Статья 11. Деятельность Президента Украины в условиях военного положения
1. Президент Украины в условиях военного положения:
1) осуществляет общее руководство введением и исполнением мер правового режима военного положения;
2) принимает по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины решение о привлечении Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и правоохранительных органов к осуществлению мер правового режима военного положения;
3) осуществляет стратегическое руководство Вооруженными силами Украины, другими военными формированиями и правоохранительными органами через Генеральный штаб Вооруженных сил Украины;
4) описывает порядок прохождения военной службы.
2. В случае истечения срока полномочий Президента Украины во время действия военного положения его полномочия продолжаются до вступления в должность новоизбранного Президента Украины, избранного после отмены военного положения.
3. Полномочия Президента Украины, предусмотренные Конституцией Украины, в условиях военного положения не могут быть ограничены.
Статья 12. Деятельность Верховной Рады Украины в условиях военного положения
1. Верховная Рада Украины при введении военного положения в Украине или отдельных ее местностях работает в сессионном режиме.
2. В случае истечения срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного положения ее полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного положения.
3. Полномочия Верховной Рады Украины, предусмотренные Конституцией Украины, в условиях военного положения не могут быть ограничены.
Статья 12-1. Деятельность Кабинета Министров Украины в условиях военного положения
1. Кабинет Министров Украины в случае введения военного положения в Украине или отдельных ее местностях:
1) работает в соответствии с Регламентом Кабинета Министров Украины в условиях военного положения;
2) разрабатывает и вводит действие План введения и обеспечения мер правового режима военного положения в отдельных местностях Украины с учетом угроз и особенностей конкретной ситуации, которая сложилась;
3) организует и осуществляет руководство центральными и другими органами исполнительной власти в условиях военного положения.
{Закон дополнен статьей 12-1 согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
Статья 12-2. Деятельность судов, органов и учреждений системы правосудия в условиях военного положения
1. В условиях правового режима военного положения суды, органы и учреждения системы правосудия действуют исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, определенными Конституцией Украины и законами Украины.
2. Полномочия судов, органов и учреждений системы правосудия, предусмотренные Конституцией Украины, в условиях правового режима военного положения не могут быть ограничены.
{Закон дополнен статьей 12-2 согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
Статья 13. Особенности действия нормативно правовых актов в условиях военного положения
1. Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, решения Совета министров Автономной Республики Крым, решения местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина, ограничивающиеся в связи с введением военного положения, временно не применяются.
Статья 14. Полномочия Генерального штаба Вооруженных сил Украины
1. Генеральный штаб Вооруженных сил Украины:
1) участвует в подготовке проекта типового плана внедрения и обеспечения правового режима военного положения на Украине или отдельных ее местностях;
2) организует подготовку и осуществляет руководство Вооруженными Силами Украины, соединениями, частями и органами других военных формирований и правоохранительных органов при выполнении ими мер правового режима военного положения;
3) организует деятельность военных администраций, командований видов Вооруженных сил Украины, управлений оперативных командований, командований военных соединений и частей Вооруженных сил Украины на территории, где введено военное состояние;
4) разрабатывает и вносит на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Украины предложения по привлечению других военных формирований и правоохранительных органов для осуществления мер правового режима военного положения.
Статья 15. Полномочия военных администраций
1. Военные администрации в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, законами Украины "Об обороне Украины", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", настоящим Законом и другими нормативно правовыми актами. Полномочия военных администраций производятся ими в порядке, определенном законами Украины для осуществления полномочий соответствующих местных государственных администраций и органов местного самоуправления, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
2. Военные администрации населенных пунктов на соответствующей территории осуществляют полномочия по:
1) введение и осуществление мер правового режима военного положения;
2) обеспечение эффективного использования природных, трудовых и денежных ресурсов;
3) привлечение на договорных началах предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности для участия в комплексном социально-экономическом развитии сел, поселков, городов, координации этой работы на соответствующей территории;
4) размещение на договорных началах заказов на производство продукции, выполнения работ (услуг), необходимых для территориального общества, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
5) составление и утверждение местного бюджета, внесение изменений в него, обеспечение исполнения соответствующего бюджета;
6) установление ставок местных налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Украины, если решение соответствующего совета по этим вопросам не принято;
7) принятие решений по предоставлению в соответствии с законодательством льгот по уплате местных налогов и сборов, если решение соответствующего совета по этим вопросам не принято;
8) установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные (кроме тарифов, устанавливаемых национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг), транспортные и другие услуги;
9) привлечение на договорных началах средств предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на соответствующей территории, и средств населения, а также бюджетных средств на строительство, расширение, ремонт и содержание на паевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры и на мероприятия по охране окружающей природной среды;
10) управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, обеспечения их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг населению;
11) установление для предприятий, учреждений и организаций, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, размера доли прибыли, подлежащей зачислению в местный бюджет;
12) осуществление управления имуществом, которое находится в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины (кроме решения вопросов отчуждения, в том числе путем приватизации коммунального имущества и предоставления коммунального имущества в аренду на срок свыше одного года);
13) предоставление помощи владельцам квартир (домов) в их восстановлении в случае повреждения в результате проведения боевых действий, террористических актов, диверсий; организации за счет собственных средств и на основах строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального хозяйства и социального назначения, жилых домов, а также путей местного значения; выполнение или делегирование на конкурсной основе генеральной строительной организации (подрядной организации) функций заказчика на строительство, реконструкцию и ремонт жилья, других объектов социальной и производственной инфраструктуры коммунальной собственности;
14) предоставление в соответствии с законом градостроительных условий и ограничений застройки земельных участков;
15) управление учебными заведениями, заведениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, принадлежащих территориальным общинам или переданные им, молодежными подростковыми заведениями по месту жительства; организации их материально-технического и финансового обеспечения;
16) обеспечение социально-культурных учреждений, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, а также население топливом, электроэнергией, газом и другими энергоносителями; решение вопросов водоснабжения, отвода и очистки сточных вод; осуществление контроля качества питьевой воды;
17) решение вопросов о предоставлении за счет средств местных бюджетов ритуальных услуг в связи с погребением одиноких граждан, ветеранов войны и труда, а также других категорий малообеспеченных граждан; предоставление пособия на погребение граждан в других случаях, предусмотренных законодательством;
18) содействие организации призыва граждан на срочную военную и альтернативную (невоенную) службу, а также их мобилизации, подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах Украины, организации учебных (проверочных) и специальных военных сборов; обеспечение доведения до предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также населения приказа военного комиссара об объявлении мобилизации;
19) бронирование рабочих мест для военнообязанных на предприятиях, учреждениях и организациях в соответствии с законодательством;
20) организации и участия в осуществлении мер, связанных с мобилизационной подготовкой и гражданской защитой;
21) решения в соответствии с законодательством вопросов, связанных с предоставлением воинским частям, учреждениям, учебным заведениям Вооруженных сил Украины служебных помещений и жилой площади, других объектов, как и коммунально-бытовых услуг; осуществление контроля за их использованием, предоставлением услуг;
22) содействие организации производства и поставок в войска предприятиями и организациями, которые находятся в коммунальной собственности, заказанной продукции, услуг, энергоресурсов;
23) осуществление мер по созданию надлежащих условий для функционирования пунктов пропуска через государственную границу Украины;
24) содействие Государственной пограничной службе Украины в поддержании соответствующего режима на государственной границе;
25) установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
26) решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений (кроме решения вопросов отчуждения по коммунальной собственности земельных участков и предоставления таких земельных участков в аренду сроком более одного года);
27) решение в соответствии с законом вопросов о предоставлении разрешения на специальное использование природных ресурсов местного значения сроком не более одного года, а также об отмене такого разрешения;
28) создание в соответствии с законом за счет средств местного бюджета учреждений по предоставлению безвозмездной первичной правовой помощи, назначению и увольнению руководителей этих учреждений, привлечению в установленном законом порядке физических или юридических лиц частного права к оказанию безвозмездной первичной правовой помощи;
29) содействие деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, службы безопасности, органов Национальной полиции, адвокатуры и Государственной уголовно-исполнительной службы Украины;
{Пункт 29 части второй статьи 15 с изменениями, внесенными Законом № 766-VIII от 10.11.2015}
30) заслушивание информации прокуроров и руководителей органов Национальной полиции о состоянии законности, борьбы с преступностью, охране общественной безопасности и порядке и результатах деятельности на соответствующей территории;
{Пункт 30 части второй статьи 15 с изменениями, внесенными Законом № 766-VIII от 10.11.2015}
31) отмена актов исполнительных органов соответствующего совета, не соответствующих Конституции, законам Украины, другим актам законодательства, решениям соответствующего совета, принятым в пределах его полномочий;
32) установление в соответствии с законодательством правил по вопросам обеспечения в населенном пункте чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдение тишины в общественных местах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;
33) принятие в пределах, определенных законом, решений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, борьбы со стихийным бедствием, эпидемиями, эпизоотиями;
34) принятие решения о досрочном прекращении полномочий органов территориальной самоорганизации населения в случаях, предусмотренных законом;
35) создание в соответствии с законодательством коммунальных аварийно-спасательных служб; решение вопросов о численности работников таких служб, расходы по их содержанию; разработка и осуществление мероприятий по материально-техническому обеспечению деятельности коммунальных аварийно-спасательных служб;
36) обеспечения централизованного временного хранения архивных документов, накопленных в процессе документирования служебных, трудовых или других правоотношений юридических и физических лиц на соответствующей территории, и других архивных документов, не относящихся к Национальному архивному фонду;
37) решение вопросов сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживания бытовых отходов, обезвреживания и захоронения трупов животных;
38) организации местных рынков;
39) установление режима работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин;
40) утверждение маршрутов и графиков движения местного пассажирского транспорта независимо от формы собственности, согласование этих вопросов по транзитному пассажирскому транспорту в случаях, предусмотренных законодательством;
41) обеспечение содержания в надлежащем состоянии кладбищ, других мест захоронения и их охраны;
42) привлечение предприятий, учреждений и организаций, не относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, к участию в обслуживании населения средствами транспорта и связи;
43) принятие решений о запрещении торговли оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, производимыми на спиртовой основе.
{Часть вторая статьи 15 дополнена пунктом 43 согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
Военные администрации населенных пунктов осуществляют делегированные полномочия органов исполнительной власти, предоставленные органам местного самоуправления законами Украины.
3. Районные, областные военные администрации осуществляют на соответствующей территории, наряду с полномочиями местных государственных администраций, полномочия по внедрению и осуществлению мер правового режима военного состояния, а районные, областные военные администрации, образованные в связи с несозывом сессии соответственно районного, областного совета в установленные Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" сроки также осуществляют полномочия по:
1) составление и утверждение соответственно районных, областных бюджетов, внесение изменений в них, утверждение отчетов об их исполнении; распределения переданных из государственного бюджета средств в виде дотаций, субвенций соответственно между районными бюджетами, местными бюджетами городов областного значения, сел, поселков, городов районного значения;
2) осуществление управления объектами общей собственности территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах, находящихся в управлении районных и областных советов (кроме решения вопросов отчуждения, в том числе путем приватизации, таких объектов); назначение и увольнение их руководителей;
3) решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений (кроме решения вопросов отчуждения по коммунальной собственности земельных участков);
4) решения по закону вопросов о предоставлении разрешения на специальное использование природных ресурсов соответственно районного, областного значения, а также об отмене такого разрешения;
5) установление правил использования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения питьевых, бытовых и других нужд населения, зон санитарной охраны источников водоснабжения, ограничения или запрета использования предприятиями питьевой воды в промышленных целях;
6) принятие в пределах, определенных законом, решений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, борьбы со стихийным бедствием, эпидемиями, эпизоотиями;
7) установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
8) принятие решений об обращении в суд о признании незаконными актов местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, ограничивающих права территориальных общин в сфере их общих интересов;
9) заслушивание информации прокуроров и руководителей органов Национальной полиции о состоянии законности, борьбы с преступностью, охране общественной безопасности и порядке и результатах деятельности на соответствующей территории;
{Пункт 9 части третьей статьи 15 с изменениями, внесенными Законом № 766-VIII от 10.11.2015}
10) установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
11) принятие решений о запрещении торговли оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, производимыми на спиртовой основе.
{Часть третья статьи 15 дополнена пунктом 11 согласно Закону № 1702-IX от 16.07.2021 – вводится в действие с 01.01.2022}
4. Начальник военной администрации:
1) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции и законов Украины, исполнение актов Президента Украины и соответствующих органов исполнительной власти;
2) организует работу соответствующей военной администрации и осуществляет руководство ее деятельностью, несет персональную ответственность за исполнение военной администрацией возложенных на нее полномочий;
3) назначает на должности и освобождает от должностей должностных и должностных лиц, других работников соответствующей военной администрации;
4) является распорядителем бюджетных средств;
5) представляет соответствующую военную администрацию и территориальную общину в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности, гражданами;
6) обращается в суд о признании незаконными актов органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, ограничивающих права и интересы территориального общества;
7) заключает от имени территориальной общины, соответствующей военной администрации договоры согласно законодательству;
8) издает приказы и распоряжения в пределах своих полномочий, обладающих такой же юридической силой, что и решение соответствующего совета (советов). Приказы, изданные внутри полномочий местных советов, должны быть обнародованы, кроме содержащих информацию с ограниченным доступом;
9) ведет личный прием граждан и обеспечивает на соответствующей территории соблюдение законодательства о рассмотрении обращений граждан и общественных объединений.
Статья 16. Привлечение военных формирований и правоохранительных органов к осуществлению мер правового режима военного положения
1. По решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенным в действие в установленном порядке указом Президента Украины, образованные в соответствии с законами Украины военные формирования привлекаются вместе с правоохранительными органами для решения задач, связанных с введением и осуществлением мер правового режима военного положения, согласно их назначению и специфике деятельности.
Статья 17. Содействие деятельности военного командования и военных администраций
1. Органы государственной власти, Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, а также граждане обязаны содействовать деятельности военного командования и военных администраций во внедрении и осуществлении мер правового режима военного положения на соответствующей территории.
Статья 18. Взаимодействие военного командования и военных администраций с органами государственной власти в условиях военного положения
1. Порядок взаимодействия военного командования и военных администраций с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти по обеспечению соблюдения правового режима военного положения, защиты безопасности граждан и интересов государства, а также подчинения или оперативного подчинения им других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и правоохранительных органов , или их соединений, воинских частей, учреждений и организаций определяется Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Украины.