Статья 17. Области информации.
Области информации - это совокупность документированных или публично оглашенных сведений об относительно самостоятельных сферах жизни и деятельности общества и государства.
Основными областями информации являются: политическая, экономическая, духовная, научно-техническая, социальная, экологическая и международная.
Статья 18. Виды информации.
Основными видами информации являются:
Статья 19. Статистическая информация.
Статистическая информация - это официальная документированная государственная информация, дающая количественную характеристику массовых явлений и процессов, происходящих в экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни.
(Часть первая статьи 19 в редакции Закона № 3047-III [3047-14] от 07.02.2002)
Государственная статистическая информация подлежит систематическому открытому опубликованию. Обеспечивается открытый доступ граждан, научных учреждений, заинтересованных организаций к неопубликованным статистическим данным, не подпадающим под действие ограничений, установленных настоящим Законом, а также Законом "О государственной статистике" (2614-12).
(Часть вторая статьи 19 в редакции Закона № 3047-III [3047-14] от 07.02.2002)
Система статистической информации, ее источники и режим определяются Законом Украины "О государственной статистике" (2614-12) и иными правовыми актами в этой области.
Статья 19-1. Административная информация (данные).
Административная информация (данные) – это официальные документированные данные, которые дают количественную характеристику массовых явлений и процессов, происходящих в экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни, и собираемые, используемые, распространяемые и сохраняемые органами государственной власти (за исключением органов государственной статистики), органами местного самоуправления, юридическими лицами в соответствии с законодательством с целью исполнения административных обязанностей и заданий, относящихся к их компетенции.
Система административной информации (данных), полномочия органов, занимающихся деятельностью по сбору и использованию административных данных, их источники и режим устанавливаются в соответствии с законодательством.
(Закон дополнен статьей 19-1 в соответствии с Законом № 3047-III [3047-14] от 07.02.2002)
Статья 20. Массовая информация и ее средства.
Массовая информация - это публично распространяемая печатная и аудиовизуальная информация.
Печатными средствами массовой информации являются периодические печатные издания (печать) - газеты, журналы, бюллетени и т. п., разовые издания с определенным тиражом.
Аудиовизуальными средствами массовой информации являются: радиовещание, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и т.д.
Порядок создания (учреждения) и организации деятельности отдельных средств массовой информации определяется законодательными актами об этих средствах.
Статья 21. Информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления.
Информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления - это официальная документированная информация, которая создается в процессе текущей деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного и регионального самоуправления.
Основными источниками этой информации являются: законодательные акты Украины, иные акты, принимаемые Верховным Советом и его органами, акты Президента Украины, подзаконные нормативные акты ненормативные акты государственных органов, акты органов местного и регионального самоуправления.
Информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления доводится до сведения заинтересованных лиц путем:
Законодательные и иные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и законных интересов граждан, не доведенные до публичного сведения, не имеют юридической силы.
Статья 22. Правовая информация.
Правовая информация - это совокупность документированных или публично оглашенных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними, их профилактике и т. п.
Источниками правовой информации являются Конституция Украины, иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, международные договоры и соглашения, нормы и принципы международного права, а также ненормативные правовые акты, сообщения средств массовой информации, публичные выступления, другие источники информации по правовым вопросам.
В целях обеспечения доступа к законодательным и иным нормативным актам всем гражданам государство обеспечивает издание этих актов массовыми тиражами в кратчайшие сроки после вступления их в силу.
Статья 23. Информация о личности.
Информация о личности - это совокупность документированных или публично оглашенных сведений о личности.
Основными данными о личности (персональными данными) являются: национальность, образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья, а также адрес, дата и место рождения.
Источниками документированной информации о личности являются выданные на ее имя документы, подписанные ею документы, а также сведения о личности, собранные государственными органами власти и органами местного и регионального самоуправления в пределах своих полномочий.
Запрещается сбор сведений о личности без ее предварительного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Каждое лицо имеет право на ознакомление с информацией, собранной о нем.
Информация о личности охраняется Законом.
(Официальное толкование к статье 23 см. в Решении Конституционного Суда Украины № 5-зп от 30.10.97)
Статья 24. Информация справочно-энциклопедического характера.
Информация справочно-энциклопедического характера - это систематизированные, документированные или публично оглашенные сведения об общественной, государственной жизни и окружающей природной среде.
Основными источниками этой информации являются: энциклопедии, словари, справочники, рекламные сообщения и объявления, путеводители, картографические материалы и т.д., а также справки, которые даются уполномоченными на то государственными органами и органами местного и регионального самоуправления, объединениями граждан, организациями, их работниками и автоматизированными информационными системами.
Система этой информации, доступ к ней регулируются библиотечным, архивным и иным отраслевым законодательством.
Статья 25. Социологическая информация.
Социологическая информация - это документированные или публично оглашенные сведения об отношении отдельных граждан и социальных групп к общественным событиям и явлениям, процессам, фактам.
Основными источниками социологической информации являются документированные или публично оглашенные сведения, в которых отражены результаты социологических опросов, наблюдений и других социологических исследований.
Социологические исследования осуществляются государственным и органами, объединениями граждан, зарегистрированными в установленном порядке.
Статья 26. Источники информации.
Источниками информации являются предусмотренные или установленные Законом носители информации: документы и иные носители информации, представляющие собой материальные объекты, хранящие информацию, а также сообщения средств массовой информации, публичные выступления.
Статья 27. Документ в информационных отношениях.
Документ - это предусмотренная законом материальная форма получения, хранения, использования и распространения информации путем фиксации ее на бумаге, магнитной, кино-, видео-, фотопленке или на другом носителе.
Первичный документ - это документ, содержащий в себе исходную информацию.
Вторичный документ - это документ, представляющий результат аналитико-синтетической и иной переработки одного или нескольких документов.
Статья 28. Режим доступа к информации.
Режим доступа к информации - это предусмотренный правовыми нормами порядок получения, использования, распространения и хранения информации.
По режиму доступа информация делится на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом.
Государство осуществляет контроль за режимом доступа к информации.
Задача контроля за режимом доступа к информации состоит в обеспечении соблюдения требований законодательства об информации всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, недопущении необоснованного отнесения сведений к категории информации с ограниченным доступом.
Государственный контроль за соблюдением установленного режима осуществляется специальными органами, которые определяют Верховный Совет Украины и Кабинет Министров Украины.
В порядке контроля Верховный Совет Украины может требовать от правительственных учреждений, министерств, ведомств отчеты содержащие сведения об их деятельности по обеспечению информацией заинтересованных лиц (количество случаев отказа в предоставлении доступа к информации с указанием мотивов таких отказов; количество и обоснования применения режима ограниченного доступа к отдельным видам информации; количество жалоб на неправомерные действия должностных лиц, отказавших в доступе к информации, и принятые к ним меры и.т.п.).
Статья 29. Доступ к открытой информации.
Доступ к открытой информации обеспечивается путем:
Ограничение права на получение открытой информации запрещается законом.
Преимущественным правом на получение информации пользуются граждане, которым эта информация необходима для исполнения своих профессиональных обязанностей.
Статья 30. Информация с ограниченным доступом.
Информация с ограниченным доступом по своему правовому режиму делится на конфиденциальную и секретную.
Конфиденциальная информация - это сведения, находящиеся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических либо юридических лиц и распространяемые по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.
В отношении информации, которая является государственной собственностью и находится в пользовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, с целью ее сохранения может быть в соответствии с законом установлен ограниченный доступ – придан статус конфиденциальной. Порядок учета, хранения и использования документов и других носителей информации, хранящих указанную информацию, определяется Кабинетом Министров Украины.
(Статья 30 дополнена частью третьей в соответствии с Законом № 1703-IV [1703-15] от 11.05.2004)
К конфиденциальной информации, которая является государственной собственностью и находится в пользовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, не могут быть отнесены сведения:
Исключение составляет информация коммерческого и банковского характера, а также информация, правовой режим которой установлен Верховным Советом Украины по представлению Кабинета Министров Украины (по вопросам статистики, экологии, банковских операций, налогов и т. п.), и информация, утаивание которой представляет угрозу жизни и здоровью людей.
К секретной информации относится информация, содержащая сведения, составляющие государственную и иную предусмотренную законом тайну, разглашение которой наносит ущерб лицу, обществу и государству.
Отнесение информации к категории секретных сведений, составляющих государственную тайну, и доступ к ней граждан осуществляется в соответствии с законом об этой информации.
Порядок обращения секретной информации и ее защиты определяется соответствующими государственными органами при условии соблюдения требований, установленных настоящим Законом.
Порядок и сроки обнародования секретной информации определяются соответствующим законом.
Информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее владельца, если эта информация представляет общественную значимость, то есть, если она является предметом общественного интереса и если право общества знать эту информацию выше права ее владельца на ее защиту.
(Статья 30 дополнена частью в соответствии с Законом № 676-IV [676-15] от 03.04.2003)
Статья 31. Доступ граждан к информации о них.
Граждане имеют право:
Запрещается доступ посторонних лиц к сведениям о другом лице, собранным в соответствии с действующим законодательством государственными органами, организациями и должностными лицами.
Хранение информации о гражданах не должно быть более длительным, чем это необходимо для законно установленной цели.
Все организации, собирающие информацию о гражданах, должны до начала работы с ней осуществить в установленном Кабинетом Министров Украины порядке государственную регистрацию соответствующих баз данных.
Необходимое количество данных о гражданах, которое можно получить законным путем, должно быть максимально ограниченным и может использоваться лишь для законно установленной цели.
Отказ в доступе к такой информации, или утаивание ее, или незаконные сбор, использование, хранение либо распространение могут быть обжалованы в суд.
(Официальное толкование статьи 31 см. в Решении Конституционного Суда Украины № 5-зп от 30.10.97).
Статья 32. Информационный запрос о доступе к официальным документам и запрос о предоставлении письменной или устной информации.
Под информационным запросом (далее - запросом) о доступе к официальным документам в настоящем Законе понимается обращение с требованием о предоставлении возможности ознакомления с официальными документами. Запрос может быть индивидуальным или коллективным. Он подается в письменной форме.
Гражданин имеет право обратиться в государственные органы и требовать предоставления любого официального документа, независимо от того, касается этот документ его лично или нет, кроме случаев ограничения доступа, предусмотренных настоящим Законом.
Под запросом о предоставлении письменной или устной информации в настоящем Законе понимается обращение с требованием предоставить письменную или устную информацию о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Украины, их должностных лиц по отдельным вопросам.
Граждане Украины, государственные органы, организации и объединения граждан (далее - запрашивающие) подают запрос соответствующему органу законодательной, исполнительной и судебной власти, его должностным лицам.
В запросе должны быть указаны фамилия, имя, отчество запрашивающего, документ, интересующая его письменная или устная информация и адрес, по которому он желает получить ответ.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти Украины, их должностные лица обязаны предоставлять информацию, касающуюся их деятельности, письменно, устно, по телефону или используя публичные выступления своих должностных лиц.
Статья 33. Срок рассмотрения запроса о доступе к официальным документам.
Срок изучения запроса на предмет возможности его удовлетворения не должен превышать десяти календарных дней.
В течение указанного срока государственное учреждение письменно доводит до сведения запрашивающего, что его запрос будет удовлетворен или что запрашиваемый документ не подлежит предоставлению для ознакомления.
Удовлетворение запроса осуществляется в течение месяца, если иное не предусмотрено законом.
Аналогичный срок рассмотрения устанавливается и по запросу о предоставлении письменной информации.
Статья 34. Отказ и отсрочка удовлетворения запроса о доступе к официальным документам.
Отказ в удовлетворении запроса доводится до сведения запрашивающего в письменной форме с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
В отказе должны быть указаны:
Уведомление об отсрочке доводится до сведения запрашивающего в письменной форме с разъяснением порядка обжалования принятого решения. В уведомлении об отсрочке должны быть указаны:
Статья 35. Обжалование отказа и отсрочки удовлетворения запроса о доступе к официальным документам.
Отказ или отсрочка удовлетворения запроса могут быть обжалованы.
В случае отказа в предоставлении документа для ознакомления или отсрочки удовлетворения запроса запрашивающий имеет право обжаловать отказ или отсрочку в вышестоящий орган.
Если на жалобу, поданную в вышестоящий орган, дается отрицательный ответ, запрашивающий имеет право обжаловать этот отказ в суд.
В случае, когда запрашивающий обратился в суд, обязанность показывать законность отказа или отсрочки удовлетворения запроса возлагается на ответчика - государственное учреждение.
Суд имеет право для обеспечения полноты и объективности рассмотрения дела запросить официальные документы, в возможности ознакомления с которыми было отказано, и, изучив их, принять решение об обоснованности (или необоснованности) действий должностных лиц государственного учреждения.
Если отказ или отсрочка признаны необоснованными, суд обязывает государственное учреждение предоставить запрашивающему возможность ознакомиться с официальным документом и постановляет частное определение о должностных лицах, отказавших заявителю.
Необоснованный отказ в предоставлении возможности для ознакомления с официальными документами или нарушение определенного срока ее предоставления без уважительных причин влекут дисциплинарную или иную ответственность должностных лиц государственных учреждений в порядке, установленном законами Украины.
Официальные документы, предоставленные на запросы органами законодательной, исполнительной и судебной власти Украины, могут публиковаться.
Запрашивающие имеют право делать выписки из предоставленных им для ознакомления официальных документов, фотографировать их, записывать текст на магнитную пленку и т. п. Собственник документов вправе за соответствующую плату изготовлять по желанию запрашивающего копии запрашиваемых документов.
Не подлежит оплате работа по розыску официальных документов.
Обжалование отказа и отсрочки удовлетворения запроса о предоставлении письменной информации осуществляется в аналогичном порядке.
Статья 36. Порядок возмещения расходов, связанных с удовлетворением запросов о доступе к официальным документам и предоставлении письменной информации.
Запрашивающие должны полностью или частично возместить расходы, связанные с выполнением запросов о доступе к официальным документам и предоставлении письменной информации.
Порядок оплаты копия запрашиваемых документов устанавливается государственными учреждениями.
Кабинет Министров Украины или другие государственные учреждения определяют порядок и размер оплаты работ по сбору, розыску, подготовке, созданию и предоставлению запрашиваемой письменной информации, который не должен превышать реальных расходов, связанных с выполнением запросов.
Статья 37. Документы и информация, не подлежащие предоставлению для ознакомления по запросам.
Не подлежат обязательному предоставлению для ознакомления по информационным запросам официальные документы, содержащие:
информацию, признанную в установленном порядке государственной тайной;
конфиденциальную информацию;
информацию об оперативной и следственной работе органов прокуратуры, МВД, СБУ, работе органов дознания и суда в тех случаях, когда ее разглашение может повредить оперативным мерам, расследованию либо дознанию, нарушить право человека на справедливое и объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью какого-либо лица;
информацию, касающуюся личной жизни граждан;
документы, составляющие внутриведомственную служебную корреспонденцию (докладные записки, переписка между подразделениями и прочее), если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения, процессом принятия решений и предшествуют их принятию;
информацию, не подлежащую разглашению согласно иным законодательным или нормативным актам. Учреждение, к которому обращен запрос, может не предоставлять для ознакомления документ, если он содержит информацию, не подлежащую разглашению на основании, нормативного акта другого, государственного учреждения, а то государственное учреждение, которое рассматривает запрос, не вправе решать вопрос о ее разглашении;
информацию финансовых учреждений, подготовленную для контрольно-финансовых ведомств.
Статья 38. Право собственности на информацию.
Право собственности на информацию - это урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению информацией.
Информация является объектом права собственности граждан, организаций (юридических лиц) и государства. Информация может быть объектом права собственности как в полном объеме, так и объектом лишь владения, пользования или распоряжения.
Собственник информации в отношении объектов своей собственности вправе осуществлять любые законные действия.
Основаниями возникновения права собственности на информацию являются:
создание информации своими силами и за свой счет;
договор на создание информации;
договор, содержащий условия перехода права собственности на информацию к другому лицу.
Информация, созданная несколькими гражданами или юридическими лицами, является коллективной собственностью ее создателей. Порядок и правила пользования такой собственностью определяются договором, заключенным между сособственниками.
Информация, созданная организациями (юридическими лицами) или приобретенная ими иным законным способом, является собственностью этих организаций.
Информация, созданная на средства государственного бюджета, является государственной собственностью. Информация, созданная на правах индивидуальной собственности, может быть отнесена к государственной собственности в случаях передачи ее на хранение в соответствующие банки данных, фонды или архивы на договорной основе.
Собственник информации вправе назначать лицо, осуществляющее владение, использование и распоряжение информацией, и определять правила обработки информации и доступ к ней, а также устанавливать иные условия в отношении информации.
Статья 39. Информация как товар.
Информационная продукция и информационные услуги граждан и юридических лиц, занимающихся информационной деятельностью, могут быть объектами товарных отношений, которые регулируются действующим гражданским и иным законодательством.
Цены и ценообразование на информационную продукцию и информационные услуги устанавливаются договорами, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Статья 40. Информационная продукция.
Информационная продукция - это материализованный результат информационной деятельности, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей граждан, государственных органов, пред- приятий, учреждений и организаций.
Статья 41. Информационная услуга.
Информационная услуга - это осуществление в определенной законом форме информационной деятельности по доведению информационной продукции до потребителей в целях удовлетворения их информационных потребностей.
Области информации - это совокупность документированных или публично оглашенных сведений об относительно самостоятельных сферах жизни и деятельности общества и государства.
Основными областями информации являются: политическая, экономическая, духовная, научно-техническая, социальная, экологическая и международная.
Статья 18. Виды информации.
Основными видами информации являются:
- статистическая информация;
- административная информация (данные);
(Статья 18 дополнена абзацем третьим в соответствии с Законом № 3047-III [3047-14] от 07.02.2002) - массовая информация;
- информация о деятельности государственных органов власти и органов местного и регионального самоуправления;
- правовая информация;
- информация о личности;
- информация справочно-энциклопедического характера;
- социологическая информация.
Статья 19. Статистическая информация.
Статистическая информация - это официальная документированная государственная информация, дающая количественную характеристику массовых явлений и процессов, происходящих в экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни.
(Часть первая статьи 19 в редакции Закона № 3047-III [3047-14] от 07.02.2002)
Государственная статистическая информация подлежит систематическому открытому опубликованию. Обеспечивается открытый доступ граждан, научных учреждений, заинтересованных организаций к неопубликованным статистическим данным, не подпадающим под действие ограничений, установленных настоящим Законом, а также Законом "О государственной статистике" (2614-12).
(Часть вторая статьи 19 в редакции Закона № 3047-III [3047-14] от 07.02.2002)
Система статистической информации, ее источники и режим определяются Законом Украины "О государственной статистике" (2614-12) и иными правовыми актами в этой области.
Статья 19-1. Административная информация (данные).
Административная информация (данные) – это официальные документированные данные, которые дают количественную характеристику массовых явлений и процессов, происходящих в экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни, и собираемые, используемые, распространяемые и сохраняемые органами государственной власти (за исключением органов государственной статистики), органами местного самоуправления, юридическими лицами в соответствии с законодательством с целью исполнения административных обязанностей и заданий, относящихся к их компетенции.
Система административной информации (данных), полномочия органов, занимающихся деятельностью по сбору и использованию административных данных, их источники и режим устанавливаются в соответствии с законодательством.
(Закон дополнен статьей 19-1 в соответствии с Законом № 3047-III [3047-14] от 07.02.2002)
Статья 20. Массовая информация и ее средства.
Массовая информация - это публично распространяемая печатная и аудиовизуальная информация.
Печатными средствами массовой информации являются периодические печатные издания (печать) - газеты, журналы, бюллетени и т. п., разовые издания с определенным тиражом.
Аудиовизуальными средствами массовой информации являются: радиовещание, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и т.д.
Порядок создания (учреждения) и организации деятельности отдельных средств массовой информации определяется законодательными актами об этих средствах.
Статья 21. Информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления.
Информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления - это официальная документированная информация, которая создается в процессе текущей деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного и регионального самоуправления.
Основными источниками этой информации являются: законодательные акты Украины, иные акты, принимаемые Верховным Советом и его органами, акты Президента Украины, подзаконные нормативные акты ненормативные акты государственных органов, акты органов местного и регионального самоуправления.
Информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления доводится до сведения заинтересованных лиц путем:
- опубликования ее в официальных печатных изданиях или распространения информационными службами соответствующих государственных органов и организаций;
- опубликования ее в печатных средствах массовой информации или публичного оглашения через аудио- и аудиовизуальные средства массовой информации;
- непосредственного доведения ее до заинтересованных лиц (устно, письменно или иными способами);
- предоставлении возможности ознакомления с архивными материалами;
- оглашения ее во время публичных выступлений должностных лиц.
Законодательные и иные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и законных интересов граждан, не доведенные до публичного сведения, не имеют юридической силы.
Статья 22. Правовая информация.
Правовая информация - это совокупность документированных или публично оглашенных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними, их профилактике и т. п.
Источниками правовой информации являются Конституция Украины, иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, международные договоры и соглашения, нормы и принципы международного права, а также ненормативные правовые акты, сообщения средств массовой информации, публичные выступления, другие источники информации по правовым вопросам.
В целях обеспечения доступа к законодательным и иным нормативным актам всем гражданам государство обеспечивает издание этих актов массовыми тиражами в кратчайшие сроки после вступления их в силу.
Статья 23. Информация о личности.
Информация о личности - это совокупность документированных или публично оглашенных сведений о личности.
Основными данными о личности (персональными данными) являются: национальность, образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья, а также адрес, дата и место рождения.
Источниками документированной информации о личности являются выданные на ее имя документы, подписанные ею документы, а также сведения о личности, собранные государственными органами власти и органами местного и регионального самоуправления в пределах своих полномочий.
Запрещается сбор сведений о личности без ее предварительного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Каждое лицо имеет право на ознакомление с информацией, собранной о нем.
Информация о личности охраняется Законом.
(Официальное толкование к статье 23 см. в Решении Конституционного Суда Украины № 5-зп от 30.10.97)
Статья 24. Информация справочно-энциклопедического характера.
Информация справочно-энциклопедического характера - это систематизированные, документированные или публично оглашенные сведения об общественной, государственной жизни и окружающей природной среде.
Основными источниками этой информации являются: энциклопедии, словари, справочники, рекламные сообщения и объявления, путеводители, картографические материалы и т.д., а также справки, которые даются уполномоченными на то государственными органами и органами местного и регионального самоуправления, объединениями граждан, организациями, их работниками и автоматизированными информационными системами.
Система этой информации, доступ к ней регулируются библиотечным, архивным и иным отраслевым законодательством.
Статья 25. Социологическая информация.
Социологическая информация - это документированные или публично оглашенные сведения об отношении отдельных граждан и социальных групп к общественным событиям и явлениям, процессам, фактам.
Основными источниками социологической информации являются документированные или публично оглашенные сведения, в которых отражены результаты социологических опросов, наблюдений и других социологических исследований.
Социологические исследования осуществляются государственным и органами, объединениями граждан, зарегистрированными в установленном порядке.
Статья 26. Источники информации.
Источниками информации являются предусмотренные или установленные Законом носители информации: документы и иные носители информации, представляющие собой материальные объекты, хранящие информацию, а также сообщения средств массовой информации, публичные выступления.
Статья 27. Документ в информационных отношениях.
Документ - это предусмотренная законом материальная форма получения, хранения, использования и распространения информации путем фиксации ее на бумаге, магнитной, кино-, видео-, фотопленке или на другом носителе.
Первичный документ - это документ, содержащий в себе исходную информацию.
Вторичный документ - это документ, представляющий результат аналитико-синтетической и иной переработки одного или нескольких документов.
Статья 28. Режим доступа к информации.
Режим доступа к информации - это предусмотренный правовыми нормами порядок получения, использования, распространения и хранения информации.
По режиму доступа информация делится на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом.
Государство осуществляет контроль за режимом доступа к информации.
Задача контроля за режимом доступа к информации состоит в обеспечении соблюдения требований законодательства об информации всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, недопущении необоснованного отнесения сведений к категории информации с ограниченным доступом.
Государственный контроль за соблюдением установленного режима осуществляется специальными органами, которые определяют Верховный Совет Украины и Кабинет Министров Украины.
В порядке контроля Верховный Совет Украины может требовать от правительственных учреждений, министерств, ведомств отчеты содержащие сведения об их деятельности по обеспечению информацией заинтересованных лиц (количество случаев отказа в предоставлении доступа к информации с указанием мотивов таких отказов; количество и обоснования применения режима ограниченного доступа к отдельным видам информации; количество жалоб на неправомерные действия должностных лиц, отказавших в доступе к информации, и принятые к ним меры и.т.п.).
Статья 29. Доступ к открытой информации.
Доступ к открытой информации обеспечивается путем:
- систематической публикации ее в официальных печатных изданиях (бюллетенях, сборниках);
- распространения ее средствами массовой коммуникации;
- непосредственного ее предоставления заинтересованным гражданам, государственным органам и юридическим лицам.
Ограничение права на получение открытой информации запрещается законом.
Преимущественным правом на получение информации пользуются граждане, которым эта информация необходима для исполнения своих профессиональных обязанностей.
Статья 30. Информация с ограниченным доступом.
Информация с ограниченным доступом по своему правовому режиму делится на конфиденциальную и секретную.
Конфиденциальная информация - это сведения, находящиеся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических либо юридических лиц и распространяемые по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.
В отношении информации, которая является государственной собственностью и находится в пользовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, с целью ее сохранения может быть в соответствии с законом установлен ограниченный доступ – придан статус конфиденциальной. Порядок учета, хранения и использования документов и других носителей информации, хранящих указанную информацию, определяется Кабинетом Министров Украины.
(Статья 30 дополнена частью третьей в соответствии с Законом № 1703-IV [1703-15] от 11.05.2004)
К конфиденциальной информации, которая является государственной собственностью и находится в пользовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, не могут быть отнесены сведения:
- о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;
- об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;
- о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;
- о состоянии дел с правами и свободами человека и гражданина, а также о фактах их нарушений;
- о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц и служащих;
- иная информация, доступ к которой в соответствии с законами и международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, не может быть ограничен.
Исключение составляет информация коммерческого и банковского характера, а также информация, правовой режим которой установлен Верховным Советом Украины по представлению Кабинета Министров Украины (по вопросам статистики, экологии, банковских операций, налогов и т. п.), и информация, утаивание которой представляет угрозу жизни и здоровью людей.
К секретной информации относится информация, содержащая сведения, составляющие государственную и иную предусмотренную законом тайну, разглашение которой наносит ущерб лицу, обществу и государству.
Отнесение информации к категории секретных сведений, составляющих государственную тайну, и доступ к ней граждан осуществляется в соответствии с законом об этой информации.
Порядок обращения секретной информации и ее защиты определяется соответствующими государственными органами при условии соблюдения требований, установленных настоящим Законом.
Порядок и сроки обнародования секретной информации определяются соответствующим законом.
Информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее владельца, если эта информация представляет общественную значимость, то есть, если она является предметом общественного интереса и если право общества знать эту информацию выше права ее владельца на ее защиту.
(Статья 30 дополнена частью в соответствии с Законом № 676-IV [676-15] от 03.04.2003)
Статья 31. Доступ граждан к информации о них.
Граждане имеют право:
- знать в период сбора информации, какие сведения о них и с какой целью собираются, как, кем и с какой целью они используются;
- доступа к информации о них, оспаривать достоверность, полноту, уместность информации.
Запрещается доступ посторонних лиц к сведениям о другом лице, собранным в соответствии с действующим законодательством государственными органами, организациями и должностными лицами.
Хранение информации о гражданах не должно быть более длительным, чем это необходимо для законно установленной цели.
Все организации, собирающие информацию о гражданах, должны до начала работы с ней осуществить в установленном Кабинетом Министров Украины порядке государственную регистрацию соответствующих баз данных.
Необходимое количество данных о гражданах, которое можно получить законным путем, должно быть максимально ограниченным и может использоваться лишь для законно установленной цели.
Отказ в доступе к такой информации, или утаивание ее, или незаконные сбор, использование, хранение либо распространение могут быть обжалованы в суд.
(Официальное толкование статьи 31 см. в Решении Конституционного Суда Украины № 5-зп от 30.10.97).
Статья 32. Информационный запрос о доступе к официальным документам и запрос о предоставлении письменной или устной информации.
Под информационным запросом (далее - запросом) о доступе к официальным документам в настоящем Законе понимается обращение с требованием о предоставлении возможности ознакомления с официальными документами. Запрос может быть индивидуальным или коллективным. Он подается в письменной форме.
Гражданин имеет право обратиться в государственные органы и требовать предоставления любого официального документа, независимо от того, касается этот документ его лично или нет, кроме случаев ограничения доступа, предусмотренных настоящим Законом.
Под запросом о предоставлении письменной или устной информации в настоящем Законе понимается обращение с требованием предоставить письменную или устную информацию о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Украины, их должностных лиц по отдельным вопросам.
Граждане Украины, государственные органы, организации и объединения граждан (далее - запрашивающие) подают запрос соответствующему органу законодательной, исполнительной и судебной власти, его должностным лицам.
В запросе должны быть указаны фамилия, имя, отчество запрашивающего, документ, интересующая его письменная или устная информация и адрес, по которому он желает получить ответ.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти Украины, их должностные лица обязаны предоставлять информацию, касающуюся их деятельности, письменно, устно, по телефону или используя публичные выступления своих должностных лиц.
Статья 33. Срок рассмотрения запроса о доступе к официальным документам.
Срок изучения запроса на предмет возможности его удовлетворения не должен превышать десяти календарных дней.
В течение указанного срока государственное учреждение письменно доводит до сведения запрашивающего, что его запрос будет удовлетворен или что запрашиваемый документ не подлежит предоставлению для ознакомления.
Удовлетворение запроса осуществляется в течение месяца, если иное не предусмотрено законом.
Аналогичный срок рассмотрения устанавливается и по запросу о предоставлении письменной информации.
Статья 34. Отказ и отсрочка удовлетворения запроса о доступе к официальным документам.
Отказ в удовлетворении запроса доводится до сведения запрашивающего в письменной форме с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
В отказе должны быть указаны:
- должностное лицо государственного учреждения, отказывающее в удовлетворении запроса;
- дата отказа;
- мотивированное обоснование отказа.
Уведомление об отсрочке доводится до сведения запрашивающего в письменной форме с разъяснением порядка обжалования принятого решения. В уведомлении об отсрочке должны быть указаны:
- должностное лицо государственного учреждения, отказывающее в удовлетворении запроса в установленный месячный срок;
- дата отправления или выдачи сообщения об отсрочке;
- причины, по которым запрашиваемый документ не может быть выдан е установленный настоящим Законом срок;
- срок, в который будет удовлетворен запрос.
Статья 35. Обжалование отказа и отсрочки удовлетворения запроса о доступе к официальным документам.
Отказ или отсрочка удовлетворения запроса могут быть обжалованы.
В случае отказа в предоставлении документа для ознакомления или отсрочки удовлетворения запроса запрашивающий имеет право обжаловать отказ или отсрочку в вышестоящий орган.
Если на жалобу, поданную в вышестоящий орган, дается отрицательный ответ, запрашивающий имеет право обжаловать этот отказ в суд.
В случае, когда запрашивающий обратился в суд, обязанность показывать законность отказа или отсрочки удовлетворения запроса возлагается на ответчика - государственное учреждение.
Суд имеет право для обеспечения полноты и объективности рассмотрения дела запросить официальные документы, в возможности ознакомления с которыми было отказано, и, изучив их, принять решение об обоснованности (или необоснованности) действий должностных лиц государственного учреждения.
Если отказ или отсрочка признаны необоснованными, суд обязывает государственное учреждение предоставить запрашивающему возможность ознакомиться с официальным документом и постановляет частное определение о должностных лицах, отказавших заявителю.
Необоснованный отказ в предоставлении возможности для ознакомления с официальными документами или нарушение определенного срока ее предоставления без уважительных причин влекут дисциплинарную или иную ответственность должностных лиц государственных учреждений в порядке, установленном законами Украины.
Официальные документы, предоставленные на запросы органами законодательной, исполнительной и судебной власти Украины, могут публиковаться.
Запрашивающие имеют право делать выписки из предоставленных им для ознакомления официальных документов, фотографировать их, записывать текст на магнитную пленку и т. п. Собственник документов вправе за соответствующую плату изготовлять по желанию запрашивающего копии запрашиваемых документов.
Не подлежит оплате работа по розыску официальных документов.
Обжалование отказа и отсрочки удовлетворения запроса о предоставлении письменной информации осуществляется в аналогичном порядке.
Статья 36. Порядок возмещения расходов, связанных с удовлетворением запросов о доступе к официальным документам и предоставлении письменной информации.
Запрашивающие должны полностью или частично возместить расходы, связанные с выполнением запросов о доступе к официальным документам и предоставлении письменной информации.
Порядок оплаты копия запрашиваемых документов устанавливается государственными учреждениями.
Кабинет Министров Украины или другие государственные учреждения определяют порядок и размер оплаты работ по сбору, розыску, подготовке, созданию и предоставлению запрашиваемой письменной информации, который не должен превышать реальных расходов, связанных с выполнением запросов.
Статья 37. Документы и информация, не подлежащие предоставлению для ознакомления по запросам.
Не подлежат обязательному предоставлению для ознакомления по информационным запросам официальные документы, содержащие:
информацию, признанную в установленном порядке государственной тайной;
конфиденциальную информацию;
информацию об оперативной и следственной работе органов прокуратуры, МВД, СБУ, работе органов дознания и суда в тех случаях, когда ее разглашение может повредить оперативным мерам, расследованию либо дознанию, нарушить право человека на справедливое и объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью какого-либо лица;
информацию, касающуюся личной жизни граждан;
документы, составляющие внутриведомственную служебную корреспонденцию (докладные записки, переписка между подразделениями и прочее), если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения, процессом принятия решений и предшествуют их принятию;
информацию, не подлежащую разглашению согласно иным законодательным или нормативным актам. Учреждение, к которому обращен запрос, может не предоставлять для ознакомления документ, если он содержит информацию, не подлежащую разглашению на основании, нормативного акта другого, государственного учреждения, а то государственное учреждение, которое рассматривает запрос, не вправе решать вопрос о ее разглашении;
информацию финансовых учреждений, подготовленную для контрольно-финансовых ведомств.
Статья 38. Право собственности на информацию.
Право собственности на информацию - это урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению информацией.
Информация является объектом права собственности граждан, организаций (юридических лиц) и государства. Информация может быть объектом права собственности как в полном объеме, так и объектом лишь владения, пользования или распоряжения.
Собственник информации в отношении объектов своей собственности вправе осуществлять любые законные действия.
Основаниями возникновения права собственности на информацию являются:
создание информации своими силами и за свой счет;
договор на создание информации;
договор, содержащий условия перехода права собственности на информацию к другому лицу.
Информация, созданная несколькими гражданами или юридическими лицами, является коллективной собственностью ее создателей. Порядок и правила пользования такой собственностью определяются договором, заключенным между сособственниками.
Информация, созданная организациями (юридическими лицами) или приобретенная ими иным законным способом, является собственностью этих организаций.
Информация, созданная на средства государственного бюджета, является государственной собственностью. Информация, созданная на правах индивидуальной собственности, может быть отнесена к государственной собственности в случаях передачи ее на хранение в соответствующие банки данных, фонды или архивы на договорной основе.
Собственник информации вправе назначать лицо, осуществляющее владение, использование и распоряжение информацией, и определять правила обработки информации и доступ к ней, а также устанавливать иные условия в отношении информации.
Статья 39. Информация как товар.
Информационная продукция и информационные услуги граждан и юридических лиц, занимающихся информационной деятельностью, могут быть объектами товарных отношений, которые регулируются действующим гражданским и иным законодательством.
Цены и ценообразование на информационную продукцию и информационные услуги устанавливаются договорами, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Статья 40. Информационная продукция.
Информационная продукция - это материализованный результат информационной деятельности, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей граждан, государственных органов, пред- приятий, учреждений и организаций.
Статья 41. Информационная услуга.
Информационная услуга - это осуществление в определенной законом форме информационной деятельности по доведению информационной продукции до потребителей в целях удовлетворения их информационных потребностей.