Статья 1. Определение военного положения
1. Военное положение - это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и граждан и прав и законных интересов с указанием срока действия этих ограничений.
Статья 2. Правовая основа введения военного положения
1. Правовой основой введения военного положения является Конституция Украины, этот Закон и указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных местностях, утвержденный Верховной Радой Украины.
Статья 3. Военное командование
1. Военным командованием, которому согласно этому Закону предоставляется право вместе с органами исполнительной власти, военными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения, являются:
Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины, Командующий объединенных сил Вооруженных Сил Украины, командующие видами и отдельными родами войск (сил) Вооруженных Сил Украины, командующие (начальники) органов военного управления, командиры соединений, воинских частей Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законов Украины военных формирований;
{Абзац второй части первой статьи 3 в редакции Закона №1420-VIII от 16.06.2016; с изменениями, внесенными Законом № 2396-VIII от 05.04.2018; в редакции Закона № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
{Абзац третьей части первой статьи 3 исключен на основании Закона № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
2. Военное командование, в пределах полномочий, определенных этим Законом и Указом Президента Украины о введении военного положения в Украине или отдельных ее местностях, утвержденным Верховной Радой Украины, выдает обязательные к исполнению приказы и директивы по обеспечению обороны, общественной безопасности и порядка , осуществление мер правового режима военного положения
{Статья 3 дополнена частью второй согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
Статья 4. Военные администрации
1. На территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием внедрение и осуществление мер правового режима военного положения, обороны, гражданской защиты, общественной безопасности и порядка, охраны прав, свобод и законных интересов граждан могут образовываться временные государственные органы – военные администрации.
2. Решение об образовании военных администраций принимается Президентом Украины по представлению областных государственных администраций или военного командования.
3. Военные администрации населенных пунктов образуются в одном или нескольких населенных пунктах (селах, селениях, городах), в которых сельские, поселковые, городские советы и/или их исполнительные органы не осуществляют возложенные на них Конституцией и законами Украины полномочия, в том числе в результате фактического самороспуска или самоустранения от исполнения своих полномочий или их фактического неисполнения или прекращения их полномочий по закону.
{Абзац первый части третьей статьи 4 с изменениями, внесенными Законом № 2268-VIII от 18.01.2018}
Военную администрацию населенного пункта возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Украины по предложению Генерального штаба Вооруженных Сил Украины или соответствующей областной государственной администрации.
Структуру и штатное расписание военных администраций населенных пунктов утверждает Главнокомандующий Вооруженных сил Украины по представлению начальника соответствующей военной администрации.
4. В районе области военные администрации образуются в случае несозыва сессии соответственно районного, областного совета в установленные Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" сроки или прекращения их полномочий по закону, или для осуществления руководства в сфере обеспечения обороны, общественной безопасности и порядка. В случае принятия решения об образовании районных, областных военных администраций их статус приобретают соответственно районные, областные государственные администрации, а председатели районных, областных государственных администраций приобретают статус начальников соответствующих военных администраций.
{Часть четвертая статьи 4 с изменениями, внесенными Законом № 2268-VIII от 18.01.2018}
5. Военные администрации населенных пунктов формируются из военнослужащих военных формирований, образованных согласно законам Украины, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, службы гражданской защиты, командируемые к ним в установленном законодательством порядке для выполнения задач в интересах обороны государства и его безопасности с уходом на военной службе, службе в правоохранительных органах, органах и подразделениях гражданской защиты без исключения из списков личного состава, а также работников, заключивших с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины трудовой договор.
В случае приобретения районной, областной государственной администрацией статуса соответственно районной, областной военной администрации должности государственных служащих в таких администрациях могут замещаться военнослужащими военных формирований, образованных согласно законам Украины, лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, службы гражданской защиты, командируемые к ним в установленном законодательством порядке для выполнения задач в интересах обороны государства и его безопасности с уходом на военной службе, службе в правоохранительных органах, органах и подразделениях гражданской защиты без исключения из списков личного состава.
Перечень должностей в военных администрациях населенных пунктов, подлежащих замещению военнослужащими военных формирований, лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, а также перечень должностей, которые могут быть замещены военнослужащими воинских формирований, лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов в районной, областной военной администрации, утверждаются Президентом Украины по представлению Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины.
6. Финансирование деятельности военных администраций по исполнению полномочий органов местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов, выполнение других функций – за счет средств Государственного бюджета Украины.
7. Направление, координацию и контроль за деятельностью областных военных администраций по вопросам обеспечения обороны, общественной безопасности и порядка, осуществления мер правового режима военного состояния осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, а по другим вопросам - Кабинет Министров Украины в пределах своих полномочий.
Направление, координацию и контроль за деятельностью районных военных администраций по вопросам обеспечения обороны, общественной безопасности и порядка, осуществление мер правового режима военного состояния осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, областные военные администрации (в случае их образования), а по другим вопросам - Кабинет Министров Украины, областные государственные администрации в пределах своих полномочий.
Общее руководство деятельностью военных администраций населенных пунктов осуществляют руководители соответствующих районных государственных администраций или начальники районных военных администраций (при их образовании).
Непосредственное управление военными администрациями осуществляют их начальники.
8. Военные администрации населенных пунктов, как и районные, областные военные администрации, образованные в связи с несозывом сессии соответственно районного, областного совета в установленные Законом Украины "О местном самоуправлении Украине" сроки, осуществляют свои полномочия ко дню первого заседания первой сессии соответствующего совета, избранного после отмены военного положения. В случае создания районных, областных военных администраций для осуществления руководства в сфере обеспечения обороны, общественной безопасности и порядка, такие администрации осуществляют свои полномочия до отмены военного положения.
9. В связи с образованием военных администраций населенных пунктов полномочия военно-гражданских администраций этих населенных пунктов прекращаются со дня начала осуществления соответствующей военной администрацией своих полномочий.
В случае образования районных, областных военных администраций в день вступления в силу акта Президента Украины об их образовании прекращаются полномочия соответствующих районных, областных военно-гражданских администраций.
{Статья 4 дополнена частью девятой согласно Закону № 2268-VIII от 18.01.2018}
Статья 5. Порядок введения военного положения
1. Предложения о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях на рассмотрение Президенту Украины представляет Совет национальной безопасности и обороны Украины.
2. В случае принятия решения о необходимости введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Президент Украины издает указ о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и немедленно обращается в Верховную Раду Украины по его утверждению и представляет одновременно соответствующий проект закона.
3. Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины, подлежит немедленному объявлению через средства массовой информации или обнародование другим способом.
4. В случае объявления указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Верховная Рада Украины собирается на заседание в двухдневный срок без созыва и рассматривает вопрос утверждения указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в порядке, установленном Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.
5. В случае объявления указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны содействовать немедленному прибытию народных депутатов Украины на заседание Верховной Рады Украины и осуществление их полномочий.
6. Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины, официально обнародуется вместе с законом об утверждении такого указа Президента Украины и вступает в силу одновременно со вступлением в силу такого закона.
Статья 6. Указ Президента Украины о введении военного положения
1. В указе Президента Украины о введении военного положения указываются:
1) обоснование необходимости введения военного положения;
2) границы территории, на которой вводится военное положение, время ввода и срок, на который оно вводится;
3) задачи военного командования, военных администраций, органов государственной власти и органов местного самоуправления по внедрению и осуществлению мер правового режима военного положения;
4) задачи субъектам обеспечения гражданской защиты приведение единой государственной системы гражданской защиты, ее функциональных и территориальных подсистем в готовность к выполнению задач по назначению в особый период;
5) исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, временно ограничивающихся в связи с введением военного положения с указанием срока действия этих ограничений, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений;
6) другие вопросы, вытекающие из настоящего Закона.
Статья 7. Прекращение и отмена военного положения
1. Военное состояние на всей территории Украины или в отдельных ее местностях прекращается по истечении срока, на который он был введен.
2. До истечения срока, на который было введено военное положение, и при устранении угрозы нападения или опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности Президент Украины может принять указ об отмене военного положения на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, о чем имеет быть немедленно объявлено через СМИ.
Статья 8. Меры правового режима военного положения
1. В Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления вводить и осуществлять в пределах временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных указом Президента Украины о введении военного положения, следующие меры правового режима военного положения:
1) устанавливать (усиливать) охрану объектов государственного значения, объектов государственного значения национальной транспортной системы Украины и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и вводить особый режим их работы. Порядок установления (ужесточения) охраны таких объектов и их перечень, которые с введением военного положения подлежат охране, а также порядок особого режима их работы утверждаются Кабинетом Министров Украины;
{Пункт 1 части первой статьи 8 в редакции Закона № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
2) вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных предприятиями, учреждениями и организациями на период действия военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонительный характер, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в период действия военного состояния, и привлекать их в условиях военного состояния к общественно полезным работам, выполняемым для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов и сил гражданской защиты, обеспечения функционирования национальной экономики и системы обеспечения жизнедеятельности населения и не нуждаются, как правило, в специальной профессиональной подготовке лиц. За работниками, вовлеченными в выполнение общественно полезных работ, на время выполнения таких работ сохраняется прежнее место работы (должность). Порядок привлечения трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам и их социальной защиты с учетом требований закона определяются Кабинетом Министров Украины;
3) использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условия труда в соответствии с законодательством о труде;
4) принудительно отчуждать имущество, что находится в частной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке и выдавать об этом соответствующие документы установленного образца;
5) вводить в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальный режим светомаскировки;
{Пункт 5 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
6) устанавливать в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств;
{Пункт 6 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
7) проверять в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, документы у лиц, а в случае необходимости проводить осмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины;
{Пункт 7 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
8) запрещать в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, проведение мирного собрания, митингов, походов и демонстраций, других массовых мероприятий;
{Пункт 8 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
9) поднимать в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных объединений, если она направлена на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконное захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательства на права и свободы человека, здоровье населения;
10) устанавливать в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, запрет или ограничение на выбор места нахождения или места жительства лиц на территории, на которой действует военное положение;
{Пункт 10 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
11) регулировать в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, работу предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров и других предприятий, учреждений, организаций и учреждений культуры и средств массовой информации, а также использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и проведение разъяснительной работы среди войск и населения; запрещать работу приемопередающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети;
{Пункт 11 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
12) в случае нарушения требований или невыполнения мер правового режима военного положения в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи;
{Пункт 12 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
13) запрещать в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, производимыми на спиртовой основе;
{Пункт 13 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
14) устанавливать особый режим в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые содержат наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, другие сильнодействующие вещества, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины;
15) изымать у предприятий, учреждений и организаций учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;
{Пункт 15 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
16) запрещать гражданам, состоящим на военном или специальном учете в Министерстве обороны Украины, Службе безопасности Украины или Службе внешней разведки Украины, изменять место жительства (место нахождения) без разрешения военного комиссара или руководителя соответствующего органа Службы безопасности Украины или Службы внешней разведки Украины; ограничивать прохождение альтернативной (невоенной) службы;
17) устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;
18) устанавливать порядок использования фонда защитных сооружений гражданской защиты;
19) проводить эвакуацию населения, если возникает угроза его жизни или здоровью, а также материальных и культурных ценностей, если возникает угроза их повреждения или уничтожения, согласно перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Украины;
20) вводить в случае необходимости в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, нормированное обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами;
{Пункт 20 части первой статьи 8 в редакции Закона № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
21) выдавать приказы (распоряжения) об отстранении от работы руководителей предприятий, учреждений и организаций без сохранения заработной платы за ненадлежащее исполнение ими обязанностей, определенных настоящим Законом, и приказы (распоряжения) о назначении исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций во время действия правового режима военного положения;
{Пункт 21 части первой статьи 8 в редакции Закона № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
22) принимать дополнительные меры по усилению охраны государственной тайны;
23) интернировать (принудительно селить) граждан иностранного государства, которое угрожает нападением или совершает агрессию против Украины;
24) осуществлять в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, обязательную эвакуацию задержанных лиц, находящихся в изоляторах временного содержания; подозреваемых, обвиняемых лиц, в отношении которых применена мера пресечения - содержание под стражей, находящиеся в следственных изоляторах; этапирование осужденных лиц, отбывающих такие наказания, как арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и пожизненное заключение, из учреждений исполнения наказаний, расположенных в местностях, приближенных к районам, где ведутся боевые действия, в соответствующие учреждения, расположенные в безопасной местности.
{Пункт 24 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
2. В местностях, где ведутся боевые действия, введение и осуществление мер правового режима военного положения возлагается непосредственно военное командование и военные администрации (в случае их образования).
{Часть третья статьи 8 исключена на основании Закона № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
Статья 9. Осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в условиях военного положения
1. В условиях военного положения Президент Украины и Верховная Рада Украины действуют исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, определенным Конституцией и законами Украины.
2. Кабинет Министров Украины, другие органы государственной власти, военное командование, военные администрации, Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины, этим и другим законам Украины.
Статья 10. Недопустимость прекращения полномочий органов государственной власти, других государственных органов в условиях военного положения
1. В период военного положения не могут быть прекращены полномочия Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, и органов, подразделения которых осуществляют контрразведывательную деятельность.