Статья 1. Определение терминов
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- ребенок- лицо возрастом до 18 лет (совершеннолетия), если согласно законом, применяемым к ней, она не приобретает права совершеннолетнего ранее;
- детство- период развития человека до достижения совершеннолетия;
- обеспечения наилучших интересов ребенка - действия и решения, направленные на удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка в соответствии с его возраста, пола, состояния здоровья, особенностей развития, жизненного опыта, семейного, культурной и этнической принадлежности и учитывают мнение ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может ее выразить;
- жестокое обращение с ребенком - любые формы физического, психологического, сексуального или экономического насилия над ребенком, в том числе домашнего насилия, а также любые незаконные сделки в отношении ребенка, в частности вербовку, перемещение, сокрытие, передача или получение ребенка, совершенные с целью эксплуатации с использованием обмана, шантажа или уязвимого состояния ребенка;
- охрана детства - система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение полноценной жизни, всестороннего воспитания и развития ребенка и защиты его прав;
- ребенок-сирота - ребенок, у которого умерли или погибли родители;
- дети, лишенные родительской опеки, - дети, оставшиеся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, отнятием у родителей без лишения родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, отбыванием наказания в местах лишения свободы и пребыванием их под стражей на время следствия, розыском их органами Национальной полиции, связанным с отсутствием сведений об их местонахождении, длительной болезнью родителей, препятствующей им выполнять свои родительские обязанности, а также дети, разводов и с семьей, подброшенные дети, дети, родители которых неизвестны, дети, от которых отказались родители, дети, родители которых не выполняют своих родительских обязанностей по причинам, невозможно выяснить в связи с пребыванием родителей на временно оккупированной территории Украины или в районах проведения антитеррористической операции, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, и беспризорные дети;
- ребенок, пострадавший в результате военных действий и вооруженных конфликтов, - ребенок, в результате военных действий или вооруженного конфликта получил ранения, контузии, увечья, потерпела физического, сексуального, психологического насилия, была похищена или незаконно вывезена за пределы Украины, привлекалась к участию в военных формированиях или незаконно содержалась, в том числе в плену;
- ребенок, находящийся в сложных жизненных обстоятельствах, - ребенок, который попал в условия, негативно влияют на ее жизнь, здоровье и развитие в связи с инвалидностью, тяжелой болезнью, беспризорностью, пребыванием в конфликте с законом, привлечением к наихудших форм детского труда, зависимости от психотропных веществ и других видов зависимости, жестоким обращением, в частности домашним насилием, уклонением родителей, лиц, их заменяющих, от выполнения своих обязанностей, обстоятельствами стихийного бедствия, техногенных аварий, катастроф, военных действий или вооруженных конфликтов и т.п., установлено по результатам оценки потребностей ребенка;
- ребенок, разлученный с семьей - ребенок, который прибывает или прибыл на территорию Украины без сопровождения родителей или одного из них, деда или бабушки, совершеннолетних брата или сестры или опекуна или попечителя, назначенных в соответствии с законодательством страны происхождения, или других совершеннолетних лиц, которые до прибытия в Украину добровольно или в силу обычая страны происхождения взяли на себя ответственность за воспитание ребенка;
- беспризорные дети - дети, которые были покинуты родителями, сами оставили семью или детские заведения, где они воспитывались, и не имеют определенного места жительства; (исключена на основании )
- ребенок с инвалидностью - ребенок со стойким расстройством функций организма, вызванным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, обусловливающие ограничения ее нормальной жизнедеятельности и необходимость дополнительной социальной помощи и защиты;
- ребенок-беженец - ребенок, который не является гражданином Украины и вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (Подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь за пределами страны своего предыдущего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений;
- ребенок, который нуждается в дополнительной защите - ребенок, не является беженцем согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протокола о статусе беженцев 1967 года и Закона Украины "О беженцах и лицах, которые нуждаются в дополнительной или временной защите", но нуждается в защите, поскольку она была вынуждена прибыть в Украину или остаться в Украине вследствие возникновения угрозы его жизни, безопасности или свободе в стране происхождения, из-за опасений применения к ней смертной казни или исполнения приговора о смертной казни или пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
- дети, которые нуждаются во временной защите - дети, которые являются иностранцами и лицами без гражданства, которые постоянно проживают на территории страны, имеет общую границу с Украиной, которые массово вынуждены искать защиты в Украине в результате внешней агрессии, иностранной оккупации, гражданской войны, столкновений на этнической основе, природных или техногенных катастроф или иных событий, нарушающих общественный порядок в определенной части или на всей территории страны происхождения;
- неполная семья - семья, состоящая из матери или отца и ребенка (детей);
- многодетная семья - семья, в которой супруги (мужчина и женщина) находится в зарегистрированном браке, вместе проживают и воспитывают трех и более детей, в том числе каждого из супругов, или один отец (одна мать), который (которая) проживает вместе с тремя и более детьми и самостоятельно их воспитывает. В состав многодетной семьи включаются также дети, обучающиеся по дневной или дуальной форме получения образования в учреждениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессиональной перед высшими и высшего образования, - до окончания учебных заведений, но не дольше чем до достижения ими 23 лет;
- приемная семья - семья, которая добровольно взяла из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, от 1 до 4 детей на воспитание и совместное проживание;
- детский дом семейного типа - отдельная семья, которая создается по желанию супругов или отдельного лица, не находится в браке, которые берут на воспитание и совместное проживание не менее 5 детей-сирот и детей, лишенных родительской попечительства;
- контакт с ребенком - реализация матерью, отцом, другими членами семьи и родственниками, в том числе теми, с которыми ребенок не проживает, права на общение с ребенком, свидания указанных лиц с ребенком, а также предоставление им информации о ребенке или ребенку о таких лиц, если это не противоречит интересам ребенка.
Статья 2. Законодательство об охране детства и его задачи
Законодательство об охране детства основывается на Конституции Украины (254к/96-ВР), Конвенции ООН о правах ребенка, международных договорах, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и состоит из настоящего Закона, а также других нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в этой сфере.
Задачей законодательства об охране детства является расширение социально-правовых гарантий детей, обеспечение физического, интеллектуального, культурного развития молодого поколения, создание социально-экономических и правовых институтов с целью защиты прав и законных интересов ребенка в Украине.
Статья 3. Основные принципы охраны детства
Все дети на территории Украины, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения детей и их родителей (или лиц, их заменяющих) или любых других обстоятельств, имеющих равные права и свободы, определенные настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.
Государство гарантирует всем детям равный доступ к бесплатной правовой помощи, необходимой для обеспечения защиты их прав, на основаниях и в порядке, установленных законом, регулирующим предоставление бесплатной правовой помощи.
В случае если возраст лица не установлен, но есть основания полагать, что лицо является ребенком, до установления возраста такого лица ему предоставляется защита, предусмотренная для ребенка в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.
Статья 4. Система мероприятий по охране детства
Система мероприятий по охране детства в Украине включает:
- определение основных правовых, экономических, организационных, культурных и социальных основ по охране детства, совершенствованию законодательства о правовой и социальной защите детей, приведение его в соответствие с международными правовыми нормами в этой сфере;
- обеспечение надлежащих условий для обеспечения безопасности, здравоохранения, обучения, воспитания, физического, психического, социального, духовного и интеллектуального развития детей, их социально-психологической адаптации и активной жизнедеятельности, роста в семейном окружении в атмосфере мира, достоинства, взаимоуважения, свободы и равенства;
- проведение государственной политики, направленной на реализацию целевых программ по охране детства, предоставление детям льгот, преимуществ и социальных гарантий в процессе воспитания, обучения, подготовки к трудовой деятельности, поощрение научных исследований по актуальных проблем детства;
- установление ответственности юридических и физических лиц (Должностных лиц и граждан) за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Статья 5. Организация охраны детства
Основные принципы охраны детства и государственной политике в этой сфере определяет Верховная Рада Украины путем утверждения соответствующих общегосударственных программ.
Проведение государственной политики по охране детства, разработку и осуществление целевых общегосударственных программ социальной защиты и улучшения положения детей, поддержки семей с детьми, координацию деятельности центральных и местных органов исполнительной власти в этой сфере обеспечивает Кабинет Министров Украины. Ежегодно Кабинет Министров Украины отчитывается Верховной Раде Украины о состоянии демографической ситуации в Украине, положение детей и тенденции его изменения в ходе внедренных социально-экономических преобразований.
Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, определенной законом, обеспечивают:
- проведение государственной политики в сфере охраны детства, разработка и осуществление отраслевых и региональных программ улучшение положения детей, решение других вопросов в этой сфере;
- развитие сети учебных заведений, учреждений здравоохранения, социальной защиты, а также внешкольных учебных заведений, деятельность которых направлена на организацию досуга, отдыха и оздоровления детей, укрепление их материально-технической базы;
- решение вопросов по обеспечению прав детей, установления опеки и попечительства, создание других предусмотренных законодательством условий для воспитания детей, вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов детей;
- организацию бесплатного питания детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в специальных и инклюзивных классах, и учеников 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений из семей, которые получают помощь в соответствии с Законом Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям ";
- могут обеспечивать льготный проезд учащихся, воспитанников, студентов к месту учебы и домой в порядке и размерах, определенных органами местного самоуправления, и предусматривать на это соответствующие расходы из местных бюджетов;
- решение вопросов о предоставлении льгот и государственной помощи детям и семьям с детьми в соответствии с законодательством;
- контроль за соблюдением в игровых залах, компьютерных клубах, видеотеках, дискотеках, других развлекательных заведениях и общественных местах правопорядка и этических норм в отношении детей;
- принятия других мер по охране детства, отнесенных к их компетенции законодательством Украины..
Другие органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:
- подают Кабинета Министров Украины предложения по совершенствованию законодательных норм, касающихся обеспечения защиты прав детей;
- подают заключения к проектам законодательных актов по указанным вопросам;
- предоставляют средствам массовой информации, общественности и лицам или органам, которые занимаются решением вопросов защиты детей, общую информацию об обеспечении защиты прав детей.
В порядке, установленном законодательством, трудовые коллективы, благотворительные и иные общественные организации, физические лица могут принимать участие в обеспечении реализации мероприятий по охране детства, улучшение положения детей, создание развитой системы семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и патроната над детьми, находящимися в сложных жизненных обстоятельствах, развития услуг по поддержке родителей или лиц, их заменяющих, мероприятий, направленных на обеспечение соответствующих условий для воспитания, образования, всестороннего гармоничного культурного и физического развития ребенка.
Государство содействует трудовым коллективам, общественным и благотворительным организациям, другим объединениям граждан и физическим лицам в их деятельности, направленной на улучшение положения детей, охрану их прав и интересов, поощряет развитие всех форм благотворительности, патроната и спонсорства в отношении детей путем предоставления налоговых, инвестиционных, таможенных, кредитных и тарифных льгот в порядке, установленном законами Украины.