Статья 15. Финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу.
1. Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она проводится, равна либо превышает 150 000 гривень (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, - 13 000 гривень) или равна либо превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 150 000 гривень (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, - 13 000 гривень), и имеет один или более следующих признаков:
Статья 16. Финансовые операции, подлежащие внутреннему финансовому мониторингу.
1. Финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если она имеет один или более признаков, определенных настоящей статьей, или содержит другие риски:
3. Внутреннему финансовому мониторингу подлежат операции в соответствии с типологиями международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.
Статья 17. Приостановление финансовых операций, в отношении которых есть мотивированное подозрение, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или в отношении которых применены международные санкции.
1. Субъект первичного финансового мониторинга имеет право приостановить совершение финансовой операции в случае, если такая операция содержит признаки, предусмотренные статьями 15 и 16 настоящего Закона, и обязан приостановить совершение финансовой операции, если ее участником или выгодополучателем по ней является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, и в тот же день уведомить об этом Специально уполномоченный орган. Такое приостановление финансовых операций осуществляется на срок до двух рабочих дней.
2. Специально уполномоченный орган может принять решение о дальнейшем приостановлении такой финансовой операции в соответствии с частью первой настоящей статьи на срок до пяти рабочих дней, о чем обязан безотлагательно уведомить субъекта первичного финансового мониторинга, а также правоохранительные органы, уполномоченные принимать решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. В случае непринятия Специально уполномоченным органом соответствующего решения в течение срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, субъект первичного финансового мониторинга возобновляет совершение финансовой операции.
3. Специально уполномоченный орган может принять решение о приостановлении расходных операций по счетам клиентов (лиц) в случае, если такие операции содержат признаки, предусмотренные статьями 15, 16 настоящего Закона сроком до пяти рабочих дней, о чем обязан безотлагательно уведомить субъекта первичного финансового мониторинга, а также правоохранительные органы, уполномоченные принимать решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
4. В случае такого приостановления расходных финансовых операций прибыльные финансовые операции не приостанавливаются. При этом субъект первичного финансового мониторинга в тот же день обязан уведомить о совершении таких операций Специально уполномоченный орган.
5. В случае принятия решения в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи Специально уполномоченный орган проводит аналитическую работу, собирает необходимую дополнительную информацию, обрабатывает, проверяет и анализирует ее. В случае подтверждения мотивированного подозрения Специально уполномоченный орган готовит и предоставляет соответствующие обобщенные материалы в течение срока приостановления такой операции в правоохранительные органы, уполномоченные принимать решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
В таком случае срок приостановления финансовой операции продлевается на семь рабочих дней со дня предоставления соответствующих обобщенных материалов, при условии, что общий срок такого приостановления не будет превышать 14 рабочих дней.
Специально уполномоченный орган информирует в день предоставления обобщенных материалов соответствующего субъекта первичного финансового мониторинга о дне истечения срока приостановления финансовой операции.
В случае если по результатам проверки признаки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма не подтверждаются, Специально уполномоченный орган обязан безотлагательно отменить свое решение о приостановлении расходных операций и уведомить об этом субъекта первичного финансового мониторинга.
6. Порядок приостановления и возобновления совершения финансовых операций определяется субъектами государственного финансового мониторинга, осуществляющими регулирование и надзор за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга в пределах их полномочий. Сроки приостановления финансовых операций субъектами первичного финансового мониторинга и Специально уполномоченным органом, указанные в частях первой-четвертой настоящей статьи, являются окончательными и продлению не подлежат.
7. Порядок формирования перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, определяется Кабинетом Министров Украины. Основанием для внесения юридического или физического лица в указанный перечень является:
9. Порядок доступа к активам, которые связаны с финансированием терроризма и касаются финансовых операций, приостановленных в соответствии с решением, принятым на основании резолюций Совета безопасности ООН, устанавливается законом. Такой доступ осуществляется для покрытия основных или чрезвычайных расходов.
10. Приостановление финансовых операций в соответствии с частью первой настоящей статьи и частью пятой статьи 22 настоящего Закона не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности субъекта первичного финансового мониторинга и его должностных лиц за нарушение условий соответствующих сделок.
11. Порядок исключения из перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, определяется Кабинетом Министров Украины. Основанием для исключения юридического или физического лица из указанного перечня является:
1. Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она проводится, равна либо превышает 150 000 гривень (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, - 13 000 гривень) или равна либо превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 150 000 гривень (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, - 13 000 гривень), и имеет один или более следующих признаков:
- перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, которая отнесена Кабинетом Министров Украины к перечню офшорных зон;
- купля-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;
- зачисление или перевод денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), совершение других финансовых операций в случае, когда хотя бы одна из сторон - участников финансовой операции является физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, место жительства или место нахождения в стране (на территории), которые не выполняют либо ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или одной из сторон является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в вышеуказанной стране (территории). Перечень таких стран (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, на основе заключений международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;
- зачисление на счет средств в наличной форме с их дальнейшим переводом в тот же или на следующий операционный день другому лицу;
- зачисление денежных средств на текущий счет юридического или физического лица – предпринимателя либо списание денежных средств с текущего счета юридического или физического лица - предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет либо списание наличных с текущего счета юридического или физического лица - предпринимателя в случае, если операции на указанном счете не совершались со дня его открытия;
- перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (контракта);
- обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;
- совершение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонированными в депозитарных учреждениях;
- совершение финансовых операций с векселями с бланковым индоссаментом или индоссаментом на предъявителя;
- осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме;
- совершение финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена;
- получение (уплата, перевод) страхового (перестрахового) платежа (страхового взноса, страховой премии);
- проведение страховой выплаты или страхового возмещения;
- выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение иным способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрыша субъектом хозяйствования, который проводит азартные игры;
- осуществление расчетов по внешнеэкономическому контракту, не предусматривающему фактической поставки на таможенную территорию Украины товаров, работ и услуг;
- предоставление кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день несколько раз, при условии, что общая сумма финансовых операций равна либо превышает сумму, определенную частью первой настоящей статьи.
Статья 16. Финансовые операции, подлежащие внутреннему финансовому мониторингу.
1. Финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если она имеет один или более признаков, определенных настоящей статьей, или содержит другие риски:
- запутанный или необычный характер финансовой операции либо совокупности связанных между собой финансовых операций, которые не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента;
- выявление фактов неоднократного совершения финансовых операций, характер которых дает основания полагать, что целью их совершения является уклонение от процедур обязательного финансового мониторинга или идентификации, предусмотренных настоящим Законом (в частности две или более финансовые операции, которые совершаются клиентом в течение одного рабочего дня с одним лицом и могут быть связаны между собой, при условии, что их общая сумма равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона).
3. Внутреннему финансовому мониторингу подлежат операции в соответствии с типологиями международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.
Статья 17. Приостановление финансовых операций, в отношении которых есть мотивированное подозрение, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или в отношении которых применены международные санкции.
1. Субъект первичного финансового мониторинга имеет право приостановить совершение финансовой операции в случае, если такая операция содержит признаки, предусмотренные статьями 15 и 16 настоящего Закона, и обязан приостановить совершение финансовой операции, если ее участником или выгодополучателем по ней является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, и в тот же день уведомить об этом Специально уполномоченный орган. Такое приостановление финансовых операций осуществляется на срок до двух рабочих дней.
2. Специально уполномоченный орган может принять решение о дальнейшем приостановлении такой финансовой операции в соответствии с частью первой настоящей статьи на срок до пяти рабочих дней, о чем обязан безотлагательно уведомить субъекта первичного финансового мониторинга, а также правоохранительные органы, уполномоченные принимать решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. В случае непринятия Специально уполномоченным органом соответствующего решения в течение срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, субъект первичного финансового мониторинга возобновляет совершение финансовой операции.
3. Специально уполномоченный орган может принять решение о приостановлении расходных операций по счетам клиентов (лиц) в случае, если такие операции содержат признаки, предусмотренные статьями 15, 16 настоящего Закона сроком до пяти рабочих дней, о чем обязан безотлагательно уведомить субъекта первичного финансового мониторинга, а также правоохранительные органы, уполномоченные принимать решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
4. В случае такого приостановления расходных финансовых операций прибыльные финансовые операции не приостанавливаются. При этом субъект первичного финансового мониторинга в тот же день обязан уведомить о совершении таких операций Специально уполномоченный орган.
5. В случае принятия решения в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи Специально уполномоченный орган проводит аналитическую работу, собирает необходимую дополнительную информацию, обрабатывает, проверяет и анализирует ее. В случае подтверждения мотивированного подозрения Специально уполномоченный орган готовит и предоставляет соответствующие обобщенные материалы в течение срока приостановления такой операции в правоохранительные органы, уполномоченные принимать решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
В таком случае срок приостановления финансовой операции продлевается на семь рабочих дней со дня предоставления соответствующих обобщенных материалов, при условии, что общий срок такого приостановления не будет превышать 14 рабочих дней.
Специально уполномоченный орган информирует в день предоставления обобщенных материалов соответствующего субъекта первичного финансового мониторинга о дне истечения срока приостановления финансовой операции.
В случае если по результатам проверки признаки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма не подтверждаются, Специально уполномоченный орган обязан безотлагательно отменить свое решение о приостановлении расходных операций и уведомить об этом субъекта первичного финансового мониторинга.
6. Порядок приостановления и возобновления совершения финансовых операций определяется субъектами государственного финансового мониторинга, осуществляющими регулирование и надзор за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга в пределах их полномочий. Сроки приостановления финансовых операций субъектами первичного финансового мониторинга и Специально уполномоченным органом, указанные в частях первой-четвертой настоящей статьи, являются окончательными и продлению не подлежат.
7. Порядок формирования перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, определяется Кабинетом Министров Украины. Основанием для внесения юридического или физического лица в указанный перечень является:
- приговор суда, вступивший в законную силу, о признании физического лица виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 258, 2581, 2582, 2583, 2584 и 2585 Уголовного кодекса Украины;
- сведения, формирующиеся международными организациями или уполномоченными ими органами об организациях, юридических и физических лицах, которые связаны с террористическими организациями или террористами, а также о лицах, в отношении которых применены международные санкции;
- приговоры (решения) судов, решения других компетентных органов иностранных государств, в отношении организаций, юридических или физических лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности, которые признаются Украиной в соответствии с международными договорами Украины.
9. Порядок доступа к активам, которые связаны с финансированием терроризма и касаются финансовых операций, приостановленных в соответствии с решением, принятым на основании резолюций Совета безопасности ООН, устанавливается законом. Такой доступ осуществляется для покрытия основных или чрезвычайных расходов.
10. Приостановление финансовых операций в соответствии с частью первой настоящей статьи и частью пятой статьи 22 настоящего Закона не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности субъекта первичного финансового мониторинга и его должностных лиц за нарушение условий соответствующих сделок.
11. Порядок исключения из перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, определяется Кабинетом Министров Украины. Основанием для исключения юридического или физического лица из указанного перечня является:
- погашение или снятие судимости с физического лица, осужденного приговором суда, вступившим в законную силу, о признании этого лица виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 258, 2581, 2582, 2583, 2584 и 2585 Уголовного кодекса Украины;
- исключение лица из сведений, которые формируются международными организациями или уполномоченными ими органами об организациях, юридических и физических лицах, связанных с террористическими организациями или террористами, а также о лицах, в отношении которых применены международные санкции;
- погашение или снятие судимости с физического лица, осужденного приговором (решением) судов, решением других компетентных органов иностранных государств относительно организаций, юридических или физических лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности, которые признаются Украиной в соответствии с международными договорами Украины;
- наличие документально подтвержденных данных о смерти лица, включенного в перечень в соответствии с частью седьмой настоящей статьи.