Статья 20. Обязательность землеустройства
Землеустройство проводится в обязательном порядке на землях всех категорий независимо от формы собственности в случае:
- а) разработки документации по землеустройству относительно организации рационального использования и охраны земель;
- б) установления и изменения границ объектов землеустройства;
- в) предоставления, изъятия (выкупа), отчуждения земельных участков;
- г) установления в натуре (на местности) границ земель, ограниченных в использовании и ограниченных (обремененных) правами других лиц (земельные сервитуты);
- ґ) организации новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
- д) выявления нарушенных земель и земель, подвергающихся воздействию негативных процессов, и проведения мероприятий по их восстановлению или консервации, рекультивации нарушенных земель, землевания малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения промышленными отходами, радиоактивными и химическими веществами и других видов деградации, консервации деградированных и малопродуктивных земель.
Мероприятия, предусмотренные утвержденной в установленном порядке документацией по землеустройству, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками земли, землепользователями, в том числе арендаторами.
Собственники земли, землепользователи, в том числе арендаторы, при осуществлении землеустройства обязаны обеспечить доступ разработчикам документации по землеустройству к своим земельным участкам, подлежащим землеустройству.
Статья 21. Организация и планирование землеустройства
Организацию и планирование землеустройства на общегосударственном и местном уровнях осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины, этим Законом и другими законами Украины.
Статья 22. Основания проведения землеустройства
Землеустройство осуществляется на основании:
- а) решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно проведения работ по землеустройству;
- б) заключенных договоров между юридическими или физическими лицами (землевладельцами и землепользователями) и разработчиками документации по землеустройству;
- в) судебных решений.
Решение Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству принимается исключительно в сроки и только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Земельным кодексом Украины. Указанное решение предоставляется бесплатно и имеет неограниченный срок действия.
Статья 23. Нормативно-правовые акты по вопросам осуществления землеустройства
Нормативно-правовые акты по вопросам осуществления землеустройства устанавливают порядок организации, государственные стандарты, нормы и правила выполнения работ по землеустройству, их состав и содержание.
Нормативно-правовые акты по вопросам осуществления землеустройства являются обязательными для выполнения всеми субъектами землеустройства.
Статья 24. Государственные стандарты, нормы и правила в сфере землеустройства
Государственные стандарты, нормы и правила в сфере землеустройства устанавливают комплекс качественных и количественных показателей, параметров, регламентирующих разработку и реализацию документации по землеустройству с учетом экологических, экономических, социальных, природно-климатических и других условий.
Государственные стандарты, нормы и правила в сфере землеустройства разрабатываются и утверждаются в установленном законом порядке.
Статья 25. Документация по землеустройству
Документация по землеустройству разрабатывается в виде схемы, проекта, рабочего проекта или технической документации.
Виды документации по землеустройству:
- а) схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц;
- б) проекты землеустройства по установлению (изменения) границ административно-территориальных единиц;
- в) проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимоутворюючих объектов;
- г) проекты землеустройства по приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
- ґ) проекты землеустройства по отводу земельных участков;
- д) проекты землеустройства относительно благоустройства территории для градостроительных нужд;
- е) проекты землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий;
- е) проекты землеустройства относительно благоустройства территории населенных пунктов;
- ж) проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев);
- з) рабочие проекты землеустройства;
- и) Пункт "и" части второй статьи 25 исключен на основании Закона № 1175-IX от 02.02.2021
- і) техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности);
- ї) техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута;
- й) техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков;
- к) техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель.
Виды документации по землеустройству и их состав устанавливаются исключительно настоящим Законом.
Соответствие документации по землеустройству положением нормативно-технических документов, государственных стандартов, норм и правил в сфере землеустройства удостоверяется:
- в бумажной форме - подписью и личной печатью сертифицированного инженера-землеустроителя, который отвечает за качество работ по землеустройству;
- в электронной форме - электронной цифровой подписью сертифицированного инженера-землеустроителя, который отвечает за качество работ по землеустройству, согласно законодательству об использовании электронной цифровой подписи.
Статья 26. Заказчики и разработчики документации по землеустройству
Заказчиками документации по землеустройству могут быть органы государственной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, землевладельцы и землепользователи.
Разработчиками документации по землеустройству являются:
- юридические лица, обладающие необходимым техническим и технологическим обеспечением и в составе которых работает по основному месту работы не менее двух сертифицированных инженеров-землеустроителей, ответственных за качество работ по землеустройству;
- физические лица - предприниматели, которые обладают необходимым техническим и технологическим обеспечением и являются сертифицированными инженерами-землеустроителями, ответственными за качество работ по землеустройству.
Взаимоотношения заказчиков и разработчиков документации по землеустройству регулируются законодательством Украины и договором.
Представление документации по землеустройству в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, для внесения сведений в Государственный земельный кадастр от имени заказчика документации осуществляется ее разработчиком, если иное не установлено договором.
Статья 27. Права и обязанности заказчиков документации по землеустройству
Заказчики документации по землеустройству имеют право:
- а) поручать разработчикам выполнение работ по землеустройству;
- б) устанавливать научные, технические, экономические и другие требования к документации по землеустройству;
- в) определять срок выполнения работ и порядок рассмотрения документации по землеустройству;
- г) определять по согласованию с разработчиком документации по землеустройству стоимость работ по землеустройству и порядок их оплаты;
- ґ) выступать владельцем документации по землеустройству;
- д) проводить индексацию стоимости выполненных работ по землеустройству в порядке, установленном законом;
- е) осуществлять контроль за выполнением работ по землеустройству в порядке, установленном законом.
Заказчики документации по землеустройству за счет собственных средств имеют право на выбор разработчика и заключения с ним договора, если иное не предусмотрено законодательством Украины.
Заказчики документации по землеустройству обязаны:
- а) выполнять все условия договора, а в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения нести ответственность, предусмотренную договором и законом;
- б) предоставлять исходную документацию, необходимую для выполнения работ по землеустройству;
- в) проводить в соответствии с законом на конкурсной основе отбор разработчиков документации по землеустройству, которая разрабатывается за счет средств государственного и местных бюджетов;
- г) принять выполненные работы и оплатить их.
Статья 28. Права и обязанности разработчиков документации по землеустройству
Разработчики документации по землеустройству имеют право:
- а) выполнять работы по составлению документации по землеустройству;
- б) согласовывать с заказчиком научные, технические, экономические и другие требования к документации по землеустройству, срок выполнения работ, их стоимость и порядок оплаты;
- в) требовать индексации стоимости выполненных работ по землеустройству в порядке, установленном законом;
- г) авторства на созданную ими документацию по землеустройству;
- ґ) осуществлять авторский надзор за реализацией мероприятий, предусмотренных документацией по землеустройству;
- д) требовать прекращения работ, которые выполняются с нарушением документации по землеустройству и приводят к нецелевому использованию земель и их порчи;
- е) вносить предложения по обновлению устаревшей или разработки новой документации по землеустройству.
Разработчики документации по землеустройству обязаны:
- а) соблюдать законодательство Украины, регулирующее земельные отношения, а также государственных стандартов, норм и правил при осуществлении землеустройства;
- б) информировать заинтересованных лиц о проведении землеустройства;
- в) выполнять все условия договора;
- г) выполнять работы по составлению документации по землеустройству в срок, предусмотренный договором. Максимальный срок составления документации по землеустройству не должен превышать шести месяцев с момента заключения договора.
Разработчики документации по землеустройству несут согласно закону ответственность за достоверность, качество и безопасность мероприятий, предусмотренных этой документацией.
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора при осуществлении землеустройства, разработчики документации по землеустройству несут ответственность, предусмотренную договором и законом.
Статья 29. Общие требования к содержанию документации по землеустройству
Документация по землеустройству включает в себя текстовые и графические материалы и содержит обязательные положения, установленные заданием на разработку соответствующего вида документации.
Документация по землеустройству разрабатывается на основе задания на разработку соответствующего вида документации, утвержденного заказчиком.
Состав, содержание и правила оформления каждого вида документации по землеустройству регламентируются соответствующей нормативно-технической документацией по вопросам осуществления землеустройства.
Статья 30. Согласование и утверждение документации по землеустройству
Согласование и утверждение документации по землеустройству проводится в порядке, установленном Земельным кодексом Украины, настоящим Законом.
Статья 31. Порядок внесения изменений в документацию по землеустройству
Изменения в документацию по землеустройству вносятся лицом, которое в соответствии с требованиями настоящего Закона может быть разработчиком документации по землеустройству по решению органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, которые утвердили проекты землеустройства.
Согласования и утверждения изменений в документацию по землеустройству осуществляются в порядке, предусмотренном для согласования и утверждения документации по землеустройству.
Статья 32. Государственный фонд документации по землеустройству
Государственный фонд документации по землеустройству формируется на основе сбора, обработки, учета материалов, полученных в результате осуществления землеустройства.
Документация по землеустройству Государственного фонда документации по землеустройству являются государственной собственностью и не может передаваться в частную собственность.
Доступ к материалам Государственного фонда документации по землеустройству, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законом.
Разработчики документации по землеустройству обязаны безвозмездно передавать копии материалов в Государственный фонд документации по землеустройству. Использование этих материалов разрешается только с соблюдением требований законодательства об авторских правах.
Положение о Государственном фонде документации по землеустройству, а также порядок поступления, учета и хранения в нем утверждает Кабинет Министров Украины.
Статья 33. Порядок пользования документацией по землеустройству
Юридические и физические лица имеют право пользоваться материалами Государственного фонда документации по землеустройству с соблюдением требований настоящего Закона, других законов Украины и Положение о Государственном фонде документации по землеустройству.
При пользовании документацией из Государственного фонда документации по землеустройству запрещается:
- копирование топографических, картографических, аэросъемочных и других материалов без соответствующего на то разрешения;
- передача исходных материалов (их копий) другим лицам без специального разрешения, если это не предусмотрено условиями пользования соответствующими материалами;
- передача документации по землеустройству, которая является носителем сведений, составляющих государственную тайну, организациям, которые не имеют надлежащих условий для обеспечения ее хранения.
В случае потери документации по землеустройству, которая составляет государственную тайну, пользователи обязаны уведомить об этом Государственный фонд документации по землеустройству и другие государственные органы в соответствии с законодательством Украины.
Предоставление сведений, содержащихся в документации по землеустройству, осуществляется в порядке, установленном законодательством Украины.
Статья 34. Топографо-геодезические и картографические работы при осуществлении землеустройства
Топографо-геодезические и картографические работы проводятся с целью создания и своевременного обновления планово-картографической основы при осуществлении землеустройства в порядке, определенном Законом Украины "О топографо-геодезической и картографической деятельности".
Информационное содержание и масштаб топографо-геодезических и картографических материалов определяются с учетом использования этих материалов, детальности проектирования, обследований и изысканий в соответствии с законом.
Статья 35. Инвентаризация земель при осуществлении землеустройства
Инвентаризация земель проводится с целью установления местоположения объектов землеустройства, их границ, размеров, правового статуса, выявления земель, которые не используются, используются нерационально или не по целевому назначению, выявление и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, установления количественных и качественных характеристик земель, необходимых для ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля за использованием и охраной земель и принятия на их основе соответствующих решений органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В случае выявления при проведении инвентаризации земель государственной и коммунальной собственности земель, не отнесенных к той или иной категории, отнесение таких земель к соответствующей категории осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления на основании соответствующей документации по землеустройству, согласованной и утвержденной в установленном законом порядке.
Порядок проведения инвентаризации земель утверждается Кабинетом Министров Украины.
Инвентаризация массива земель сельскохозяйственного назначения проводится со следующими особенностями:
а) основанием для проведения инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения являются:
- для земель государственной собственности - решение органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять распоряжение земельным участком;
- в других случаях - решение сельского, поселкового, городского совета, на территории которой находится массив;
б) при проведении инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения осуществляются мероприятия по:
- внесения в Государственный земельный кадастр сведений о сложившихся земельные участки, сведения о которых не внесены в Государственный земельный кадастр;
- формирования невостребованных (нераспределенных) земельных участков;
- формирование земельных участков сельскохозяйственного назначения под полевыми дорогами;
- формирование земельных участков сельскохозяйственного назначения под полезащитные лесные полосы и другими защитными насаждениями, которые ограничивают массив и земельные участки, расположенные вдоль массива.
По результатам проведения инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения сведения о таком массив и о земельные участки, расположенные в нем (в случае их формирования или при отсутствии сведений о них в Государственном земельном кадастре), вносятся в Государственный земельный кадастр, о чем заказчик документации по землеустройству письменно сообщает владельцев и пользователей земельных участков.
Статья 36. Грунтовые, геоботанические и другие обследования земель при осуществлении землеустройства
Грунтовые, геоботанические и другие обследования земель при осуществлении землеустройства проводятся с целью получения информации о качественном состоянии земель, а также для выявления земель, подвергающихся воздействию водной и ветровой эрозии, подтопления, радиоактивного и химического загрязнения, других негативных явлений.
Полученная в процессе обследований информация используется для:
- а) проведение агроэкологической оценки земель;
- б) разработки прогнозов и программ использования и охраны земель, схем и проектов землеустройства;
- в) ведение учета о качественном состоянии земель;
- г) ведение мониторинга земель;
- ґ) принятие органами исполнительной власти и органами местного самоуправления решений о рекультивации и консервации земель, введение ограничений в использовании земель, восстановление, сохранение и повышение плодородия почв, улучшения природных ландшафтов и т.п.;
- д) разработки мероприятий по землеустройству по организации рационального использования и охраны земель;
- е) обоснование бизнес-планов и проектов землеустройства.
Статья 37. Бонитировки почв при осуществлении землеустройства
Бонитировка почв проводится с целью получения показателей для сравнения оценки качества почв по их основным природным свойствам.
Критерием бонитировки являются полученные при грунтовых обследованиях качественные показатели почв, которые имеют постоянный характер и существенно влияют на урожайность сельскохозяйственных культур, выращиваемых в конкретных природно-климатических условиях, и наиболее полно отражают плодородие почвы.
Данные бонитировки почв используются при осуществлении землеустройства с целью разработки комплекса мероприятий по землеустройству относительно использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв.
Статья 38. Земельно-оценочные работы при осуществлении землеустройства
Земельно-оценочные работы при осуществлении землеустройства выполняются с целью определения качественных характеристик, экономической ценности и стоимости земель в порядке, установленном законом.
Оценка земель проводится для сравнительного анализа и прогноза эффективности использования земли как природного ресурса и основного средства производства, а также при осуществлении гражданско-правовых соглашений, для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, взимания государственной пошлины и в других случаях, определенных законом .
В зависимости от назначения оценки земель проводится экономическая и денежная оценка земель по методикам, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
Статья 39. Природно-сельскохозяйственное районирование земель при осуществлении землеустройства
Природно-сельскохозяйственное районирование земель при осуществлении землеустройства осуществляется с целью учета и отображения положения земель с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных культур в единой системе классификации.
Природно-сельскохозяйственное районирование земель при осуществлении землеустройства является основой для проведения оценки земель, разработки схем землеустройства и технико-экономического обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц и рабочих проектов землеустройства.
Порядок осуществления природно-сельскохозяйственного районирования земель определяет Кабинет Министров Украины
Статья 40. Техническое и технологическое обеспечение землеустройства
Техническое обеспечение землеустройства базируется на использовании средств вычислительной и информационной техники, технических средств для выполнения геодезических и других работ.
Технологическое обеспечение землеустройства базируется на использовании современных информационных технологий и систем для сбора, ведения, контроля, накопления, хранения, обновления, поиска, преобразования, переработки, отображения, выдачи и передачи данных.
Основой информационного обеспечения землеустройства являются автоматизированные системы, предназначенные для обработки данных земельно-кадастровых, топографо-геодезических и других съемок и дистанционного зондирования, ведения земельной статистики, прогнозирования, планирования, проектирования, картографирования, организационного управления.
Требования к техническому и технологического обеспечения исполнителей работ по землеустройству устанавливаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере земельных отношений.
Статья 41. Предоставление консалтинговых услуг по вопросам землеустройства
Консалтинговые услуги по вопросам землеустройства предусматривают:
- а) консультирование собственников земли и землепользователей по рациональному использованию и охране земель;
- б) предоставление информации о результатах исследований по использованию и охране земель, внедрения и осуществления природоохранных мероприятий и т.п.;
- в) предоставление информационных услуг по вопросам земельного законодательства, осуществления гражданско-правовых соглашений, оценки земель, налогообложения, аренды и других услуг относительно земельных участков;
- г) предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям и гражданам практической помощи по составлению бизнес-планов.
Консалтинговые услуги землевладельцам и землепользователям предоставляют юридические лица независимо от их организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности и физические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность в сфере землеустройства.