бюджетного процесса, должен обеспечивать:
4. Внешний контроль и аудит финансовой и хозяйственной деятельности бюджетных учреждений осуществляются Счетной палатой — в части контроля за использованием средств Государственного бюджета Украины, Главным контрольно-ревизионным управлением Украины — в соответствии с его полномочиями, определенными законом.
Статья 27. Порядок представления и рассмотрения законопроектов, влияющих на доходную или расходную часть бюджетов.
1. Каждый законопроект, внесенный в Верховную Раду Украины, в течение семи дней представляется в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета для проведения экспертизы относительно его влияния на доходную и/или расходную части бюджетов и исполнение закона о Государственном бюджете Украины в текущем бюджетном периоде.
2. В течение двух недель, если Верховной Радой Украины не определен иной срок, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета обеспечивает подготовку экспертного заключения о влиянии соответствующего законопроекта на доходную и/или расходную части бюджетов. К проектам законов, вступление в силу которых в текущем или следующем бюджетных периодах приведет к увеличению расходов или сокращению доходов бюджета, субъектом законодательной инициативы прилагаются предложения о расходах, которые надлежит сократить, и/или предложения об источниках дополнительных доходов для покрытия увеличения расходов. Ни одно из таких изменений не должно привести к увеличению государственного долга и государственных гарантий, размер которых установлен законом о Государственном бюджете Украины. При этом:
Статья 28. Доступность информации о бюджете.
1. Информация о бюджете должна быть обнародована. Министерство финансов Украины обеспечивает доступность для публикации:
3. Верховная Рада Автономной Республики Крым и Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления обеспечивают публикацию информации о местных бюджетах, в том числе решений о местном бюджете и периодических отчетов об их исполнении. Решение о местном бюджете должно быть обнародовано не позднее десяти дней со дня его принятия.
4. Информация об исполнении Государственного бюджета Украины и местных бюджетов (кроме бюджетов сел и поселков) подлежит обязательному опубликованию не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом: Государственного бюджета Украины — в газетах'«Голос Украины» и «Урядовий кур'эр»; местных бюджетов — в газетах, определенных соответствующими советами.
Министерство финансов Украины до 20 марта с участием Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, Счетной палаты проводит публичное представление отчета об исполнении Государственного бюджета Украины за предыдущий год в разрезе экономической классификации расходов. Информация о времени и месте публичного представления публикуется вместе с отчетом об исполнении Государственного бюджета Украины.
Главные распорядители средств Государственного бюджета Украины проводят публичное представление отчетов о расходовании бюджетных средств в разрезе экономической классификации расходов до 15 апреля.
Решение о времени и месте представления отчетов определяется решением Кабинета Министров Украины, которое подлежит опубликованию в газете «Урядовий кур'эр». Главные распорядители бюджетных средств обязаны прилагать к отчетам расшифровку (детализацию) расходов по статьям, превышающим 5 млн гривен (кроме заработной платы с начислениями на нее и коммунальных платежей).
Публичное представление отчетов (в разрезе экономической классификации расходов) об исполнении местных бюджетов (кроме бюджетов сел и поселков) проводится до 20 марта. Информация о времени и месте публичного представления отчетов публикуется вместе с отчетом об исполнении соответствующих бюджетов. К отчетам прилагается расшифровка (детализация) расходов по статьям, размер которых превышает (кроме заработной платы с начислениями на нее и коммунальных платежей): для бюджета города Киева — 2 млн гривен; для бюджета Автономной Республики Крым, областных бюджетов, бюджета города Севастополя — 1 млн гривен; для бюджетов городов, районов — 500 тыс. гривен.
(В ред. от 10.07.2003)
1. Стадиями признаются:
- составление проектов бюджетов;
- рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах;
- исполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины, решения о местных бюджетах;
- подготовка и рассмотрение отчета об исполнении бюджета и принятие решения по нему.
Статья 20. Участники бюджетного процесса и их полномочия
1. Участниками бюджетного процесса являются органы и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями.
2. Бюджетными полномочиями признаются права и обязанности участников бюджетных правоотношений.
Статья 21. Распорядители бюджетных средств.
1. Для осуществления программ и мероприятий, проводимых за счет средств бюджета, бюджетные ассигнования предоставляются распорядителям бюджетных средств. По объему предоставленных прав распорядители бюджетных средств делятся на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств низшего уровня.
2. Средства бюджета, которые получают физические лица и юридические лица, не имеющие статуса бюджетного учреждения (получатели бюджетных средств), предоставляются им только через распорядителя бюджетных средств.
3. Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствование в какой бы то ни было форме или предоставлять за счет бюджетных средств займы юридическим и физическим лицам, кроме случаев, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины.
Статья 22. Главные распорядители бюджетных средств и их основные функции.
1. Главными распорядителями бюджетных средств могут быть исключительно:
- по бюджетным назначениям, предусмотренным законом о Государственном бюджете Украины, — органы, уполномоченные, соответственно, Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины обеспечивать их деятельность, в лице их руководителей, а также специально уполномоченные законом органы на осуществление разведывательной деятельности, министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины и другие специализированные суды; учреждения и организации, которые определены Конституцией Украины или входят в состав Кабинета Министров Украины, а также Национальная академия наук Украины, Украинская академия аграрных наук, Академия медицинских наук Украины, Академия педагогических наук Украины, Академия правовых наук Украины, Академия искусств Украины в лице их руководителей;
- по бюджетным назначениям, предусмотренным бюджетом Автономной Республики Крым, — уполномоченные юридические лица (бюджетные учреждения), обеспечивающие деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, а также министерства и другие органы власти Автономной Республики Крым в лице их руководителей;
- по бюджетным назначениям, предусмотренным другими местными бюджетами, — руководители местных государственных администраций, исполнительных органов советов и их секретариатов, руководители главных управлений, управлений, отделов и других самостоятельных структурных подразделений местных государственных администраций, исполнительных органов советов.
3. Главные распорядители средств местных бюджетов определяются решением о местном бюджете с соблюдением условий, определенных пунктами 2 и 3 части первой настоящей статьи.
4. Главный распорядитель бюджетных средств:
- разрабатывает план своей деятельности в соответствии с задачами и функциями, определенными нормативно-правовыми актами, исходя из необходимости достижения конкретных результатов за счет бюджетных средств;
- разрабатывает на основании плана деятельности проект сметы и бюджетные запросы и представляет их Министерству финансов Украины или местному финансовому органу;
- получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете Украины или решении о местном бюджете, доводит в установленном порядке до распорядителей бюджетных средств низшего уровня (получателей бюджетных средств) сведения об объемах ассигнований, обеспечивает управление бюджетными ассигнованиями;
- утверждает сметы распорядителей бюджетных средств низшего уровня, если иное не предусмотрено законодательством;
- осуществляет внутренний контроль за полнотой поступлений, полученных распорядителями бюджетных средств низшего уровня и получателями бюджетных средств, и расходованием ими бюджетных средств;
- получает отчеты об использовании средств от распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств и анализирует эффективность использования ими бюджетных средств.
Статья 23. Бюджетные назначения.
1. Какие-либо бюджетные обязательства и платежи из бюджета можно осуществлять лишь при наличии соответствующего бюджетного назначения.
2. Бюджетные назначения устанавливаются законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете в порядке, определенном настоящим Кодексом.
3. Если в процессе исполнения бюджета изменение обстоятельств требует меньших ассигнований главным распорядителям бюджетных средств, Министр финансов Украины (руководитель местного финансового органа) принимает решение о приведении в соответствие бюджетного назначения Государственного бюджета Украины (местного
бюджета). Кабинет Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым, местная государственная администрация, исполнительный орган соответствующего
совета) в двухнедельный срок представляет в Верховную Раду Украины (Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующий совет) в установленном порядке
предложения о приведении в соответствие бюджетных на значений Государственного бюджета Украины (местного бюджета).
4. Расходы специального фонда бюджета имеют постоянное бюджетное назначение, которое дает право проводить их исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в специальный фонд согласно законодательству, если законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) не установлено иное.
5. Предложения о внесении изменений в бюджетные назначения представляются и рассматриваются в порядке, установленном для представления предложений к проекту бюджета. Расходы в соответствии с внесенными в бюджетные назначения изменениями осуществляются лишь после вступления в силу соответствующего закона (решения соответствующего совета), которым внесены такие изменения. Другие изменения размеров и цели и ограничения во времени бюджетных назначений проводятся лишь при наличии в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете) соответствующего положения.
6. Если после принятия закона о Государственном бюджете Украины (решения о местном бюджете) ответственность за выполнение функций или оказание услуг, на которые утверждено бюджетное назначение, передается в соответствии с законодательством от одного главного распорядителя бюджетных средств другому главному распорядителю бюджетных средств, действие бюджетного назначения не прекращается и применяется в порядке, установленном законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), для выполнения тех же функций или услуг другим главным распорядителем бюджетных средств, которому это поручено. В этом случае Министерство финансов Украины (местный финансовый орган) уведомляет Кабинет Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым, местную государственную администрацию, исполнительный орган соответствующего совета) и Верховную Раду Украины (Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующий совет) о таких изменениях в двухнедельный срок.
7. Все бюджетные назначения утрачивают силу по истечении бюджетного периода, за исключением тех случаев, когда отдельным законом предусмотрены многолетние бюджетные назначения.
Статья 24. Резервный фонд бюджета.
1. Резервный фонд бюджета формируется для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены при составлении проекта бюджета. Порядок использования средств из резервного фонда бюджета определяется Кабинетом Министров Украины.
2. Решения о выделении средств из резервного фонда бюджета принимаются, соответственно, Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и исполнительными органами местного самоуправления.
3. Резервный фонд бюджета не может превышать одного процента объема расходов общего фонда соответствующего бюджета.
4. Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы местного самоуправления ежемесячно отчитываются, соответственно, перед Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующим советом о расходовании средств резервного фонда соответствующего бюджета.
5. В Государственном бюджете Украины резервный фонд предусматривается обязательно. Решение о необходимости создания резервного фонда местного бюджета принимает соответствующий совет.
Статья 25. Бесспорное списание средств бюджета.
1. Государственное казначейство Украины осуществляет бесспорное списание средств со счетов, на которых учитываются средства Государственного бюджета Украины иместных бюджетов, по решению, принятому государственным органом, который в соответствии с законом имеет право на его применение.
2. При списании средств с регистрационных счетов бюджетных учреждений, по вине которых возникли соответствующие обязательства, в течение месяца с момента проведения такой операции распорядители бюджетных средств должны упорядочить свои обязательства с учетом бесспорного списания средств и привести их в соответствие с бюджетными назначениями на соответствующий бюджетный период. При этом бесспорное списание средств со счетов, на которых учитываются средства Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, в счет погашения обязательств таких бюджетных учреждений не допускается.
Статья 26. Аудит и финансовый контроль.
1. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый на всех стадиях бюджетного процесса, должен обеспечивать:
- постоянную оценку достаточности и соответствия деятельности бюджетного учреждения требованиям внутреннего финансового контроля;
- оценку деятельности на соответствие результатов установленным задачам и планам;
- информирование непосредственно руководителя бюджетного учреждения о результатах каждой проверки (оценках, расследовании, изучении или ревизии), проведенной подразделением внутреннего финансового контроля.
- положений настоящего Кодекса и иных нормативно-правовых актов;
- требований целенаправленного, эффективного и экономного управления функциями каждого структурного подразделения, правильного разграничения функциональных обязанностей;
- правил бухгалтерского учета и контроля относительно активов, пассивов, доходов и расходов бюджетного учреждения;
- обеспечения соответствия деятельности бюджетного учреждения требованиям внутреннего финансового контроля.
4. Внешний контроль и аудит финансовой и хозяйственной деятельности бюджетных учреждений осуществляются Счетной палатой — в части контроля за использованием средств Государственного бюджета Украины, Главным контрольно-ревизионным управлением Украины — в соответствии с его полномочиями, определенными законом.
Статья 27. Порядок представления и рассмотрения законопроектов, влияющих на доходную или расходную часть бюджетов.
1. Каждый законопроект, внесенный в Верховную Раду Украины, в течение семи дней представляется в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета для проведения экспертизы относительно его влияния на доходную и/или расходную части бюджетов и исполнение закона о Государственном бюджете Украины в текущем бюджетном периоде.
2. В течение двух недель, если Верховной Радой Украины не определен иной срок, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета обеспечивает подготовку экспертного заключения о влиянии соответствующего законопроекта на доходную и/или расходную части бюджетов. К проектам законов, вступление в силу которых в текущем или следующем бюджетных периодах приведет к увеличению расходов или сокращению доходов бюджета, субъектом законодательной инициативы прилагаются предложения о расходах, которые надлежит сократить, и/или предложения об источниках дополнительных доходов для покрытия увеличения расходов. Ни одно из таких изменений не должно привести к увеличению государственного долга и государственных гарантий, размер которых установлен законом о Государственном бюджете Украины. При этом:
- законопроекты, которые согласно экспертному за ключению и решению Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета не влияют на доходную и/или расходную части бюджетов, вносятся в повестку дня пленарных заседаний Верховной Рады Украины для их рассмотрения в общем порядке, установленном Регламентом Верховной Рады Украины;
- законопроекты, которые согласно экспертному заключению и соответствующему решению Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета влияют надоходную или расходную часть бюджетов, в течение трех дней передаются Министерству финансов Украины для экспертного заключения об определении стоимостной величины влияния законопроектов на доходную или расходную часть бюджетов и для предложений о целесообразности их принятия, возможности и сроке вступления их в силу. Министерство финансов Украины в двухнедельный срок готовит экспертное заключение и предложения к законопроектам и передает Комитету Верховной Рады Украины по вопросам бюджета для подготовки заключений о целесообразности их принятия Верховной Радой Украины и сроках вступления их в силу.
Статья 28. Доступность информации о бюджете.
1. Информация о бюджете должна быть обнародована. Министерство финансов Украины обеспечивает доступность для публикации:
- проекта закона о государственном бюджете;
- закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий период с приложениями, являющимися его неотъемлемой частью;
- информации об исполнении Государственного бюджета Украины по итогам квартала и года;
- информации о показателях исполнения сводного бюджета Украины;
- иной информации об исполнении Государственного бюджета Украины.
3. Верховная Рада Автономной Республики Крым и Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления обеспечивают публикацию информации о местных бюджетах, в том числе решений о местном бюджете и периодических отчетов об их исполнении. Решение о местном бюджете должно быть обнародовано не позднее десяти дней со дня его принятия.
4. Информация об исполнении Государственного бюджета Украины и местных бюджетов (кроме бюджетов сел и поселков) подлежит обязательному опубликованию не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом: Государственного бюджета Украины — в газетах'«Голос Украины» и «Урядовий кур'эр»; местных бюджетов — в газетах, определенных соответствующими советами.
Министерство финансов Украины до 20 марта с участием Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, Счетной палаты проводит публичное представление отчета об исполнении Государственного бюджета Украины за предыдущий год в разрезе экономической классификации расходов. Информация о времени и месте публичного представления публикуется вместе с отчетом об исполнении Государственного бюджета Украины.
Главные распорядители средств Государственного бюджета Украины проводят публичное представление отчетов о расходовании бюджетных средств в разрезе экономической классификации расходов до 15 апреля.
Решение о времени и месте представления отчетов определяется решением Кабинета Министров Украины, которое подлежит опубликованию в газете «Урядовий кур'эр». Главные распорядители бюджетных средств обязаны прилагать к отчетам расшифровку (детализацию) расходов по статьям, превышающим 5 млн гривен (кроме заработной платы с начислениями на нее и коммунальных платежей).
Публичное представление отчетов (в разрезе экономической классификации расходов) об исполнении местных бюджетов (кроме бюджетов сел и поселков) проводится до 20 марта. Информация о времени и месте публичного представления отчетов публикуется вместе с отчетом об исполнении соответствующих бюджетов. К отчетам прилагается расшифровка (детализация) расходов по статьям, размер которых превышает (кроме заработной платы с начислениями на нее и коммунальных платежей): для бюджета города Киева — 2 млн гривен; для бюджета Автономной Республики Крым, областных бюджетов, бюджета города Севастополя — 1 млн гривен; для бюджетов городов, районов — 500 тыс. гривен.
(В ред. от 10.07.2003)