Статья 20. Участие депутата в сессиях местного совета и заседаниях его органов.
1. На сессиях местного совета депутаты местного совета на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные к ведению соответствующего совета.
2. Депутат местного совета, кроме секретаря совета, председателя районного в городе, районного, областного совета и их заместителей, должен входить в состав одной из постоянных комиссий, образуемых советом.
Депутат местного совета по поручению соответствующего совета или постоянной комиссии, в состав которой он избран, принимает непосредственное участие в подготовке вопросов для рассмотрения на сессиях совета и заседаниях постоянной комиссии.
3. Депутат местного совета обязан присутствовать на пленарных заседаниях совета, заседаниях постоянной комиссии и других органов совета, в состав которых он входит. При невозможности присутствовать на заседании депутат местного совета сообщает об этом лицу, возглавляющему соответствующий орган.
4. Совет, в который избран депутат, имеет право заслушивать его отчеты о выполнении решений совета, на пленарных заседаниях периодически информирует депутатов местного совета о ходе выполнения решений, принятых советом, реализации предложений и замечаний, внесенных ими, а также о других важных вопросах деятельности совета и его органов.
5. В случае пропуска депутатом в течение года более половины пленарных заседаний совета или заседаний постоянной комиссии, членом которой он является, невыполнения им без уважительных причин решений и поручений совета и его органов соответствующий совет может обратиться к избирателям с предложением об отзыве такого депутата в установленном законом порядке.
Статья 21. Депутатский запрос и депутатский вопрос.
1. Депутатский запрос — это поддержанное советом требование депутата местного совета к должностным лицам совета и его органов, сельскому, поселковому, городскому голове, руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных или зарегистрированных на соответствующей территории, а депутата городского (города областного значения), районного, областного совета — также к председателю местной государственной администрации, его заместителям, руководителям отделов и управлений по вопросам, отнесенным к ведению совета.
2. Депутатский вопрос — это средство получения депутатом местного совета информации или разъяснения по той или иной проблеме. Ответ на вопрос может быть оглашен на сессии совета или дан депутату местного совета в индивидуальном порядке. Вопрос не включается в повестку дня сессии, не обсуждается и решение по нему не принимается.
Статья 22. Порядок рассмотрения депутатского запроса.
1. Депутатский запрос может быть внесен депутатом местного совета или группой депутатов предварительно или на пленарном заседании совета в письменной или устной форме. Запрос подлежит включению в повестку дня пленарного заседания совета.
2. Депутатский запрос обсуждается при необходимости на пленарном заседании местного совета.
3. Совет может обязать соответствующий орган представить в установленный им срок отчет о выполнении решения по запросу депутата местного совета.
4. Орган или должностное лицо, к которым обращен депутатский запрос, обязаны в установленный советом срок дать официальный письменный ответ на него соответствующему совету и депутату местного совета. Если запрос по объективным причинам не может быть рассмотрен в установленный советом срок, то орган или должностное лицо обязано письменно уведомить совет и депутата местного совета, внесшего запрос, и предложить другой срок, который не должен превышать один месяц со дня получения запроса. Ответ на запрос при необходимости рассматривается на пленарном заседании совета.
5. Депутат местного совета имеет право дать оценку ответа на свой депутатский запрос. По результатам ответа на депутатский запрос может быть проведено обсуждение, если на этом настаивает не менее 1/4 присутствующих на заседании депутатов местного совета. Должностных лиц, к которым обращен запрос, своевременно информируют о дате и времени обсуждения ответа на запрос советом. Они или уполномоченные ими лица имеют право присутствовать на этом заседании совета.
По результатам рассмотрения ответа на депутатский запрос совет принимает соответствующее решение.
Статья 23. Предложения и замечания, высказанные депутатами местного совета на сессиях совета.
1. Предложения и замечания, высказанные депутатами местного совета на сессиях совета или переданные в письменной форме председательствующему на его пленарных заседаниях, рассматриваются советом или по его поручению постоянными комиссиями совета либо направляются на рассмотрение подотчетным и подконтрольным органам и должностным лицам местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителям соответствующих предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, которые обязаны рассмотреть эти предложения и замечания в сроки, установленные советом, и о результатах рассмотрения уведомить непосредственно депутатов местного совета, внесших предложения или высказавших замечания, а также соответствующий совет.
2. Совет и его исполнительные органы обеспечивают выполнение предложений и замечаний депутатов местного совета, одобренных советом, информируют депутатов о реализации предложений и замечаний, внесенных ими на сессиях советов.
Статья 24. Право депутата местного совета поднимать вопросы о проверке деятельности исполнительных органов совета, местных государственных администраций, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, принимать участие в осуществлении контроля за выполнением решений совета.
1. Депутат местного совета имеет право поднимать в совете и его органах вопросы о необходимости проведения проверок по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего совета, деятельности расположенных на его территории предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, исполнительных органов совета, а депутаты областных, районных советов — соответствующих местных государственных администраций в части полномочий, делегированных им областными, районными советами, а также по поручению совета или его органов принимать участие в проверках выполнения решений совета.
2. Депутат местного совета имеет право вносить предложения по устранению недостатков и нарушений руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и органов, деятельность которых проверялась в соответствии с частью первой настоящей статьи, а также органов, которым они подчинены, поднимать вопрос о привлечении к ответственности лиц, по вине которых произошло нарушение.
В случае выявления нарушений законодательства Украины депутат местного совета обращается по этому поводу в соответствующие органы государственной власти.
3. О результатах проверки и предложений по ним депутат местного совета докладывает совету или его органу, по поручению которых осуществлялась проверка.
4. Депутат местного совета по поручению совета принимает участие в депутатских проверках по вопросам, относящимся к ведению совета, осуществлении контроля за выполнением решений совета.
Статья 25. Депутатские группы.
1. Для совместной работы по осуществлению депутатских полномочий в избирательных округах депутаты местных советов могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы.
2. Депутаты местного совета объединяются в депутатские группы по единству территории их избирательных округов, общности проблем, ими решаемых, или иным признакам.
3. Полномочия депутатских групп являются производными от полномочий депутата местного совета, предусмотренных настоящим Законом.
4. Членство депутата местного совета в депутатской группе не освобождает его от персональной ответственности за осуществление своих депутатских полномочий в избирательном округе.
Статья 26. Порядок образования депутатских групп.
1. Депутатская группа может быть образована в любое время в течение срока полномочий совета данного созыва по решению собрания депутатов местного совета, изъявивших желание войти в ее состав. Депутатская группа состоит не менее чем из трех депутатов местного совета. Депутатская группа в районном, городском, районном в городе, областном, Киевском и Севастопольском городских советах состоит не менее чем из пяти депутатов.
2. Депутаты местного совета, которые входят в состав депутатской группы, избирают лицо, возглавляющее депутатскую группу.
3. Депутатская группа регистрируется соответствующим местным советом по представлению лица, возглавляющего депутатскую группу, к которому прилагается подписанное депутатами этой группы письменное уведомление о сформировании депутатской группы с указанием ее названия, персонального состава и партийной принадлежности членов группы и депутатов, уполномоченных представлять группу.
4. Депутатские группы могут образовываться на определенный ими период, но не более чем на срок полномочий соответствующих советов.
5. Организация деятельности депутатских групп определяется соответствующим местным советом.
6. Деятельность депутатской группы прекращается:
8. Другие вопросы деятельности депутатских групп определяются регламентом совета.
Статья 27. Депутатские фракции.
1. Депутаты местного совета на основе единства взглядов или партийного членства могут объединяться в депутатские фракции с численностью не менее трех депутатов в сельском, поселковом и пяти в районном, городском, районном в городе, областном, Киевском и Севастопольском городских советах. В состав депутатских фракций могут входить также внепартийные депутаты местного совета, поддерживающие политическую направленность фракций.
2. Порядок вступления во фракцию и выхода из нее определяется самой фракцией. Депутат местного совета может входить в состав только одной фракции. Решение об объединении депутатов во фракцию доводится до сведения депутатов местного совета председательствующим на пленарном заседании совета.
3. Организация деятельности депутатских фракций возлагается на соответствующего сельского, поселкового, городского голову, председателя соответствующего местного совета.
4. Другие вопросы создания и деятельности депутатских фракций определяются регламентом местного совета.
Статья 28. Права депутатских групп, фракций.
Депутатские группы, фракции имеют право:
1) на пропорциональное представительство в постоянных и временных комиссиях совета;
2) предварительно обсуждать кандидатуры должностных лиц, которых избирает, назначает или утверждает совет;
3) на гарантированное выступление своего представителя на пленарном заседании совета по каждому вопросу повестки дня сессии совета;
4) объединять усилия с другими группами, фракциями для создания большинства в совете или оппозиции;
5) осуществлять другие права, предусмотренные законами Украины.
Статья 29. Участие депутата местного совета в работе других органов местного самоуправления.
Депутат местного совета имеет право принимать участие с правом совещательного голоса в работе других органов местного самоуправления при рассмотрении ими вопросов и принятии решений, затрагивающих интересы избирателей его избирательного округа или территориальной громады, от которых он избран.
1. На сессиях местного совета депутаты местного совета на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные к ведению соответствующего совета.
2. Депутат местного совета, кроме секретаря совета, председателя районного в городе, районного, областного совета и их заместителей, должен входить в состав одной из постоянных комиссий, образуемых советом.
Депутат местного совета по поручению соответствующего совета или постоянной комиссии, в состав которой он избран, принимает непосредственное участие в подготовке вопросов для рассмотрения на сессиях совета и заседаниях постоянной комиссии.
3. Депутат местного совета обязан присутствовать на пленарных заседаниях совета, заседаниях постоянной комиссии и других органов совета, в состав которых он входит. При невозможности присутствовать на заседании депутат местного совета сообщает об этом лицу, возглавляющему соответствующий орган.
4. Совет, в который избран депутат, имеет право заслушивать его отчеты о выполнении решений совета, на пленарных заседаниях периодически информирует депутатов местного совета о ходе выполнения решений, принятых советом, реализации предложений и замечаний, внесенных ими, а также о других важных вопросах деятельности совета и его органов.
5. В случае пропуска депутатом в течение года более половины пленарных заседаний совета или заседаний постоянной комиссии, членом которой он является, невыполнения им без уважительных причин решений и поручений совета и его органов соответствующий совет может обратиться к избирателям с предложением об отзыве такого депутата в установленном законом порядке.
Статья 21. Депутатский запрос и депутатский вопрос.
1. Депутатский запрос — это поддержанное советом требование депутата местного совета к должностным лицам совета и его органов, сельскому, поселковому, городскому голове, руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных или зарегистрированных на соответствующей территории, а депутата городского (города областного значения), районного, областного совета — также к председателю местной государственной администрации, его заместителям, руководителям отделов и управлений по вопросам, отнесенным к ведению совета.
2. Депутатский вопрос — это средство получения депутатом местного совета информации или разъяснения по той или иной проблеме. Ответ на вопрос может быть оглашен на сессии совета или дан депутату местного совета в индивидуальном порядке. Вопрос не включается в повестку дня сессии, не обсуждается и решение по нему не принимается.
Статья 22. Порядок рассмотрения депутатского запроса.
1. Депутатский запрос может быть внесен депутатом местного совета или группой депутатов предварительно или на пленарном заседании совета в письменной или устной форме. Запрос подлежит включению в повестку дня пленарного заседания совета.
2. Депутатский запрос обсуждается при необходимости на пленарном заседании местного совета.
3. Совет может обязать соответствующий орган представить в установленный им срок отчет о выполнении решения по запросу депутата местного совета.
4. Орган или должностное лицо, к которым обращен депутатский запрос, обязаны в установленный советом срок дать официальный письменный ответ на него соответствующему совету и депутату местного совета. Если запрос по объективным причинам не может быть рассмотрен в установленный советом срок, то орган или должностное лицо обязано письменно уведомить совет и депутата местного совета, внесшего запрос, и предложить другой срок, который не должен превышать один месяц со дня получения запроса. Ответ на запрос при необходимости рассматривается на пленарном заседании совета.
5. Депутат местного совета имеет право дать оценку ответа на свой депутатский запрос. По результатам ответа на депутатский запрос может быть проведено обсуждение, если на этом настаивает не менее 1/4 присутствующих на заседании депутатов местного совета. Должностных лиц, к которым обращен запрос, своевременно информируют о дате и времени обсуждения ответа на запрос советом. Они или уполномоченные ими лица имеют право присутствовать на этом заседании совета.
По результатам рассмотрения ответа на депутатский запрос совет принимает соответствующее решение.
Статья 23. Предложения и замечания, высказанные депутатами местного совета на сессиях совета.
1. Предложения и замечания, высказанные депутатами местного совета на сессиях совета или переданные в письменной форме председательствующему на его пленарных заседаниях, рассматриваются советом или по его поручению постоянными комиссиями совета либо направляются на рассмотрение подотчетным и подконтрольным органам и должностным лицам местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителям соответствующих предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, которые обязаны рассмотреть эти предложения и замечания в сроки, установленные советом, и о результатах рассмотрения уведомить непосредственно депутатов местного совета, внесших предложения или высказавших замечания, а также соответствующий совет.
2. Совет и его исполнительные органы обеспечивают выполнение предложений и замечаний депутатов местного совета, одобренных советом, информируют депутатов о реализации предложений и замечаний, внесенных ими на сессиях советов.
Статья 24. Право депутата местного совета поднимать вопросы о проверке деятельности исполнительных органов совета, местных государственных администраций, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, принимать участие в осуществлении контроля за выполнением решений совета.
1. Депутат местного совета имеет право поднимать в совете и его органах вопросы о необходимости проведения проверок по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего совета, деятельности расположенных на его территории предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, исполнительных органов совета, а депутаты областных, районных советов — соответствующих местных государственных администраций в части полномочий, делегированных им областными, районными советами, а также по поручению совета или его органов принимать участие в проверках выполнения решений совета.
2. Депутат местного совета имеет право вносить предложения по устранению недостатков и нарушений руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и органов, деятельность которых проверялась в соответствии с частью первой настоящей статьи, а также органов, которым они подчинены, поднимать вопрос о привлечении к ответственности лиц, по вине которых произошло нарушение.
В случае выявления нарушений законодательства Украины депутат местного совета обращается по этому поводу в соответствующие органы государственной власти.
3. О результатах проверки и предложений по ним депутат местного совета докладывает совету или его органу, по поручению которых осуществлялась проверка.
4. Депутат местного совета по поручению совета принимает участие в депутатских проверках по вопросам, относящимся к ведению совета, осуществлении контроля за выполнением решений совета.
Статья 25. Депутатские группы.
1. Для совместной работы по осуществлению депутатских полномочий в избирательных округах депутаты местных советов могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы.
2. Депутаты местного совета объединяются в депутатские группы по единству территории их избирательных округов, общности проблем, ими решаемых, или иным признакам.
3. Полномочия депутатских групп являются производными от полномочий депутата местного совета, предусмотренных настоящим Законом.
4. Членство депутата местного совета в депутатской группе не освобождает его от персональной ответственности за осуществление своих депутатских полномочий в избирательном округе.
Статья 26. Порядок образования депутатских групп.
1. Депутатская группа может быть образована в любое время в течение срока полномочий совета данного созыва по решению собрания депутатов местного совета, изъявивших желание войти в ее состав. Депутатская группа состоит не менее чем из трех депутатов местного совета. Депутатская группа в районном, городском, районном в городе, областном, Киевском и Севастопольском городских советах состоит не менее чем из пяти депутатов.
2. Депутаты местного совета, которые входят в состав депутатской группы, избирают лицо, возглавляющее депутатскую группу.
3. Депутатская группа регистрируется соответствующим местным советом по представлению лица, возглавляющего депутатскую группу, к которому прилагается подписанное депутатами этой группы письменное уведомление о сформировании депутатской группы с указанием ее названия, персонального состава и партийной принадлежности членов группы и депутатов, уполномоченных представлять группу.
4. Депутатские группы могут образовываться на определенный ими период, но не более чем на срок полномочий соответствующих советов.
5. Организация деятельности депутатских групп определяется соответствующим местным советом.
6. Деятельность депутатской группы прекращается:
- при выбытии отдельных депутатов местного совета, в результате чего ее численность становится меньше, чем установлено частью первой настоящей статьи;
- при принятии депутатами местного совета, входящими в ее состав, решения о роспуске депутатской группы;
- по истечении срока, на который депутаты местного совета объединились в депутатскую группу, или срока полномочий соответствующих советов.
8. Другие вопросы деятельности депутатских групп определяются регламентом совета.
Статья 27. Депутатские фракции.
1. Депутаты местного совета на основе единства взглядов или партийного членства могут объединяться в депутатские фракции с численностью не менее трех депутатов в сельском, поселковом и пяти в районном, городском, районном в городе, областном, Киевском и Севастопольском городских советах. В состав депутатских фракций могут входить также внепартийные депутаты местного совета, поддерживающие политическую направленность фракций.
2. Порядок вступления во фракцию и выхода из нее определяется самой фракцией. Депутат местного совета может входить в состав только одной фракции. Решение об объединении депутатов во фракцию доводится до сведения депутатов местного совета председательствующим на пленарном заседании совета.
3. Организация деятельности депутатских фракций возлагается на соответствующего сельского, поселкового, городского голову, председателя соответствующего местного совета.
4. Другие вопросы создания и деятельности депутатских фракций определяются регламентом местного совета.
Статья 28. Права депутатских групп, фракций.
Депутатские группы, фракции имеют право:
1) на пропорциональное представительство в постоянных и временных комиссиях совета;
2) предварительно обсуждать кандидатуры должностных лиц, которых избирает, назначает или утверждает совет;
3) на гарантированное выступление своего представителя на пленарном заседании совета по каждому вопросу повестки дня сессии совета;
4) объединять усилия с другими группами, фракциями для создания большинства в совете или оппозиции;
5) осуществлять другие права, предусмотренные законами Украины.
Статья 29. Участие депутата местного совета в работе других органов местного самоуправления.
Депутат местного совета имеет право принимать участие с правом совещательного голоса в работе других органов местного самоуправления при рассмотрении ими вопросов и принятии решений, затрагивающих интересы избирателей его избирательного округа или территориальной громады, от которых он избран.