1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
Пункты 2 и 3 статьи 14 относительно уплаты страховых взносов страхователями за лиц, указанных в пунктах 8, 11, 13, 14 статьи 11 настоящего Закона, вступают в силу с 1 января 2005 года.
Разделы X и XI, а также положения настоящего Закона, касающиеся Накопительного фонда, вступают в силу со дня вступления в силу закона о введении перечисления части страховых взносов в Накопительный фонд.
Часть четвертая статьи 20 и часть пятая статьи 78 настоящего Закона, касающиеся направления страховых взносов застрахованными лицами в негосударственные пенсионные фонды, вступают в силу через 11 лет после введения перечисления части страховых взносов в Накопительный фонд.
Часть вторая статьи 42 вступает в силу с 1 марта 2005 года.
Абзацы второй и третий части первой, часть вторая статьи 58, статья 59, части первая — восьмая, десятая — тринадцатая статьи 60, статьи 61 — 63, пункты 1, 2, 5, 7, 14, 15, 17 части второй статьи 64, статьи 65 — 70, части вторая и третья статьи 71, абзац третий части первой статьи 74, часть пята статьи 75, абзац второй части третьей статьи 77, части третья — пятая и седьмая статьи 103 вступают в силу после преобразования Пенсионного фонда Украины в неприбыльную самоуправляющуюся организацию.
2. Пенсионное обеспечение застрахованных лиц, работавших или работающих на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, осуществляется согласно отдельному законодательному акту через профессиональные и корпоративные фонды.
До введения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды:
1) лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, пенсии назначаются по нормам настоящего Закона при достижении пенсионного возраста и наличии трудового стажа, предусмотренного Законом Украины «О пенсионном обеспечении».
В этом случае размеры пенсий определяются в соответствии со статьей 27 и с учетом норм статьи 28 настоящего Закона.
При этом сохраняется порядок покрытия расходов на выплату и доставку этих пенсий, действовавший до вступления в силу настоящего Закона.
Предприятия и организации из средств, назначенных на оплату труда, вносят в Пенсионный фонд плату, покрывающую фактические расходы на выплату и доставку пенсий лицам, которые были заняты полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, кроме тех, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников по списку работ и профессий, утвержденному Кабинетом Министров Украины, начиная со дня вступления в силу настоящего Закона, в размере 20 процентов с последующим увеличением ее ежегодно на 10 процентов до 100-процентного размера возмещения фактических расходов на выплату и доставку этих пенсий до получения права на пенсию по возрасту в соответствии с настоящим Законом.
Выплата пенсий лицам, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, по списку работ и профессий, утвержденному Кабинетом Министров Украины, осуществляется до 1 января 2005 года за счет средств Пенсионного фонда, а с 1 января 2005 года — за счет средств Государственного бюджета Украины до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона;
2) отдельным категориям работников в зависимости от условий труда по результатам аттестации рабочих мест могут назначаться пенсии за счет средств предприятий и организаций, бюджетных средств и целевых фондов, но не ранее чем за 5 лет до достижения возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
В этом случае размеры пенсий определяются в соответствии со статьей 27 и с учетом норм статьи 28 настоящего Закона;
3) лицам, которые работали на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и имели или будут иметь право на пенсию в соответствии со статьей 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», пенсии назначаются по нормам настоящего Закона, исходя из требований возраста и стажа, установленного ранее действующим законодательством.
3. Временно, до принятия соответствующего закона:
лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), диспропорциональные карлики имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту, но не ранее чем за 15 лет до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, при наличии у мужчин не менее 20 лет страхового стажа, а у женщин не менее 15 лет страхового стажа;
инвалиды по зрению I группы — слепые и инвалиды с детства I группы имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту, но не ранее чем за 10 лет для мужчин и за 15 лет для женщин до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, при наличии не менее 15 лет страхового стажа у мужчин и не менее 10 лет страхового стажа у женщин;
женщины, родившие пятеро или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, и матери инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту, но не ранее чем за 5 лет до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, при наличии не менее 15 лет страхового стажа. При этом к числу инвалидов с детства относятся также дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.
В случае отсутствия матери, если воспитание пятерых или более детей либо ребенка-инвалида осуществлялось отцом, ему назначается досрочная пенсия по возрасту, но не ранее чем за 5 лет до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, при наличии не менее 20 лет страхового стажа;
военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, участвовавшие в боевых действиях, а также ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины либо при исполнении других обязанностей военной службы (служебных обязанностей), или вследствие заболевания, связанного с нахождением на фронте или выполнением интернационального долга, жены (мужья), если они не вступили в повторный брак, и родители военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших (погибших) в период прохождения военной службы (исполнения служебных обязанностей) либо после увольнения со службы, но вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), заболевания, связанного с нахождением на фронте, ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы или выполнением интернационального долга, имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту, но не ранее чем за 5 лет до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, при наличии страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин.
В этих случаях размеры пенсий определяются в соответствии со статьей 27 и с учетом норм статьи 28 настоящего Закона и финансируются за счет средств Государственного бюджета Украины.
Включение периодов военной службы в страховой стаж лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и военной службы по контракту Вооруженных Сил Украины, начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц других воинских формирований, создаваемых в соответствии с законами Украины, осуществляется путем предоставления государственных дотаций из соответствующих бюджетов Пенсионному фонду.
4. В случае если вследствие перерасчета пенсии по нормам настоящего Закона ее размер уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.
5. Временно, до принятия соответствующего закона, период работы до 1 января 1991 года в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера бывшего Союза ССР, а также на острове Шпицберген засчитывается в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим до 1 января 1991 года.
6. До принятия соответствующего закона к пенсиям, предусмотренным настоящим Законом, устанавливаются надбавки и осуществляется их повышение согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении». Указанные надбавки и повышения устанавливаются в размерах, которые фактически выплачивались на день вступления в силу настоящего Закона с последующей индексацией в соответствии с законодательством об индексации денежных доходов населения. Выплата их осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.
До внесения соответствующих изменений в законы финансирование социальных пенсий, предусмотренных Законом Украины «О пенсионном обеспечении», увеличений пенсий, предусмотренных Законом Украины «О статусе горных населенных пунктов», надбавок, предусмотренных Законом Украины «О донорстве крови и ее компонентов», а также надбавок и пенсий, назначаемых лицам, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа в связи с выявленным несоответствием работника занимаемой должности по состоянию здоровья, в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.
7. Досрочно назначенная пенсия по возрасту в соответствии с Законом Украины «О занятости населения» в период до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, работающим пенсионерам не выплачивается.
8. До вступления в силу закона о направлении части страховых взносов в Накопительный фонд:
1) страховые взносы, перечисляемые в солидарную систему (кроме страховых взносов, перечисляемых лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 11 и в статье 12 настоящего Закона, а также страховых взносов, уплачиваемых за лиц, указанных в пунктах 8, 13, 14 статьи 11 настоящего Закона), уплачиваются страхователями и застрахованными лицами на условиях и в порядке, определенных настоящим Законом, и в размерах, предусмотренных Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» для соответствующих плательщиков сбора. Плательщики сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, определенные пунктами 5 — 10 статьи 1 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», уплачивают сбор на обязательное государственное пенсионное страхование в порядке и размерах, определенных указанным Законом;
2) лица, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 11, в статье 12 настоящего Закона, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины за лиц, указанных в пункте 11 статьи 11 настоящего Закона, уплачивают страховые взносы, перечисляемые в солидарную систему на условиях и в порядке, определенных настоящим Законом, и в размерах, предусмотренных для плательщиков сбора (юридических и физических лиц) Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», но не меньше минимального страхового взноса;
3) за лиц, указанных в пунктах 8, 13 и 14 статьи 11 настоящего Закона, страховые взносы, перечисляемые в солидарную систему, уплачиваются из средств соответствующих бюджетов на условиях и в порядке, определенных настоящим Законом, и в размере 10 процентов минимального страхового взноса с последующим увеличением ежегодно на 10 процентов до 100-процентного размера минимального страхового взноса.
Периоды уплаты страховых взносов в размере, определенном абзацем первым этого подпункта, засчитываются в страховой стаж как периоды, за которые уплачены страховые взносы в сумме минимального страхового взноса. При исчислении коэффициента заработной платы (дохода) в этом случае учитывается минимальный размер заработной платы;
4) физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, избравшие особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, приобретение специального торгового патента), и члены семей указанных физических лиц, участвующих в осуществлении ими предпринимательской деятельности, на период действия законодательных актов по вопросам особого способа налогообложения уплачивают страховые взносы в порядке, определенном настоящим Законом в фиксированном размере.
9. Страховые взносы в Накопительный фонд уплачиваются застрахованными лицами, которым на день их введения не исполнилось: мужчинам 40, женщинам 35 лет.
Застрахованные лица — мужчины в возрасте от 40 до 50 лет, а женщины — от 35 до 45 лет могут принять решение о перечислении страховых взносов в Накопительный фонд в течение года со дня введения этих взносов. Если эти лица не приняли решение о перечислении взносов в Накопительный фонд в указанный срок, то они утрачивают право на перечисление таких взносов в Накопительный фонд.
Мужчины, которым на день введения страховых взносов в Накопительный фонд исполнилось 50 лет, и женщины, которым на день введения этих взносов исполнилось 45 лет, не имеют права и обязанности уплачивать страховые взносы в Накопительный фонд.
превышать 7 процентов суммы заработной платы (дохода), определенной частью первой статьи 19 настоящего Закона.
Застрахованные лица, не уплачивающие страховые взносы в Накопительный фонд, уплачивают их в Пенсионный фонд в размерах, определяемых ежегодно Верховной Радой Украины.
Принятие закона о направлении части страховых взносов в Накопительный фонд осуществляется только при условии экономического роста страны в течение двух последних лет, а именно: если в каждом из них валовой внутренний продукт возрастал не менее чем на 2 процента по сравнению с предыдущим годом.
Перечисление страховых взносов в Накопительный фонд осуществляется в случае одновременного повышения заработной платы застрахованному лицу и только после выполнения следующих условий:
обеспечения выплаты пенсий в солидарной системе в размере, предусмотренном частью третьей статье 46 Конституции Украины;
сбалансированности бюджета Пенсионного фонда в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета;
создания институционных компонентов функционирования накопительной системы пенсионного страхования, в том числе:
полного внедрения системы персонифицированного учета и создания системы автоматизированной отчетности относительно состояния накопительных пенсионных счетов застрахованных лиц с учетом состояния пенсионных активов;
создания программно-технического комплекса для системы сбора страховых взносов в Накопительный фонд, совместимого с системой электронных переводов банков;
принятия законодательных актов, необходимых для функционирования накопительной системы пенсионного страхования;
назначения всех членов Совета Накопительного фонда;
проведения тендеров и заключения договоров с компаниями по управлению активами, хранителем и аудитором Накопительного фонда;
приобретения опыта работы системы негосударственного пенсионного обеспечения;
обеспечения финансирования из государственного бюджета утраченной части страховых средств в солидарной системе в связи с перечислением части страховых взносов в Накопительный фонд.
Первоначальная чистая стоимость единицы пенсионных активов на дату направления части страховых взносов в Накопительный фонд равна 10 гривням.
10. Назначение, избрание (делегирование) членов правления Пенсионного фонда и Наблюдательного совета осуществляется за два месяца до истечения срока, определенного абзацем вторым пункта 12 этого раздела.
Для членов первого состава правления Пенсионного фонда устанавливаются следующие сроки полномочий: трех членов правления от каждой стороны — шесть лет и двух членов правления от каждой стороны — три года.
Для членов первого состава Наблюдательного совета устанавливаются следующие сроки полномочий: первого члена Наблюдательного совета от каждой стороны — два года, второго члена Наблюдательного совета от каждой стороны — три года, третьего члена Наблюдательного совета от каждой стороны — четыре года, четвертого члена Наблюдательного совета от каждой стороны — пять лет, пятого члена Наблюдательного совета от каждой стороны — шесть лет.
11. Первое заседание Совета Накопительного фонда созывается Пенсионным фондом и проводится не позднее чем за один год до даты перечисления части страховых взносов в Накопительный фонд.
12. Пенсионный фонд является правопреемником Пенсионного фонда Украины.
В течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Закона функции исполнительной дирекции Пенсионного фонда, ее территориальных органов выполняют соответственно Пенсионный фонд Украины и главные управления Пенсионного фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве, Севастополе и управление Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах.
В период до преобразования Пенсионного фонда Украины в неприбыльную самоуправляющуюся организацию он функционирует как центральный орган исполнительной власти на основании норм настоящего Закона (кроме норм, указанных в абзаце шестом пункта 1 этого раздела) и Положения о Пенсионном фонде Украины, которое утверждает Президент Украины. Бюджет Пенсионного фонда Украины в указанный период утверждает Кабинет Министров Украины.
Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:
включить в состав правление Пенсионного фонда Украины не менее чем по три представителя от объединений профсоюзов и объединений организаций работодателей — по предложениям соответствующих сторон;
определить уполномоченный банк.
13. В случае если лицо имеет право на получение пенсии в соответствии с законами Украины «О государственной службе», «О Национальном банке Украины», «О дипломатической службе», «О службе в органах местного самоуправления», «О прокуратуре», «О статусе народного депутата Украины», «О статусе судей», «О судебной экспертизе», «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», Таможенным кодексом Украины, Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины и настоящим Законом, назначается одна пенсия по его выбору. При этом разница между размером пенсии, на который имеет право лицо в соответствии с указанными законодательными актами, и размером пенсии из солидарной системы в соответствии с настоящим Законом финансируется за счет средств Государственного бюджета Украины.
В случае если лицо имеет право на получение пенсии в соответствии с Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности» и настоящим Законом, назначается одна пенсия по его выбору. При этом разница между размером пенсии, на который имеет право лицо в соответствии с указанным Законом, и размером пенсии из солидарной системы в соответствии с настоящим Законом финансируется за счет средств, направленных из источников, определенных Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности».
Установить, что со дня вступления в силу настоящего Закона, при назначении пенсий в соответствии с указанными в абзацах первом и втором этого пункта законодательных актов, заработная плата для исчисления пенсии учитывается в пределах максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), из которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды, действовавшей на день получения указанного заработка.
14. Кабинету Министров Украины:
1) в трехмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;
2) в трехмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по формированию налогового режима, который будет способствовать введению накопительной системы пенсионного страхования, и внесению изменений в законы Украины относительно:
освобождения от налогообложения части страховых взносов, которые будут направляться в Накопительный фонд;
освобождения от взимания налога на прибыль инвестиционного дохода, получаемого от инвестирования пенсионных активов;
включения в систему налогообложения доходов физических лиц, пенсионных выплат, осуществляемых за счет средств Накопительного фонда;
освобождения услуг по управлению пенсионными активами и их хранению от уплаты налога на добавленную стоимость;
3) в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона подготовить при участии Генеральной прокуратуры Украины и Верховного Суда Украины и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины об установлении уголовной ответственности за разглашение информации, определенной законом конфиденциальной;
4) в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты и обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
5) в течение года после вступления в силу закона о негосударственном пенсионном обеспечении подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона об осуществлении работодателями обязательных отчислений в корпоративные и профессиональные негосударственные пенсионные фонды за застрахованных лиц, указанных в абзаце первом пункта 2 этого раздела;
6) после выполнения условий, предусмотренных пунктом 9 этого раздела, представить на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона о введении отчислений в Накопительный фонд, определении размера и порядка их уплаты;
7) вместе с проектом Закона Украины о Государственном бюджете Украины на 2004 год представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по уплате страховых взносов в фиксированном размере физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, которые избрали особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, приобрели специальный торговый патент), и членами семей указанных физических лиц, участвующих в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также предложения по исключению из законодательства об упрощенной системе налогообложения положений, касающихся направления средств в Пенсионный фонд Украины;
8) ежегодно предусматривать в проекте закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год средства для компенсации сельскохозяйственным предприятиям — налогоплательщикам фиксированного сельскохозяйственного налога расходов, связанных с уплатой ими на общих основаниях страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
9) ежегодно предусматривать в проекте закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год средства для уплаты Пенсионному фонду сумм неуплаченных страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование за соответствующие годы службы в отношении лиц, которые не получили (не получат) права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц»;
10) в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона утвердить положение о методике расчета и порядке уплаты сумм неуплаченных страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование за соответствующие годы службы в отношении лиц, которые не получили (не получат) права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц».
15. До приведения законодательства Украины в соответствие с настоящим Законом законы Украины и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Президент Украины Л.КУЧМА
г.Киев
9 июля 2003 года № 1058-IV
Пункты 2 и 3 статьи 14 относительно уплаты страховых взносов страхователями за лиц, указанных в пунктах 8, 11, 13, 14 статьи 11 настоящего Закона, вступают в силу с 1 января 2005 года.
Разделы X и XI, а также положения настоящего Закона, касающиеся Накопительного фонда, вступают в силу со дня вступления в силу закона о введении перечисления части страховых взносов в Накопительный фонд.
Часть четвертая статьи 20 и часть пятая статьи 78 настоящего Закона, касающиеся направления страховых взносов застрахованными лицами в негосударственные пенсионные фонды, вступают в силу через 11 лет после введения перечисления части страховых взносов в Накопительный фонд.
Часть вторая статьи 42 вступает в силу с 1 марта 2005 года.
Абзацы второй и третий части первой, часть вторая статьи 58, статья 59, части первая — восьмая, десятая — тринадцатая статьи 60, статьи 61 — 63, пункты 1, 2, 5, 7, 14, 15, 17 части второй статьи 64, статьи 65 — 70, части вторая и третья статьи 71, абзац третий части первой статьи 74, часть пята статьи 75, абзац второй части третьей статьи 77, части третья — пятая и седьмая статьи 103 вступают в силу после преобразования Пенсионного фонда Украины в неприбыльную самоуправляющуюся организацию.
2. Пенсионное обеспечение застрахованных лиц, работавших или работающих на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, осуществляется согласно отдельному законодательному акту через профессиональные и корпоративные фонды.
До введения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды:
1) лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, пенсии назначаются по нормам настоящего Закона при достижении пенсионного возраста и наличии трудового стажа, предусмотренного Законом Украины «О пенсионном обеспечении».
В этом случае размеры пенсий определяются в соответствии со статьей 27 и с учетом норм статьи 28 настоящего Закона.
При этом сохраняется порядок покрытия расходов на выплату и доставку этих пенсий, действовавший до вступления в силу настоящего Закона.
Предприятия и организации из средств, назначенных на оплату труда, вносят в Пенсионный фонд плату, покрывающую фактические расходы на выплату и доставку пенсий лицам, которые были заняты полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, кроме тех, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников по списку работ и профессий, утвержденному Кабинетом Министров Украины, начиная со дня вступления в силу настоящего Закона, в размере 20 процентов с последующим увеличением ее ежегодно на 10 процентов до 100-процентного размера возмещения фактических расходов на выплату и доставку этих пенсий до получения права на пенсию по возрасту в соответствии с настоящим Законом.
Выплата пенсий лицам, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, по списку работ и профессий, утвержденному Кабинетом Министров Украины, осуществляется до 1 января 2005 года за счет средств Пенсионного фонда, а с 1 января 2005 года — за счет средств Государственного бюджета Украины до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона;
2) отдельным категориям работников в зависимости от условий труда по результатам аттестации рабочих мест могут назначаться пенсии за счет средств предприятий и организаций, бюджетных средств и целевых фондов, но не ранее чем за 5 лет до достижения возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
В этом случае размеры пенсий определяются в соответствии со статьей 27 и с учетом норм статьи 28 настоящего Закона;
3) лицам, которые работали на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и имели или будут иметь право на пенсию в соответствии со статьей 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», пенсии назначаются по нормам настоящего Закона, исходя из требований возраста и стажа, установленного ранее действующим законодательством.
3. Временно, до принятия соответствующего закона:
лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), диспропорциональные карлики имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту, но не ранее чем за 15 лет до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, при наличии у мужчин не менее 20 лет страхового стажа, а у женщин не менее 15 лет страхового стажа;
инвалиды по зрению I группы — слепые и инвалиды с детства I группы имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту, но не ранее чем за 10 лет для мужчин и за 15 лет для женщин до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, при наличии не менее 15 лет страхового стажа у мужчин и не менее 10 лет страхового стажа у женщин;
женщины, родившие пятеро или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, и матери инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту, но не ранее чем за 5 лет до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, при наличии не менее 15 лет страхового стажа. При этом к числу инвалидов с детства относятся также дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.
В случае отсутствия матери, если воспитание пятерых или более детей либо ребенка-инвалида осуществлялось отцом, ему назначается досрочная пенсия по возрасту, но не ранее чем за 5 лет до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, при наличии не менее 20 лет страхового стажа;
военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, участвовавшие в боевых действиях, а также ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины либо при исполнении других обязанностей военной службы (служебных обязанностей), или вследствие заболевания, связанного с нахождением на фронте или выполнением интернационального долга, жены (мужья), если они не вступили в повторный брак, и родители военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших (погибших) в период прохождения военной службы (исполнения служебных обязанностей) либо после увольнения со службы, но вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), заболевания, связанного с нахождением на фронте, ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы или выполнением интернационального долга, имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту, но не ранее чем за 5 лет до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, при наличии страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин.
В этих случаях размеры пенсий определяются в соответствии со статьей 27 и с учетом норм статьи 28 настоящего Закона и финансируются за счет средств Государственного бюджета Украины.
Включение периодов военной службы в страховой стаж лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и военной службы по контракту Вооруженных Сил Украины, начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц других воинских формирований, создаваемых в соответствии с законами Украины, осуществляется путем предоставления государственных дотаций из соответствующих бюджетов Пенсионному фонду.
4. В случае если вследствие перерасчета пенсии по нормам настоящего Закона ее размер уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.
5. Временно, до принятия соответствующего закона, период работы до 1 января 1991 года в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера бывшего Союза ССР, а также на острове Шпицберген засчитывается в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим до 1 января 1991 года.
6. До принятия соответствующего закона к пенсиям, предусмотренным настоящим Законом, устанавливаются надбавки и осуществляется их повышение согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении». Указанные надбавки и повышения устанавливаются в размерах, которые фактически выплачивались на день вступления в силу настоящего Закона с последующей индексацией в соответствии с законодательством об индексации денежных доходов населения. Выплата их осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.
До внесения соответствующих изменений в законы финансирование социальных пенсий, предусмотренных Законом Украины «О пенсионном обеспечении», увеличений пенсий, предусмотренных Законом Украины «О статусе горных населенных пунктов», надбавок, предусмотренных Законом Украины «О донорстве крови и ее компонентов», а также надбавок и пенсий, назначаемых лицам, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа в связи с выявленным несоответствием работника занимаемой должности по состоянию здоровья, в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.
7. Досрочно назначенная пенсия по возрасту в соответствии с Законом Украины «О занятости населения» в период до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, работающим пенсионерам не выплачивается.
8. До вступления в силу закона о направлении части страховых взносов в Накопительный фонд:
1) страховые взносы, перечисляемые в солидарную систему (кроме страховых взносов, перечисляемых лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 11 и в статье 12 настоящего Закона, а также страховых взносов, уплачиваемых за лиц, указанных в пунктах 8, 13, 14 статьи 11 настоящего Закона), уплачиваются страхователями и застрахованными лицами на условиях и в порядке, определенных настоящим Законом, и в размерах, предусмотренных Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» для соответствующих плательщиков сбора. Плательщики сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, определенные пунктами 5 — 10 статьи 1 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», уплачивают сбор на обязательное государственное пенсионное страхование в порядке и размерах, определенных указанным Законом;
2) лица, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 11, в статье 12 настоящего Закона, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины за лиц, указанных в пункте 11 статьи 11 настоящего Закона, уплачивают страховые взносы, перечисляемые в солидарную систему на условиях и в порядке, определенных настоящим Законом, и в размерах, предусмотренных для плательщиков сбора (юридических и физических лиц) Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», но не меньше минимального страхового взноса;
3) за лиц, указанных в пунктах 8, 13 и 14 статьи 11 настоящего Закона, страховые взносы, перечисляемые в солидарную систему, уплачиваются из средств соответствующих бюджетов на условиях и в порядке, определенных настоящим Законом, и в размере 10 процентов минимального страхового взноса с последующим увеличением ежегодно на 10 процентов до 100-процентного размера минимального страхового взноса.
Периоды уплаты страховых взносов в размере, определенном абзацем первым этого подпункта, засчитываются в страховой стаж как периоды, за которые уплачены страховые взносы в сумме минимального страхового взноса. При исчислении коэффициента заработной платы (дохода) в этом случае учитывается минимальный размер заработной платы;
4) физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, избравшие особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, приобретение специального торгового патента), и члены семей указанных физических лиц, участвующих в осуществлении ими предпринимательской деятельности, на период действия законодательных актов по вопросам особого способа налогообложения уплачивают страховые взносы в порядке, определенном настоящим Законом в фиксированном размере.
9. Страховые взносы в Накопительный фонд уплачиваются застрахованными лицами, которым на день их введения не исполнилось: мужчинам 40, женщинам 35 лет.
Застрахованные лица — мужчины в возрасте от 40 до 50 лет, а женщины — от 35 до 45 лет могут принять решение о перечислении страховых взносов в Накопительный фонд в течение года со дня введения этих взносов. Если эти лица не приняли решение о перечислении взносов в Накопительный фонд в указанный срок, то они утрачивают право на перечисление таких взносов в Накопительный фонд.
Мужчины, которым на день введения страховых взносов в Накопительный фонд исполнилось 50 лет, и женщины, которым на день введения этих взносов исполнилось 45 лет, не имеют права и обязанности уплачивать страховые взносы в Накопительный фонд.
превышать 7 процентов суммы заработной платы (дохода), определенной частью первой статьи 19 настоящего Закона.
Застрахованные лица, не уплачивающие страховые взносы в Накопительный фонд, уплачивают их в Пенсионный фонд в размерах, определяемых ежегодно Верховной Радой Украины.
Принятие закона о направлении части страховых взносов в Накопительный фонд осуществляется только при условии экономического роста страны в течение двух последних лет, а именно: если в каждом из них валовой внутренний продукт возрастал не менее чем на 2 процента по сравнению с предыдущим годом.
Перечисление страховых взносов в Накопительный фонд осуществляется в случае одновременного повышения заработной платы застрахованному лицу и только после выполнения следующих условий:
обеспечения выплаты пенсий в солидарной системе в размере, предусмотренном частью третьей статье 46 Конституции Украины;
сбалансированности бюджета Пенсионного фонда в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета;
создания институционных компонентов функционирования накопительной системы пенсионного страхования, в том числе:
полного внедрения системы персонифицированного учета и создания системы автоматизированной отчетности относительно состояния накопительных пенсионных счетов застрахованных лиц с учетом состояния пенсионных активов;
создания программно-технического комплекса для системы сбора страховых взносов в Накопительный фонд, совместимого с системой электронных переводов банков;
принятия законодательных актов, необходимых для функционирования накопительной системы пенсионного страхования;
назначения всех членов Совета Накопительного фонда;
проведения тендеров и заключения договоров с компаниями по управлению активами, хранителем и аудитором Накопительного фонда;
приобретения опыта работы системы негосударственного пенсионного обеспечения;
обеспечения финансирования из государственного бюджета утраченной части страховых средств в солидарной системе в связи с перечислением части страховых взносов в Накопительный фонд.
Первоначальная чистая стоимость единицы пенсионных активов на дату направления части страховых взносов в Накопительный фонд равна 10 гривням.
10. Назначение, избрание (делегирование) членов правления Пенсионного фонда и Наблюдательного совета осуществляется за два месяца до истечения срока, определенного абзацем вторым пункта 12 этого раздела.
Для членов первого состава правления Пенсионного фонда устанавливаются следующие сроки полномочий: трех членов правления от каждой стороны — шесть лет и двух членов правления от каждой стороны — три года.
Для членов первого состава Наблюдательного совета устанавливаются следующие сроки полномочий: первого члена Наблюдательного совета от каждой стороны — два года, второго члена Наблюдательного совета от каждой стороны — три года, третьего члена Наблюдательного совета от каждой стороны — четыре года, четвертого члена Наблюдательного совета от каждой стороны — пять лет, пятого члена Наблюдательного совета от каждой стороны — шесть лет.
11. Первое заседание Совета Накопительного фонда созывается Пенсионным фондом и проводится не позднее чем за один год до даты перечисления части страховых взносов в Накопительный фонд.
12. Пенсионный фонд является правопреемником Пенсионного фонда Украины.
В течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Закона функции исполнительной дирекции Пенсионного фонда, ее территориальных органов выполняют соответственно Пенсионный фонд Украины и главные управления Пенсионного фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве, Севастополе и управление Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах.
В период до преобразования Пенсионного фонда Украины в неприбыльную самоуправляющуюся организацию он функционирует как центральный орган исполнительной власти на основании норм настоящего Закона (кроме норм, указанных в абзаце шестом пункта 1 этого раздела) и Положения о Пенсионном фонде Украины, которое утверждает Президент Украины. Бюджет Пенсионного фонда Украины в указанный период утверждает Кабинет Министров Украины.
Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:
включить в состав правление Пенсионного фонда Украины не менее чем по три представителя от объединений профсоюзов и объединений организаций работодателей — по предложениям соответствующих сторон;
определить уполномоченный банк.
13. В случае если лицо имеет право на получение пенсии в соответствии с законами Украины «О государственной службе», «О Национальном банке Украины», «О дипломатической службе», «О службе в органах местного самоуправления», «О прокуратуре», «О статусе народного депутата Украины», «О статусе судей», «О судебной экспертизе», «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», Таможенным кодексом Украины, Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины и настоящим Законом, назначается одна пенсия по его выбору. При этом разница между размером пенсии, на который имеет право лицо в соответствии с указанными законодательными актами, и размером пенсии из солидарной системы в соответствии с настоящим Законом финансируется за счет средств Государственного бюджета Украины.
В случае если лицо имеет право на получение пенсии в соответствии с Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности» и настоящим Законом, назначается одна пенсия по его выбору. При этом разница между размером пенсии, на который имеет право лицо в соответствии с указанным Законом, и размером пенсии из солидарной системы в соответствии с настоящим Законом финансируется за счет средств, направленных из источников, определенных Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности».
Установить, что со дня вступления в силу настоящего Закона, при назначении пенсий в соответствии с указанными в абзацах первом и втором этого пункта законодательных актов, заработная плата для исчисления пенсии учитывается в пределах максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), из которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды, действовавшей на день получения указанного заработка.
14. Кабинету Министров Украины:
1) в трехмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;
2) в трехмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по формированию налогового режима, который будет способствовать введению накопительной системы пенсионного страхования, и внесению изменений в законы Украины относительно:
освобождения от налогообложения части страховых взносов, которые будут направляться в Накопительный фонд;
освобождения от взимания налога на прибыль инвестиционного дохода, получаемого от инвестирования пенсионных активов;
включения в систему налогообложения доходов физических лиц, пенсионных выплат, осуществляемых за счет средств Накопительного фонда;
освобождения услуг по управлению пенсионными активами и их хранению от уплаты налога на добавленную стоимость;
3) в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона подготовить при участии Генеральной прокуратуры Украины и Верховного Суда Украины и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины об установлении уголовной ответственности за разглашение информации, определенной законом конфиденциальной;
4) в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты и обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
5) в течение года после вступления в силу закона о негосударственном пенсионном обеспечении подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона об осуществлении работодателями обязательных отчислений в корпоративные и профессиональные негосударственные пенсионные фонды за застрахованных лиц, указанных в абзаце первом пункта 2 этого раздела;
6) после выполнения условий, предусмотренных пунктом 9 этого раздела, представить на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона о введении отчислений в Накопительный фонд, определении размера и порядка их уплаты;
7) вместе с проектом Закона Украины о Государственном бюджете Украины на 2004 год представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по уплате страховых взносов в фиксированном размере физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, которые избрали особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, приобрели специальный торговый патент), и членами семей указанных физических лиц, участвующих в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также предложения по исключению из законодательства об упрощенной системе налогообложения положений, касающихся направления средств в Пенсионный фонд Украины;
8) ежегодно предусматривать в проекте закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год средства для компенсации сельскохозяйственным предприятиям — налогоплательщикам фиксированного сельскохозяйственного налога расходов, связанных с уплатой ими на общих основаниях страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
9) ежегодно предусматривать в проекте закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год средства для уплаты Пенсионному фонду сумм неуплаченных страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование за соответствующие годы службы в отношении лиц, которые не получили (не получат) права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц»;
10) в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона утвердить положение о методике расчета и порядке уплаты сумм неуплаченных страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование за соответствующие годы службы в отношении лиц, которые не получили (не получат) права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц».
15. До приведения законодательства Украины в соответствие с настоящим Законом законы Украины и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Президент Украины Л.КУЧМА
г.Киев
9 июля 2003 года № 1058-IV