Статья 6. Государственное регулирование деятельности в сфере организации и проведения азартных игр
1. Государственное регулирование в сфере организации и проведения азартных игр осуществляется Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Комиссией по регулированию азартных игр и лотерей и другими органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных Конституцией и законами Украины.2. Верховная Рада Украины определяет государственную политику в сфере организации и проведения азартных игр в Украине.
3. Кабинет Министров Украины обеспечивает формирование государственной политики в сфере организации и проведения азартных игр путем утверждения лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности в сфере организации и проведения азартных игр, других подзаконных нормативно-правовых актов, принятие которых отнесено законом к полномочиям Кабинета Министров Украины.
4. Органом государственного регулирования в сфере организации и проведения азартных игр является Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей (далее - Уполномоченный орган).
5. Уполномоченный орган является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, осуществляющим государственное регулирование деятельности в сфере организации и проведения азартных игр и лотерей, и образуется Кабинетом Министров Украины в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Законом и другими законами Украины. Деятельность Уполномоченного органа направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Особенности специального статуса Уполномоченного органа оговариваются его задачами и полномочиями, определяются этим Законом, другими актами законодательства и состоят, в частности, в его коллегиальности, особом порядке назначения и освобождения Председателя и членов Уполномоченного органа, в специальных принципах деятельности органа.
6. Уполномоченный орган является юридическим лицом публичного права, имеет обособленное имущество, являющееся государственной собственностью, самостоятельный баланс, счета в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, печати с изображением Государственного Герба Украины и со своим наименованием.
7. Положение об Уполномоченном органе (далее - Положение) утверждается Кабинетом Министров Украины.
8. Законы Украины "О центральных органах исполнительной власти", "О государственной службе", другие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов исполнительной власти, применяются в Уполномоченный орган с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.
9. Финансирование деятельности Уполномоченного органа осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.
Статья 7. Состав и структура Уполномоченного органа
1. Уполномоченный орган как коллегиальный орган образуется в составе Председателя Уполномоченного органа и шести членов Уполномоченного органа. Уполномоченный орган является полномочным с момента назначения более половины его общего количественного состава.2. Председатель и члены Уполномоченного органа назначаются на должности и освобождаются от должностей Кабинетом Министров Украины в порядке, определенном настоящим Законом.
Председатель и члены Уполномоченного органа назначаются на должности по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с настоящим Законом, и порядка проведения конкурсного отбора, утвержденного Кабинетом Министров Украины.
Премьер-министр Украины вносит для назначения Кабинетом Министров Украины на должности Председателя и членов Уполномоченного органа кандидатов, отобранных по результатам конкурса.
Организацию и проведение конкурсного отбора кандидатов на должность Председателя и членов Уполномоченного органа осуществляет Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы.
По результатам проведения конкурса Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины представление о назначении на должность Председателя и члена (членов) уполномоченного органа кандидатур, набравших наибольшее общее количество баллов по результатам сдачи общего рейтинга кандидатов, в количестве:
1) на одну вакансию - два кандидата;
2) на две вакансии - три кандидата;
3) на три вакансии - четыре кандидата;
4) на четыре вакансии - шесть кандидатов;
5) на пять вакансий - семь кандидатов;
6) на шесть вакансий - восемь кандидатов;
7) на семь вакансий - девять кандидатов.
Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы публикует на официальном веб-сайте Кабинета Министров Украины информацию о кандидатах, которые получили самый высокий рейтинг и представлены на рассмотрение Кабинета Министров Украины.
Кабинет Министров Украины принимает решение о назначении на должность Председателя и / или члена (членов) уполномоченного органа из списка кандидатов, представленных Комиссией по вопросам высшего корпуса государственной службы в течение 10 рабочих дней со дня внесения соответствующего представления.
3. Председатель и члены Уполномоченного органа назначаются на должности и освобождаются от должностей Кабинетом Министров Украины по результатам конкурса в порядке, определенном настоящим Законом.
Конкурсная комиссия образуется при Кабинете Министров Украины.
Состав Конкурсной комиссии утверждается Кабинетом Министров Украины. В состав Конкурсной комиссии входят пять человек по представлению комитета Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы деятельности по выпуску и проведению лотерей, налогообложения субъектов такой деятельности, игорный бизнес.
Конкурсная комиссия считается полномочной в случае утверждения в ее составе не менее четырех человек.
Членами конкурсной комиссии могут быть лица, имеющие полное высшее образование, безупречную деловую репутацию, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет.
Членами конкурсной комиссии не могут быть лица, которые являются прямо или косвенно владельцами корпоративных прав организаторов азартных игр, производителей игрового оборудования или поставщиков услуг в сфере азартных игр, получают от них финансовую или материальное вознаграждение и помощь или занимают какую-либо должность в структурных подразделениях организатора азартных игр или поставщика услуг в сфере азартных игр, в том числе на общественных началах.
Член конкурсной комиссии не имеет права участвовать в конкурсном отборе на должности члена Уполномоченного органа. Лицо, была членом Конкурсной комиссии, не имеет права участвовать в конкурсном отборе на должности члена Уполномоченного органа в течение 12 месяцев со дня прекращения им полномочий члена конкурсной комиссии.
Срок полномочий члена конкурсной комиссии составляет три года и может быть прекращен досрочно Кабинетом Министров Украины по инициативе комитета Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы деятельности по выпуску и проведению лотерей, налогообложения субъектов такой деятельности, игорный бизнес, или по собственной инициативе члена конкурсной комиссии.
Члены Конкурсной комиссии выполняют свои функции на общественных началах.
Конкурсная комиссия избирает председателя путем голосования. Решение Конкурсной комиссии по данному вопросу принимается простым большинством голосов ее членов.
Регламент работы конкурсной комиссии утверждает Конкурсная комиссия.
Заседание Конкурсной комиссии проводятся в форме открытых слушаний. На официальном веб-сайте Кабинета Министров Украины обеспечивается видео- и аудиофиксация заседания Конкурсной комиссии. Протоколы заседаний Конкурсной комиссии размещаются на официальном веб-сайте Кабинета Министров Украины в течение трех рабочих дней после проведения заседания.
На заседаниях конкурсной комиссии в качестве наблюдателей могут присутствовать народные депутаты Украины, представители общественности.
Запрещается незаконное вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, политических партий, общественных объединений, других физических или юридических лиц в деятельность конкурсной комиссии.
Информация о повестке дня, время и место проведения заседания Конкурсной комиссии публикуется на официальном веб-сайте Кабинета Министров Украины не позднее чем за два рабочих дня до дня проведения заседания.
Работу Конкурсной комиссии обеспечивает Секретариат Кабинета Министров Украины.
Конкурсная комиссия объявляет прием документов на открытый конкурс:
1) в случае образования Уполномоченного органа - не позднее 10 дней со дня утверждения не менее четырех членов Конкурсной комиссии;
2) в случае истечения срока полномочий члена (членов) Уполномоченного органа, определенного настоящим Законом, - не менее чем за три месяца до дня истечения срока полномочий;
3) в случае досрочного прекращения полномочий члена (членов) Уполномоченного органа в соответствии с настоящим Законом - в течение пяти рабочих дней со дня прекращения полномочий.
Прием документов на открытый конкурс осуществляется в течение 30 календарных дней со дня объявления конкурса. Порядок и условия проведения открытого конкурса утверждаются конкурсной комиссией и размещаются на официальном веб-сайте Кабинета Министров Украины и в общегосударственных средствах массовой информации.
Порядок и условия проведения открытого конкурса должны содержать, в частности:
1) требования относительно критериев оценки профессиональной компетентности кандидатов, согласно которым Конкурсная комиссия составляет рейтинг кандидатов на должность члена (членов) уполномоченного органа;
2) перечень документов для подачи лицом, претендующим на участие в открытом конкурсе;
3) требования по обеспечению прозрачности проведения конкурса и процедуры принятия решения;
4) требования по хранению материалов конкурса в течение срока полномочий члена Уполномоченного органа.
Решение Конкурсной комиссии принимаются простым большинством голосов ее членов. В случае равного распределения голосов голос председателя Конкурсной комиссии является решающим.
По результатам проведения конкурса Конкурсная комиссия не позднее двух рабочих дней со дня принятия решения вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины представление о назначении на должность Председателя и / или члена (членов) уполномоченного органа кандидатур, набравших наибольшее общее количество баллов по результатам сдачи общего рейтинга кандидатов в количестве:
1) на одну вакансию - два кандидата;
2) на две вакансии - три кандидата;
3) на три вакансии - четыре кандидата;
4) на четыре вакансии - шесть кандидатов;
5) на пять вакансий - семь кандидатов;
6) на шесть вакансий - восемь кандидатов;
7) на семь вакансий - девять кандидатов.
Конкурсная комиссия публикует на официальном веб-сайте Кабинета Министров Украины информацию о кандидатах, которые получили самый высокий рейтинг и представлены на рассмотрение Кабинета Министров Украины.
Кабинет Министров Украины принимает решение о назначении на должность Председателя и / или члена (членов) уполномоченного органа из списка кандидатов, представленных конкурсной комиссией в течение 10 рабочих дней со дня внесения Конкурсной комиссией соответствующего представления.
Председатель и члены Уполномоченного органа назначаются на должности распоряжением Кабинета Министров Украины.
4. Председателем и членом Уполномоченного органа могут быть граждане Украины, имеющие высшее образование (в сфере публичного управления и администрирования, экономическое или юридическое), безупречную деловую репутацию, общий стаж работы не менее семи лет (из них опыт работы на руководящих должностях - не менее трех лет), свободно владеют государственным языком.
5. Председатель и члены Уполномоченного органа являются государственными служащими.
6. Председатель и члены Уполномоченного органа работают на постоянной основе. На время выполнения своих служебных обязанностей Председатель и члены Уполномоченного органа не могут занимать любые другие должности, в том числе на общественных началах, в государственных и негосударственных органах, организациях, учреждениях и на предприятиях, получать вознаграждения и разовые гонорары за другую работу , кроме научной, преподавательской и творческой. Указанная норма не распространяется на творческую деятельность в сфере азартных игр.
7. Председатель и члены Уполномоченного органа не могут быть прямо или косвенно владельцами корпоративных прав организаторов азартных игр, производителей игрового оборудования или поставщиков услуг в сфере азартных игр, получать от них финансовую или материальное вознаграждение и помощь или занимать любую должность в структурных подразделениях организатора азартных игр или поставщика услуг в сфере азартных игр, в том числе на общественных началах.
8. Председатель, член Уполномоченного органа обязаны в день его назначения на должность выйти из состава учредителей (соучредителей) организаторов азартных игр, производителей игрового оборудования и избавиться от доли в имуществе таких субъектов хозяйствования.
9. Срок полномочий Председателя, члена Уполномоченного органа составляет четыре года. Одно и то же лицо не может быть членом Уполномоченного органа более двух сроков подряд.
10. По истечении срока полномочий Председатель, член Уполномоченного органа продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения нового Председателя, члена Уполномоченного органа, кроме случаев досрочного прекращения полномочий Председателя, члена Уполномоченного органа.
11. Уполномоченный орган не может делегировать свои полномочия третьим лицам. Председатель, член Уполномоченного органа не может единолично осуществлять функции, возложенные на Уполномоченный орган.
12. Член Уполномоченного органа обязан:
1) участвовать в заседаниях Уполномоченного органа;
2) выполнять решения уполномоченного органа;
3) участвовать в подготовке вопросов к рассмотрению Уполномоченным органом;
4) координировать работу аппарата Уполномоченного органа в соответствии с определенным уполномоченным органом распределения функциональных обязанностей.
13. Член Уполномоченного органа имеет право:
1) знакомиться с документами, поступающих к Уполномоченному органу;
2) предлагать для включения в повестку дня заседания уполномоченного органа вопросы, относящиеся к его компетенции;
3) выступать на заседаниях Уполномоченного органа, вносить предложения по вопросам, которые рассматриваются.
14. Полномочия Председателя, члена Уполномоченного органа прекращаются в случае его смерти, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим, или по истечении срока его полномочий.
15. Председатель, член Уполномоченного органа может быть досрочно уволен в случае:
1) подачи заявления об освобождении от должности по собственному желанию;
2) прекращения им гражданства Украины или выезда на постоянное проживание за пределы территории Украины;
3) нарушения им требований, предусмотренных настоящей статьей;
4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
5) невозможности выполнять свои обязанности по состоянию здоровья;
6) неучастия в заседаниях Уполномоченного органа без уважительных причин в течение двух месяцев
7) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным;
8) грубого нарушения служебных обязанностей;
9) наличия других оснований, предусмотренных Законом Украины "О государственной службе".
16. Один и тот же член Уполномоченного органа не может занимать должность Председателя Уполномоченного органа два срока подряд.
17. В случае не назначение Председателя Уполномоченного органа временное (сроком на один месяц) выполнение обязанностей Председателя Уполномоченного органа осуществляется поочередно членами Уполномоченного органа. Порядок определения очередности временного исполнения обязанностей Председателя Уполномоченного органа устанавливается Положением.
18. Председатель Уполномоченного органа:
1) созывает заседания уполномоченного органа;
2) председательствует на заседаниях Уполномоченного органа;
3) вносит на рассмотрение уполномоченного органа вопросу повестки дня заседания уполномоченного органа с учетом предложений членов Уполномоченного органа;
4) участвует в заседаниях Кабинета Министров Украины;
5) представляет интересы уполномоченного органа в Кабинете Министров Украины;
6) представляет Уполномоченный орган в отношениях с государственными органами других государств по вопросам надзора (контроля) за рынком азартных игр, международными организациями;
7) действует без доверенности от имени Уполномоченного органа в пределах, установленных законодательством Украины;
8) подписывает документы, которые выдаются в соответствии с решениями уполномоченного органа, и документы, связанные с текущей деятельностью Уполномоченного органа.
19. Основной формой работы Уполномоченного органа как коллегиального органа являются заседания, которые проводятся по решению Председателя Уполномоченного органа или по инициативе не менее трех членов Уполномоченного органа не реже одного раза в месяц.
20. Заседание Уполномоченного органа правомочно, если на нем присутствуют пять членов Уполномоченного органа.
21. Члены Уполномоченного органа должны каждый по одному голосу.
22. Решение уполномоченного органа считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего количественного состава Уполномоченного органа. Уполномоченный орган принимает решение о выдаче и аннулировании лицензий двумя третями состава Уполномоченного органа в порядке, установленном настоящим Законом.
23. Условия оплаты труда, предоставления отпусков, социальной защиты Председателя и членов Уполномоченного органа приравниваются к условиям, определенных Законом Украины "О государственной службе" для государственных служащих категории "А".
24. Деятельность Уполномоченного органа обеспечивает аппарат Уполномоченного органа (далее - аппарат) и территориальные управления.
25. Положение об аппарате и его структура утверждаются уполномоченным органом. Предельная численность аппарата и территориальных управлений утверждается Кабинетом Министров Украины.
26. Уполномоченный орган может создавать и ликвидировать свои территориальные управления для осуществления своих полномочий. Территориальные управления не имеют статуса юридического лица и действуют на основе положения, утвержденного уполномоченным органом.
27. Руководитель аппарата и его заместители назначаются и освобождаются от должности уполномоченным органом.
28. Работники аппарата Уполномоченного органа, занимают должности, отнесенные к государственной службе, являются государственными служащими.
29. Работники аппарата, в том числе его руководитель, их близкие лица не могут быть прямо или косвенно владельцами корпоративных прав организаторов азартных игр, производителей игрового оборудования или поставщиков услуг в сфере азартных игр, получать от них финансовую или материальное вознаграждение и помощь или занимать любые Какую должность в структурных подразделениях организатора азартных игр или поставщика услуг в сфере азартных игр, в том числе на общественных началах.
30. Руководитель аппарата Уполномоченного органа:
1) осуществляет руководство деятельностью аппарата Уполномоченного органа;
2) издает приказы, распоряжения по вопросам деятельности аппарата Уполномоченного органа;
3) назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Уполномоченного органа;
4) поощряет работников аппарата, налагает дисциплинарные взыскания;
5) выполняет другие функции, необходимые для обеспечения выполнения Уполномоченным органом возложенных на него настоящим Законом полномочий.
31. По решению Уполномоченного органа создается Консультационно-экспертный совет, который является постоянно действующим на общественных началах совещательным органом, который принимает участие в обсуждении проектов документов, которые разрабатываются и / или рассматриваются Уполномоченным органом. Состав Консультационно-экспертного совета и положение о нем утверждаются уполномоченным органом.
Статья 8. Полномочия Уполномоченного органа
1. При реализации государственной политики в сфере организации и проведения азартных игр Уполномоченный орган имеет следующие полномочия:1) вносит в органы государственной власти предложения по проектам законов и других нормативно-правовых актов в сфере азартных игр;
2) издает нормативные акты по вопросам, относящимся к компетенции Уполномоченного органа, и контролирует их выполнение;
3) принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные для выполнения организаторами азартных игр;
4) разрабатывает и представляет на утверждение в Кабинет Министров Украины лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в сфере организации и проведения азартных игр;
5) в случаях, определенных законом, обращается в суд;
6) создает благоприятные организационные и экономические условия для привлечения инвестиций в сферу организации и проведения азартных игр;
7) обеспечивает равные условия хозяйственной деятельности в сфере организации и проведения азартных игр;
8) осуществляет сотрудничество с соответствующими органами регулирования в сфере организации и проведения азартных игр других государств;
9) выполняет функции органа лицензирования хозяйственной деятельности в сфере организации и проведения азартных игр, принимает решение о выдаче и аннулировании лицензий в порядке, установленном настоящим Законом;
10) утверждает перечень, формы и порядок представления отчетности организаторами азартных игр;
11) ведет реестры, предусмотренные настоящим Законом;
12) рассматривает жалобы игроков и других лиц на действия организаторов азартных игр, в случае выявления нарушений принимает меры в соответствии с настоящим Законом;
13) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями при осуществлении своих полномочий;
14) ведет перечень субъектов сертификации, а также определяет перечень игорного оборудования, подлежащего сертификации;
15) устанавливает порядок проведения инспектирования игрового оборудования;
16) устанавливает требования по борьбе с выраженной игровой зависимостью (лудоманией);
17) устанавливает принципы ответственной игры;
18) осуществляет мероприятия по предотвращению и выявлению нарушений законодательства в сфере организации и проведения азартных игр;
19) получает безвозмездно от центральных и местных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления документы, материалы, статистическую и другую определенную законодательством информацию, необходимую для выполнения своих полномочий;
20) получает безвозмездно от организаторов азартных игр необходимую для выполнения своих полномочий отчетность и информацию, в том числе содержащую финансово-экономические показатели, в определенных Уполномоченным органом формах и порядке;
21) организует и осуществляет государственный контроль за организацией и проведением азартных игр, в том числе контроль за соблюдением этого закона, лицензионных условий, путем проведения плановых, внеплановых и фактических проверок, в том числе методом контрольных закупок;
22) в случае выявления нарушений лицензионных условий составляет и направляет организаторам азартных игр предписание по устранению таких нарушений, является обязательным к исполнению;
23) осуществляет администрирование Государственной системы онлайн-мониторинга;
24) применяет санкции к организаторам азартных игр и других субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере организации и проведения азартных игр в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
25) устанавливает требования к Государственной системы онлайн-мониторинга, разрабатывает и утверждает порядок функционирования Государственной системы онлайн-мониторинга;
26) осуществляет мониторинг деятельности в сфере организации и проведения азартных игр, готовит по его результатам ежегодный отчет об основных показателях деятельности в сфере организации и проведения азартных игр в порядке, установленном настоящим Законом;
27) назначает лиц для мониторинга игорных заведений;
28) утверждает порядок инспектирования игорных заведений;
29) утверждает описание идентификационной карточки игрока;
30) обращается в правоохранительные органы в случае выявления факта нелегальной деятельности игорных заведений, сотрудничает с правоохранительными органами в рамках противодействия развитию и функционированию запрещенных азартных игр и игорных заведений;
31) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
2. Подтверждение соответствия помещения для организации и проведения азартных игр в игорном заведении требованиям этого Закона Уполномоченный орган осуществляет путем выдачи собственнику помещения разрешения, подтверждающего соответствие такого помещения установленным настоящим Законом требованиям (далее - разрешение) в помещение для игорного заведения.
Для получения разрешения в Уполномоченный орган подается заявление и прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающий документ на помещение;
2) свидетельство об установлении отеля определенной категории;
3) технический паспорт.
Указанный перечень документов является исчерпывающим.
Решение о выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в срок не позднее пяти календарных дней со дня подачи заявления и приложенных к нему документов.
Лицо, получившее разрешение, может использовать помещение самостоятельно или передать его в пользование другому лицу.
Порядок выдачи разрешения устанавливается уполномоченным органом.
Статья 9. Государственный надзор (контроль) за рынком азартных игр
1. Государственный надзор (контроль) за рынком азартных игр осуществляется путем:1) контроля наличия предусмотренных законом лицензий;
2) проверки соблюдения организатором азартных игр лицензионных условий;
3) контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований законодательства, стандартов и нормативно-правовых актов в сфере организации и проведения азартных игр;
4) мониторинга деятельности организаторов азартных игр с использованием Государственной системы онлайн-мониторинга.
2. Для осуществления государственного надзора (контроля) за рынком азартных игр уполномоченные должностные лица уполномоченного органа имеют право:
1) доступа в установленном законодательством порядке на территорию и в помещения организаторов азартных игр, игорных заведений организаторов азартных игр;
2) проверять соблюдение организаторами азартных игр требований законодательства об азартных играх на основании и в порядке, определенных законодательством;
3) давать в пределах своих полномочий организаторам азартных игр обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений нормативно-правовых актов;
4) применять в установленном законодательством порядке к организаторам азартных игр и других лиц, нарушающих законодательство в сфере организации и проведения азартных игр, соответствующие санкции;
5) безвозмездно получать от организаторов азартных игр необходимые для выполнения задач, возложенных на Уполномоченный орган настоящим Законом, информацию, документы, объяснения и другие материалы;
6) безвозмездно получать от центральных и местных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления документы, материалы, статистическую и другую информацию, необходимую для выполнения функций, возложенных на Уполномоченный орган;
7) получать от организаторов азартных игр информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращений, поступающих к Уполномоченному органу от физических и юридических лиц;
8) другие права, определенные законом.
3. Контроль за соблюдением норм налогового законодательства в сфере организации и проведения азартных игр осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику.
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, проводит плановые и внеплановые проверки, в том числе с использованием Государственной системы онлайн-мониторинга, соблюдения требований законодательства в части уплаты налогов, сборов, обязательных платежей.
4. При осуществлении деятельности в сфере организации и проведения азартных игр применяются регистраторы расчетных операций в порядке, предусмотренном Законом Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".
Статья 10. Порядок осуществления государственного надзора (контроля) за рынком азартных игр
1. Государственный надзор (контроль) за рынком азартных игр осуществляется путем проведения плановых, внеплановых проверок, фактических проверок (методом контрольных закупок) и мониторинга деятельности организаторов азартных игр с использованием Государственной системы онлайн-мониторинга.2. Плановые проверки организаторов азартных игр, их обособленных подразделений проводятся не чаще чем один раз в год, но не реже чем один раз в три года в соответствии с планами, утвержденными уполномоченным органом.
3. Внеплановые проверки проводятся по решению уполномоченного органа по вопросам, указанным в таких решениях. Решение о проведении внеплановой проверки принимается:
1) на основании письменного или электронного обращения о нарушении законодательства, стандартов или иных нормативных документов в области организации и проведения азартных игр;
2) с целью проверки выполнения распоряжений или предписаний об устранении ранее выявленных нарушений;
3) в случае выявления недостоверности данных, указанных в документах обязательной отчетности, представленных организатором азартных игр, или в случае получения таких данных через Государственную систему онлайн-мониторинга;
4) с целью проверки соблюдения организатором азартных игр требований по подключению игрового оборудования в Государственную системы онлайн-мониторинга.
4. Фактические проверки (методом контрольных закупок) проводятся по решению Уполномоченного органа исключительно при наличии следующих оснований:
1) по результатам анализа информации, сведений, полученных в установленном законом порядке;
2) по результатам мониторинга деятельности организаторов азартных игр с использованием Государственной системы онлайн-мониторинга;
3) установление фактов, свидетельствующих о нарушении субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность в сфере организации и проведения азартных игр, законодательства об азартных играх;
4) обращение игроков с жалобой на действия организаторов азартных игр.
5. По распоряжению Председателя Уполномоченного органа уполномоченные должностные лица уполномоченного органа проводят проверку достоверности сведений в документах, представленных заявителем для получения лицензии, разрешений, и соответствия соискателя и представленных документов лицензионным условиям.
6. Проверки проводятся уполномоченными должностными лицами уполномоченного органа. По результатам проверок составляется акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр акта выдается организатору азартных игр, который проверялся, второй - хранится в уполномоченном органе.
7. Государственный надзор (контроль) за рынком азартных игр осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
Мониторинг деятельности организаторов азартных игр с использованием Государственной системы онлайн-мониторинга осуществляется путем постоянного удаленного доступа к онлайн-систем организаторов азартных игр.
8. Организатор азартных игр, который получил распоряжение или предписание уполномоченного должностного лица уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства в сфере организации и проведения азартных игр, обязан в установленный распоряжением или предписанием срок устранить выявленные нарушения и подать в Уполномоченный орган соответствующую информацию. Срок устранения организатором азартных игр нарушений законодательства об азартных играх не должен превышать двух месяцев со дня получения организатором азартных игр соответствующего распоряжения или предписания уполномоченного органа.
Статья 11. Открытость деятельности Уполномоченного органа
1. Уполномоченный орган обеспечивает открытость своей деятельности.2. Повестка дня заседаний Уполномоченного органа подлежит обнародованию на официальном вебсайте Уполномоченного органа не позднее чем за три рабочих дня до дня проведения заседания.
3. Заседание Уполномоченного органа проводятся в форме открытых или закрытых слушаний. В случае рассмотрения вопросов, имеющих важное общественное значение, заседания проводятся в форме открытых слушаний, в которых имеют право принимать участие субъекты рынка азартных игр и общественные объединения в порядке, установленном регламентом Уполномоченного органа.
4. Уполномоченный орган информирует общественность о результатах своей работы, обнародует в средствах массовой информации, в частности в печатных изданиях, и публикует на своем официальном вебсайте, нормативно-правовые акты, сведения, предусмотренные законодательством и другую информацию по вопросам своей деятельности.
5. Уполномоченный орган публикует на своем официальном веб-сайте годовые отчеты о работе органа не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Председатель Уполномоченного органа ежегодно до 1 июня отчитывается о результатах деятельности Уполномоченного органа на заседании комитета Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы деятельности по выпуску и проведению лотерей, налогообложения субъектов такой деятельности, игорный бизнес.
6. Уполномоченный орган осуществляет мониторинг деятельности в сфере организации и проведения азартных игр и по его результатам готовит ежегодный отчет об основных показателях деятельности в сфере организации и проведения азартных игр, должен содержать, в частности, информацию об организаторах игорных заведений, количество игорных заведений, количество выданных лицензий и их виды, о выявленных нарушениях и санкции, количество рассмотренных жалоб и принятых мерах, об объемах поступлений в государственный и местные бюджеты от осуществления указанной деятельности, количество человек, которые играли в азартные игры, в том числе по видам азартных игр, средства поступивших как принятые ставки, выплаченные выигрыши (призы), количество лиц, включенных в Реестр лиц, которым ограничен доступ к игорным заведениям и / или участие в азартных играх, а также о принятых мерах по профилактике и борьбе с игровой зависимостью (лудоманией).
Статья 12. Государственная система онлайн-мониторинга
1. В целях осуществления контроля за деятельностью организаторов азартных игр, мониторинга работы игрового оборудования и обеспечения прав игроков создается Государственная система онлайн-мониторинга.Государственная система онлайн-мониторинга является основным инструментом осуществления Уполномоченным органом функции по государственному надзору (контролю) за деятельностью в сфере организации и проведения азартных игр.
2. Государственная система онлайн-мониторинга является объектом права государственной собственности.
3. Функционирование, эксплуатация, техническое сопровождение, перечень пользователей и объем прав доступа для различных пользователей Государственной системы онлайн-мониторинга, порядок взаимодействия Государственной системы онлайн-мониторинга, организаторов азартных игр и Уполномоченного органа определяется порядком функционирования Государственной системы онлайн-мониторинга, утверждается Кабинетом министров Украины.
4. Уполномоченный орган имеет неограниченный доступ ко всей информации, хранящейся в Государственной системе онлайн-мониторинга, а также к персонализированная данных игроков в Государственной системе онлайн-мониторинга через сеть Интернет в режиме онлайн (кроме Реестр лиц, которым ограничен доступ к игорным заведениям и / или участие в азартных играх, информация в котором есть персонифицированной).
5. Организаторы азартных игр обязаны подключить соответствующее игровое оборудование, в том числе онлайн-системы, Государственной системы онлайн-мониторинга в порядке, определенном уполномоченным органом. Подключение игрового оборудования в Государственную системы онлайн-мониторинга и ее использование является бесплатным.
6. Обязанность по обеспечению функционирования и администрирования Государственной системы онлайн-мониторинга возлагается на уполномоченный орган.
7. Государственная система онлайн-мониторинга должна иметь сертификат соответствия украинскому и / или иностранной лаборатории, определенной в соответствии с настоящим Законом Уполномоченным органом.
8. Функционирование Государственной системы онлайн-мониторинга является бесперебойным. В случае остановки функционирования Государственной системы онлайн-мониторинга по техническим или любых других причин все организаторы азартных игр продолжают осуществления хозяйственной деятельности и после восстановления функционирования Государственной системы онлайн-мониторинга передают накопленную информацию за соответствующий период в порядке, установленном уполномоченным органом.
Обязанность по обеспечению бесперебойности функционирования Государственной системы онлайн-мониторинга возлагается на уполномоченный орган.
Статья 13. Задачи и функции Государственной системы онлайн-мониторинга
1. Задачами Государственной системы онлайн-мониторинга являются:1) реализация функций государственного контроля за деятельностью в сфере организации и проведения азартных игр, в том числе за оборотом денежных средств, путем оперативного получения полной и достоверной информации о работе организаторов азартных игр, каждую операцию по принятию ставки, выплаты выигрыша (приза), осуществление выплаты и т.д. в режиме реального времени;
2) беспрепятственная круглосуточная в режиме реального времени передача и прием данных, фиксация в режиме реального времени каждой операции по принятию ставки, выплаты выигрыша (приза), осуществление выплаты, обработки, учета, накопления и хранения информации о зарегистрированных ставки и / или суммы приобретенных игроком игровых заменителей гривни, учитываемых на клиентских счетах таких игроков, выплаченные выигрыше, форму расчетов с игроками (указанная информация передается в Государственную системы онлайн-мониторинга в персонализированная виде, кроме случаев, определенных этим Законом)
3) реализация функций контроля за полнотой поступлений в бюджеты и государственные целевые фонды налогов, сборов и платежей в соответствии с законодательством;
4) контроль общего процента выигрыша игровых автоматов;
5) защита прав игроков и минимизация проявлений игровой зависимости (лудомании).
2. Государственная система онлайн-мониторинга должна обеспечивать:
1) беспрепятственную круглосуточную в режиме реального времени передачу и прием данных, с возможностью обработки, учета, накопления и хранения информации о каждой операции по принятию ставки, возврат ставки, выплату выигрыша (приза), осуществленную выплату, другие операции, форму расчетов с игроками и валовой доход организатора азартных игр (указанная информация передается в Государственную системы онлайн-мониторинга в персонализированная виде, кроме случаев, определенных этим Законом)
2) контроль валового дохода организаторов азартных игр в режиме реального времени, в том числе контроль общего процента выигрыша игровых автоматов;
3) целостность информации при ее обработке, учета, накопления и хранения, проверки подлинности происхождения информации;
4) контроль достоверности информации;
5) конфиденциальность персональных данных игроков;
6) резервное копирование в автоматическом режиме и восстановления информации, сохранения целостности баз данных в условиях плановой и / или аварийной остановки системы;
7) сохранение информации в течение срока, установленного уполномоченным органом, но не менее срока действия соответствующей лицензии организатора азартных игр;
8) возможность дистанционного отключения игровых автоматов;
9) доступ организаторов азартных игр в Реестр лиц, которым ограничен доступ к игорным заведениям и / или участие в азартных играх;
10) использование средств контроля и защиты информации Государственной системы онлайн-мониторинга в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
Государственная система онлайн-мониторинга должна содержать в разрезе каждого игорного заведения, каждый игрового оборудования и каждой азартной игры, проводимой а также в разрезе периода проведения азартных игр (день, неделя, месяц, квартал, год) информацию:
1) каждой ставки, принятой в азартную игру;
2) возвращенных ставок;
3) выплаты выигрышей в азартные игры.
Все операции в Государственной системе онлайн-мониторинга должны фиксироваться в режиме реального времени с указанием момента (секунда, минута, час, день, месяц, год) ее осуществления.
Онлайн-системы организаторов азартных игр должны содержать информацию, предусмотренную этой частью для Государственной системы онлайн-мониторинга, и передавать такую информацию в Государственную системы онлайн-мониторинга в режиме реального времени.