Статья 16. Содержание мер правового режима чрезвычайного положения
Указом Президента Украины о введении чрезвычайного положения в интересах национальной безопасности и общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или уголовных правонарушений для здравоохранения населения или защиты прав и свобод других людей на период чрезвычайного положения могут вводиться следующие мероприятия:
{Абзац первый статьи 16 с изменениями, внесенными Законом № 245-VII от 16.05.2013}
1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение;
2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
4) запрет на проведение массовых мероприятий, кроме мер, запрет на проведение которых устанавливается судом;
5) запрет забастовок;
6) принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц.
{Статья 16 дополнена пунктом 6 согласно Закону № 4765-VI от 17.05.2012}
Статья 17. Дополнительные меры режима чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями техногенного или природного характера
В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части второй статьи 4 настоящего Закона, кроме мер, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона, могут также осуществляться следующие меры:
1) временная или безвозвратная эвакуация людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;
2) установление для юридических лиц квартирной повинности для временного размещения эвакуированного или временно переселенного населения, аварийно-спасательных формирований и военных подразделений, вовлеченных в преодоление чрезвычайных ситуаций;
3) временный запрет на строительство новых, расширение действующих предприятий и других объектов, деятельность которых не связана с ликвидацией чрезвычайной ситуации или обеспечением жизнедеятельности населения и аварийно-спасательных формирований;
4) установление карантина и проведение других обязательных санитарных и противоэпидемических мероприятий;
5) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;
6) мобилизация и использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, для предотвращения опасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций с обязательной компенсацией понесенных потерь;
7) изменение режима работы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, переориентация их на производство необходимой в условиях чрезвычайного состояния продукции, другие изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;
8) отстранение от работы на период чрезвычайного положения, в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, от деятельности которых зависит нормализация обстановки в районе чрезвычайного положения, и возложение временного исполнения обязанностей указанных руководителей на других лиц .
В целях ликвидации особо тяжелых чрезвычайных ситуаций в мирное время может осуществляться целевая мобилизация, объемы и сроки проведения которой определяются в Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения.
{Часть вторая статьи 17 с изменениями, внесенными Законом № 186-VIII от 12.02.2015}
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения неотложных аварийно-спасательных работ, допускается временный перевод или привлечение на добровольной основе трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения указанных работ по разрешению соответствующего руководителя аварийно-спасательных работ и при обязательном обеспечении безопасности труды. Запрещается вовлечение несовершеннолетних, а также беременных женщин в работы, которые могут негативно повлиять на состояние их здоровья.
Статья 18 Дополнительные меры правового режима чрезвычайного положения в связи с массовыми нарушениями общественного порядка
В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пунктах 2-7 части второй статьи 4 настоящего Закона, дополнительно могут осуществляться следующие мероприятия:
1) введение комендантского часа (запрет находиться на улицах и других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений лица в установленные часы суток);
2) проверка документов у граждан, а в необходимых случаях – проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан;
3) запрет призывникам, военнообязанным и резервистам изменять место жительства без ведома соответствующего территориального центра комплектования и социальной поддержки, Центрального управления и/или регионального органа Службы безопасности Украины, соответствующего подразделения Службы внешней разведки Украины;
{Пункт 3 статьи 18 в редакции Закона №1357-IX от 30.03.2021}
4) ограничение или временный запрет продажи оружия, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, а также алкогольных напитков и веществ, производимых на спиртовой основе;
5) временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций – также учебной военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, ядовитых и сильнодействующих химических веществ;
6) запрет на изготовление и распространение информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку;
7) регулирование работы гражданских теле- и радиоцентров, запрещение работы любительских радиопередающих средств и радиоизлучающих устройств личного и коллективного использования;
8) особые правила использования связи и передачи информации через компьютерные сети;
9) нарушение в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, вопрос о запрещении деятельности политических партий, общественных организаций в интересах национальной безопасности и общественного порядка, здравоохранении населения или защите прав и свобод других людей.
Статья 19. Содействие осуществлению мер режима чрезвычайного положения
Все органы государственной власти, Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, политические партии и общественные организации, а также граждане на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны содействовать органам, указанным в статьи 14 настоящего Закона в осуществлении мер правового режима чрезвычайного положения.
Статья 20. Привлечение военных формирований к осуществлению мер правового режима
Обеспечение общественного порядка, охраны жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан в условиях чрезвычайного положения осуществляется силами и средствами органов Национальной полиции, в том числе Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины их полномочий, установленных законом.
{Часть первая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Законам № 743-IV от 15.05.2003, № 877-VII от 13.03.2014, № 186-VIII от 12.02.2015, № 901-VIII от 23.12.
При введении чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пункте 1 части второй статьи 4 настоящего Закона, когда чрезвычайные ситуации техногенного или природного характера ставят под угрозу жизнь и здоровье значительных слоев населения и требуют срочного проведения больших объемов аварийно-спасательных и восстановительных работ соответственно в Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения могут привлекаться к выполнению этих работ также воинские части Вооруженных сил Украины и органы и подразделения Государственной пограничной службы Украины.
{Часть вторая статьи 20 с изменениями, внесенными Законом № 662-IV от 03.04.2003}
Согласно Указу Президента Украины о введении чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части второй статьи 4 настоящего Закона, к осуществлению мер чрезвычайного положения могут привлекаться воинские части Вооруженных Сил Украины и органы и подразделения Государственной пограничной службы Украины.
{Часть третья статьи 20 с изменениями, внесенными Законом № 662-IV от 03.04.2003}
Порядок взаимодействия военных формирований, привлекаемых к осуществлению мер чрезвычайного положения, с министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления определяется Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины.