Статья 18. Задачи и функции Специально уполномоченного органа.
1. Задачами Специально уполномоченного органа являются:
4. Специально уполномоченный орган в пределах настоящего Закона обеспечивает ведение учета:
Статья 19. Политическая независимость Специально уполномоченного органа.
1. Руководитель Специально уполномоченного органа назначается и освобождается от должности в установленном законодательством порядке.
2. Использование Специально уполномоченного органа в партийных, групповых либо личных интересах не допускается.
3. Деятельность партий, движений и других общественных объединений, имеющих политические цели, в Специально уполномоченном органе запрещается.
4. На период службы или работы по трудовому договору членство должностных и служебных лиц Специально уполномоченного органа в партиях, движениях и других общественных объединениях приостанавливается.
Руководитель Специально уполномоченного органа не может быть членом политической партии.
5. В качестве исключения разрешается членство работников, заключивших трудовой договор со Специально уполномоченным органом, в профессиональных союзах.
Статья 20. Права Специально уполномоченного органа.
1. Специально уполномоченный орган имеет право:
1. Задачами Специально уполномоченного органа являются:
- сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, другие финансовые операции или информация, которая может быть связана с подозрением в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма.
Специально уполномоченный орган устанавливает принципы разработки полученной от субъектов первичного финансового мониторинга информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и критерии анализа таких операций; - обеспечение реализации государственной политики в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
- создание и обеспечение функционирования единой государственной информационной системы в сфере предупреждения и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
- налаживание сотрудничества, взаимодействия и информационного обмена с государственными органами, компетентными органами иностранных государств и международными организациями в указанной сфере;
- обеспечение представительства Украины в установленном порядке в международных организациях по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.
- вносит предложения по разработке законодательных актов, принимает участие в установленном порядке в подготовке иных нормативно-правовых актов по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
- подает запросы в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, субъектам хозяйствования относительно получения информации (в том числе копий документов), необходимой для выполнения возложенных на него задач;
- сотрудничает с органами исполнительной власти, другими государственными органами, задействованными в системе предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
- при наличии достаточных оснований считать, что финансовая операция или совокупность связанных между собой финансовых операций могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, предоставляет в правоохранительные органы, уполномоченные принимать решение согласно уголовно-процессуальному законодательству, а также разведывательные органы Украины для осуществления оперативно-розыскной деятельности соответствующие обобщенные материалы, дополнительные обобщенные материалы и получает от них информацию о ходе их рассмотрения;
- при наличии достаточных оснований подозревать, что финансовая операция или клиент связаны с совершением деяния, определенного Уголовным кодексом Украины, не касающегося легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, предоставляет информацию в соответствующий правоохранительный или разведывательный орган Украины в виде обобщенных материалов;
- принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
- проводит анализ методов и финансовых схем легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- проводит обобщение состояния осуществления государственными органами мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма в государстве;
- согласовывает проекты нормативно-правовых актов субъектов государственного финансового мониторинга по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, а также согласовывает с субъектами государственного финансового мониторинга проекты своих нормативно-правовых актов об исполнении соответствующими субъектами первичного финансового мониторинга законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
- проводит анализ эффективности мер, функционирования системы финансового мониторинга в государстве на основании информации, предоставленной органами государственной власти;
- получает от субъектов первичного финансового мониторинга (кроме специально определенных) информацию об отслеживании (мониторинге) финансовых операций клиентов, операции которых стали объектом финансового мониторинга;
- обеспечивает выполнение задач, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона (за исключением пунктов 6, 7, 9, 10 и 14 части второй статьи 14 настоящего Закона);
- содействует выявлению в финансовых операциях признаков использования доходов, полученных преступным путем;
- требует от субъектов первичного финансового мониторинга соблюдения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и в случае выявления нарушений законодательства принимает меры, предусмотренные законами, а также уведомляет об этом орган, осуществляющий надзор за таким субъектом первичного финансового мониторинга;
- обеспечивает осуществление государственной политики в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и обеспечивает координацию деятельности государственных органов в этой сфере;
- обеспечивает в соответствии с законом организацию и координацию работы по переподготовке и повышению квалификации специалистов органов государственной власти по вопросам финансового мониторинга и работников субъектов первичного финансового мониторинга, ответственных за проведение финансового мониторинга, относительно борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма на базе соответствующего учебного заведения, отнесенного к сфере управления Специально уполномоченного органа;
- предоставляет согласно законодательству субъектам государственного финансового мониторинга информацию для повышения эффективности осуществления надзора за соблюдением субъектами первичного финансового мониторинга требований законодательства по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма (объем и порядок предоставления такой информации определяются совместными нормативно-правовыми актами Специально уполномоченного органа и соответствующих субъектов государственного финансового мониторинга);
- уведомляет субъекта первичного финансового мониторинга после поступления соответствующей информации от правоохранительных органов, уполномоченных принимать решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, о факте возбуждения уголовного дела (или о факте закрытия уголовного дела в ходе досудебного следствия) по уведомлению такого субъекта, поступившему в Специально уполномоченный орган в соответствии с требованиями статей 15, 16 настоящего Закона, а также предоставляет ему информацию о принятых судами решениях по таким уголовным делам с одновременным уведомлением соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга. Порядок такого уведомления и информирования субъекта первичного финансового мониторинга и субъекта государственного финансового мониторинга устанавливается Специально уполномоченным органом;
- предоставляет разъяснение по применению принятых Специально уполномоченным органом нормативно-правовых актов по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
- принимает участие по поручению Кабинета Министров Украины в подготовке соответствующих международных договоров Украины;
- определяет и утверждает по согласованию с субъектами государственного финансового мониторинга критерии рисков;
- выполняет другие функции, вытекающие из возложенных на него задач, и осуществляет иные полномочия согласно закону.
4. Специально уполномоченный орган в пределах настоящего Закона обеспечивает ведение учета:
- информации о финансовых операциях, ставших объектом финансового мониторинга;
- обобщенных материалов и дополнительных обобщенных материалов, предоставленных правоохранительным органам, а также принятых по результатам их рассмотрения правоохранительными органами процессуальных решений;
- информации о результатах досудебного следствия и постановленных судебных решениях по делам, в расследовании которых использовались (используются) предоставленные обобщенные материалы;
- информации о конфискованных активах и активах, на которые наложен арест, по делам, в расследовании которых использовались (используются) предоставленные обобщенные материалы;
- направленных и выполненных международных запросов о сотрудничестве в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.
Статья 19. Политическая независимость Специально уполномоченного органа.
1. Руководитель Специально уполномоченного органа назначается и освобождается от должности в установленном законодательством порядке.
2. Использование Специально уполномоченного органа в партийных, групповых либо личных интересах не допускается.
3. Деятельность партий, движений и других общественных объединений, имеющих политические цели, в Специально уполномоченном органе запрещается.
4. На период службы или работы по трудовому договору членство должностных и служебных лиц Специально уполномоченного органа в партиях, движениях и других общественных объединениях приостанавливается.
Руководитель Специально уполномоченного органа не может быть членом политической партии.
5. В качестве исключения разрешается членство работников, заключивших трудовой договор со Специально уполномоченным органом, в профессиональных союзах.
Статья 20. Права Специально уполномоченного органа.
1. Специально уполномоченный орган имеет право:
- привлекать к рассмотрению вопросов, относящихся к его компетенции, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями);
- получать бесплатно в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти, правоохранительных органов, Национального банка Украины, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования, предприятий, учреждений и организаций информацию (справки, копии документов), в том числе информацию, составляющую банковскую или коммерческую тайну, необходимую для выполнения возложенных на него задач;
- получать от субъекта первичного финансового мониторинга (кроме специально определенного) при необходимости, основывающейся на результатах проведенного анализа, сведения об отслеживании (мониторинге) обращения активов, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов или финансированием терроризма;
- осуществлять в установленном законодательством порядке доступ, в том числе автоматизированный, к базам данных субъектов государственного финансового мониторинга и других органов государственной власти;
- получать от субъектов первичного финансового мониторинга по запросу информацию (справки, копии документов), в том числе информацию, содержащую банковскую или коммерческую тайну, о финансовых операциях, ставших объектом финансового мониторинга, и связанных с ними операциях. В случае если участником таких финансовых операций является нерезидент, Специально уполномоченный орган имеет право истребовать у субъекта первичного финансового мониторинга всю имеющуюся информацию об этом лице. В отношении участника такой финансовой операции - резидента Специально уполномоченный орган имеет право истребовать у субъекта первичного финансового мониторинга копии паспорта этого лица, карточки с образцами подписей и доверенности, на основании которой этот участник принимал участие в проведении финансовой операции, ставшей объектом финансового мониторинга, а также другую имеющуюся информацию (копии документов), необходимую для выполнения возложенных на Специально уполномоченный орган задач;
- принимать нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения задач и функций, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона;
- получать от правоохранительных и разведывательных органов Украины, в которые согласно настоящему Закону представлены обобщенные материалы от Специально уполномоченного органа, информацию о ходе разработки и принятия соответствующих мер на основании полученных материалов в установленном законодательством порядке;
- осуществлять организацию и координацию работы по переподготовке и повышению квалификации специалистов органов государственной власти по вопросам финансового мониторинга и по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга – работников субъектов первичного финансового мониторинга, ответственных за проведение финансового мониторинга, в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- заключать международные договоры межведомственного характера с соответствующими органами других государств по вопросам сотрудничества в установленном законом порядке;
- принимать решения о приостановлении расходных операций по счетам лиц на срок, установленный настоящим Законом;
- продлевать срок приостановления финансовых операций в случаях, установленных настоящим Законом;
- принимать участие по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга в подготовке и/или проведении проверок субъектов первичного финансового мониторинга (кроме банков) в сфере соблюдения законодательства по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
- информировать субъектов государственного финансового мониторинга о нарушении субъектами первичного финансового мониторинга требований настоящего Закона;
- предоставлять субъектам государственного финансового мониторинга статистическую информацию в соответствии с законодательством в пределах, определенных частью четвертой статьи 18 настоящего Закона.