Статья 29. Требования к полицейскимо мероприятиям
1. Полицейский мероприятие - это действие или комплекс действий превентивного или принудительного характера, ограничивает определенные права и свободы человека и применяется полицейскими соответствии с законом для обеспечения выполнения возложенных на полицию полномочий.2. Полицейский мера применяется исключительно для выполнения полномочий полиции. Избранный полицейский мероприятие должно быть законным, необходимым, пропорциональным и эффективным.
3. Избранный полицейский мероприятие является законным, если он определен законом. Полицейском запрещено применять любые другие меры, нежели определенные законами Украины.
4. Выбранный полицейский мера необходима, если для выполнения полномочий полиции невозможно применить другое мероприятие или его применение будет неэффективным, а также если такая мера причинит наименьший вред как адресату мероприятия, так и другим лицам.
5. Примененный полицейский мероприятие является пропорциональным, если ущерб, причиненный охраняемым законом правам и свободам человека или интересам общества или государства, не превышает блага, для защиты которого он применен, или созданной угрозы причинения вреда.
6. Избранный полицейский мероприятие является эффективным, если его применение обеспечивает выполнение полномочий полиции.
7. Полицейский мероприятие прекращается, если достигнута цель его применения, если невозможность достижения цели мероприятия очевидна или если нет необходимости в дальнейшем применении такой меры.
Статья 30. Виды полицейских мер
1. Полиция для выполнения возложенных на нее задач принимает меры реагирования на правонарушения, определенные Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным процессуальным кодексом Украины, на основании и в порядке, определенных законом.2. Полиция для охраны прав и свобод человека, предотвращения угроз публичной безопасности и порядка или прекращения их нарушение также применяет в пределах своей компетенции полицейские превентивные меры и меры принуждения, определенные настоящим Законом.
3. Полиция для выполнения возложенных на нее задач может применять другие меры, определенные отдельными законами.
4. Если полицейского невозможно идентифицировать по внешним признакам, он обязан предъявить лицу документ, удостоверяющий его полномочия.
Статья 31. Превентивные полицейские меры
1. Полиция может применять такие превентивные меры:1) проверка документов лица;
2) опрос лица;
3) поверхностная проверка и осмотр;
4) остановки транспортного средства;
5) требование оставить место и ограничения доступа к определенной территории;
6) ограничение передвижения лица, транспортного средства или фактического владения вещью;
7) проникновение в жилье или другое владение лица;
8) проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел;
9) применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, средств фото- и киносъемки, видеозаписи;
10) проверка соблюдения ограничений, установленных законом в отношении лиц, находящихся под административным надзором, и других категорий лиц;
11) полицейское опеки.
2. При проведении превентивных полицейских мер полиция обязана сообщить лицу о причинах применения к ней превентивных мер, а также довести до его сведения нормативно-правовые акты, на основании которых применяются такие меры.
Статья 32. Проверка документов лица
1. Полицейский имеет право требовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих личность, и / или документов, подтверждающих соответствующее право лица, способом, который дает возможность полицейскому прочитать и зафиксировать данные, содержащиеся в документах, в следующих случаях:{Абзац первый части первой статьи 32 в редакции Закона № 1231-IX от 16.02.2021}
1) если лицо обладает внешним признакам, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске, или безвестно исчезнувшего лица;
2) если существует достаточно оснований полагать, что лицо совершило или намеревается совершить правонарушение;
3) если лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;
4) если у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие вещи, оборот которых ограничен или запрещен, или для хранения, использования или перевозки которых требуется разрешение, если установить такие права другим образом невозможно;
5) если лицо находится в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другой чрезвычайной ситуации;
6) если внешние признаки лица или транспортного средства или действия лица дают достаточные основания полагать, что лицо причастна к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения.
Статья 33. Опрос лица
1. Полицейский может опросить лицо, если существует достаточно оснований считать, что она обладает информацией, необходимой для выполнения полицейских полномочий.Для опроса полицейский может пригласить человека в полицейский помещения.
2. Предоставление лицом информации является добровольным. Лицо может отказаться от предоставления информации. Проведение опроса несовершеннолетних допускается только с участием родителей (одного из них), другого законного представителя или педагога.
3. Перед проведением опроса лица полицейский разъясняет ей основания и цели применения полицейского мероприятия, если это не помешает выполнению полицией полномочий, возложенных на него настоящим Законом.
Статья 34. Поверхностная проверка
1. Поверхностная проверка качестве превентивной полицейский мероприятие является осуществлением визуального осмотра лица, проведением по поверхности одежды лица рукой, специальным прибором или средством, визуальным осмотром вещи или транспортного средства.2. Полицейский для осуществления поверхностной проверки личности может останавливать лиц и / или осматривать их, если существует достаточно оснований полагать, что лицо имеет при себе вещь, оборот которой запрещено или ограничено или которая представляет угрозу жизни или здоровью лица или других лиц.
3. Поверхностная проверка осуществляется полицейским соответствующего пола. В неотложных случаях поверхностную проверку может осуществить любой полицейский только с использованием специального прибора или средства.
4. Полицейский может осуществлять поверхностную проверку вещи или транспортного средства:
1) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом;
2) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится дело, оборот которой запрещено или ограничено или которая представляет угрозу жизни или здоровью лица или других лиц;
3) если существует достаточно оснований считать, что вещь или транспортное средство является орудием совершения правонарушения и / или находится в том месте, где может быть совершено уголовное преступление, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.
5. Поверхностная проверка вещи или транспортного средства осуществляется путем визуального осмотра вещи и / или транспортного средства или визуального осмотра салона и багажника транспортного средства. Полицейский при осуществлении поверхностной проверки вправе требовать открыть крышку багажника и / или двери салона.
6. При поверхностной проверки вещи или транспортного средства лицо должно самостоятельно показать полицейскому содержание личных вещей или транспортного средства.
7. При выявлении в ходе поверхностной проверки каких-либо следов правонарушения полицейский обеспечивает их сохранность и осмотр в соответствии с требованиями статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Украины.
Статья 35. Остановка транспортного средства
1. Полицейский может останавливать транспортные средства в случае:1) если водитель нарушил Правила дорожного движения;
2) если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства;
3) если есть информация, что свидетельствует о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, или если есть информация, что свидетельствует о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения;
4) если транспортное средство находится в розыске;
5) если необходимо осуществить опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
6) если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
7) если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;
8) если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
9) нарушение порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств;
10) если остановка транспортного средства, зарегистрированного в другой стране, проводится с целью выявления его передачи во владение, пользование или распоряжение лицам, не ввозили такое транспортное средство на таможенную территорию Украины или не помещали в таможенный режим транзита.
{Часть первая статьи 35 дополнена пунктом 10 согласно Закону № 2612-VIII от 08.11.2018}
2. Полицейский обязан останавливать транспортные средства в случае:
1) если есть информация, что свидетельствует о нарушении владельцем транспортного средства таможенных правил, обнаруженные таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Украины, а именно: нарушение сроков временного ввоза и / или перемещения в таможенном режиме транзита другого транспортного средства личного пользования, использование такого транспортного средства для целей предпринимательской деятельности и / или получения доходов в Украине, раскомплектования или передачу во владение, пользование или распоряжение такого транспортного средства лицам, не ввозили такое транспортное средство на таможенную территорию Украины или не помещали в таможенный режим транзита;
{Пункт 1 части второй статьи 35 с изменениями, внесенными согласно Закону № 440-IX от 14.01.2020}
2) если есть информация, что свидетельствует о том, что транспортное средство, зарегистрированный в другой стране, не зарегистрированный в Украине в установленные законодательством сроки находится на территории Украины с нарушением сроков временного ввоза и / или перемещения в таможенном режиме транзита, используется для целей предпринимательской деятельности и / или получения доходов в Украине, или передан во владение, пользование или распоряжение лицам, не ввозили такое транспортное средство на таможенную территорию Украины или не помещали в таможенный режим транзита.
{Статья 35 дополнена новой частью согласно Закону № 2612-VIII от 08.11.2018}
3. Полицейский обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки ним транспортного средства с подробным описанием основания остановки, определенной в этой статье.
Статья 36. Требование оставить место и ограничения доступа на определенную территорию
1. Полицейский уполномоченный требовать от лица (лиц) оставить определенное место на определенный срок или запретить или ограничить лицам доступ к определенной территории или объектов, если это необходимо для обеспечения общественной безопасности и порядка, охраны жизни и здоровья людей, для сохранения и фиксации следов правонарушения.2. Полицейский может ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог в случае задержания лиц в соответствии с законом, при авариях, других чрезвычайных ситуаций, если это необходимо для обеспечения общественной безопасности и порядка, охраны жизни и здоровья человек.
Статья 37. Ограничения передвижения лица или транспортного средства или фактического обладания вещью
1. Полиция уполномочена задерживать лицо по основаниям, в порядке и на сроки, определенные Конституцией Украины, Уголовным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях, а также другими законами Украины.2. Отсчет времени удержания задержанной физического лица в специально отведенных для этого помещениях считается с момента его фактического задержания.
3. В случаях, определенных частью второй настоящей статьи, полицейские должны немедленно вызвать медицинских работников к месту фактического нахождения таких лиц, а также, по возможности, проинформировать членов семьи.
4. Полицейский может временно ограничить фактическое обладание вещью или передвижения транспортного средства для предотвращения опасности, если есть достаточные основания полагать, что вещь или транспортное средство могут быть использованы лицом с целью посягательства на свою жизнь и здоровье или на жизнь или здоровье другого человека, или повреждения чужого вещи. По требованию лица полицейский обязан сообщить о причинах применения им соответствующих мер.
Ограничения фактического обладания вещью осуществляется по основаниям и в порядке, определенных Уголовным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях.
5. Ограничение фактического обладания вещью осуществляется путем изъятия вещи в ее фактического владельца, ограничения ее переноса или перевозки.
Полицейский обязан в письменной форме уведомить своего руководителя о временном ограничении фактического обладания вещью лица, а также обязан составить протокол о совершении временного ограничения фактического обладания вещью и вручить протокол этому лицу.
6. Временное ограничение передвижения лица и переноса или перевозки вещи немедленно прекращается, если нет необходимости осуществлять такое мероприятие.
Статья 38. Проникновение в жилище или другое владение лица
1. Полиция может проникнуть в жилище или другое владение лица без мотивированного решения суда только в неотложных случаях, связанных с:1) спасением жизни людей и ценного имущества при чрезвычайных ситуациях;
2) непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления;
{Пункт 2 части первой статьи 38 с изменениями, внесенными согласно Закону № 720-IX от 17.06.2020}
3) прекращением преступления, угрожающего жизни лиц, находящихся в жилье или ином владении.
2. Проникновение полицейского в жилье или другое владение лица не может ограничивать его права пользоваться своим имуществом.
3. О применении указанного полицейского мероприятия обязательно составляется протокол.
Статья 39. Проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел
1. Полиция в порядке, определенном Министерством внутренних дел Украины, может осматривать при участии администрации (руководства) юридических лиц, физических лиц (в том числе физических лиц - предпринимателей) или их уполномоченных представителей помещения, где находятся оружие, специальные средства, боеприпасы, взрывчатые вещества и материалы, другие предметы, материалы и вещества, по хранению и использованию которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, а также непосредственно осматривать места их хранения с целью проверки соблюдения правил обращения с ними и правил их использования .2. Полиция может осматривать оружие, специальные средства, боеприпасы, находящихся у физических и юридических лиц, другие предметы, материалы и вещества, по хранению и применению которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел с целью проверки соблюдение правил обращения с ними и правил их использования.
3. Полиция в соответствии с порядком, определенным Министерством внутренних дел Украины, изымает оружие, специальные средства, боеприпасы, взрывчатые вещества и материалы, другие предметы, материалы и вещества, по хранению и использованию которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, а также опечатывает и закрывает объекты, где они хранятся или используются (в том числе стрелковые тиры, стрельбища невоенного назначения, охотничьи стенды, предприятия и мастерские по изготовлению и ремонту оружия, специальных средств, боеприпасов, магазины, в которых осуществляется их продажа, пиротехнические мастерские, пункты изучения материальной части оружия, специальных средств, правил обращения с ними и их применение) в случае выявления нарушения правил обращения с ними и правил их использования, угрожающих общественной безопасности, до устранения таких нарушений.
4. Полиция информирует соответствующий орган Министерства внутренних дел Украины в однодневный срок о каждом факте выявленного нарушения правил хранения и использования оружия, специальных средств, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов, материалов и веществ, по хранению и использованию которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел.
Статья 40. Применение технических приборов и технических средств, имеющих функции обнаружения радиационных, химических, биологических и ядерных угроз, фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи
{Название статьи 40 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1231-IX от 16.02.2021}1. Полиция для обеспечения общественной безопасности и порядка может закреплять на форму, в / на служебных транспортных средствах, в том числе без цветографических схем, опознавательных знаков и надписей, монтировать / размещать по внешнему периметру дорог и зданий фото- и видеотехнику, в том числе технику, работает в автоматическом режиме, технические средства по выявлению и / или фиксации правонарушений, радиационных, химических, биологических и ядерных угроз, а также использовать информацию, полученную с фото- и видеотехники, находящегося в чужом владении, с целью:
{Абзац первый части первой статьи 40 в редакции Закона № 1231-IX от 16.02.2021}
1) предотвращение правонарушений, выявление или фиксирования правонарушения, охраны и защиты общественной безопасности, личной безопасности лиц и собственности от противоправных посягательств;
{Пункт 1 части первой статьи 40 в редакции Закона № 1231-IX от 16.02.2021}
2) обеспечение соблюдения правил дорожного движения.
2. Информация о смонтированную / размещенную фототехнику и видеотехнику, технические средства по выявлению и / или фиксации правонарушений, радиационных, химических, биологических и ядерных угроз должна быть размещена на видном месте.
{Часть вторая статьи 40 в редакции Закона № 1231-IX от 16.02.2021}
3. Сроки и порядок хранения материалов фото- и киносъемки, видеозаписи устанавливаются Министерством внутренних дел Украины.
{Статья 40 дополнена частью третьей согласно Закону № 1231-IX от 16.02.2021}
Статья 41. Полицейская забота
1. Полицейское попечительства может осуществляться по:1) несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет, которая осталась без присмотра;
2) лица, подозреваемого в побеге из психиатрического учреждения или специализированного лечебного учреждения, где она содержалась на основании судебного решения;
3) лица, имеющего признаки выраженного психического расстройства и создает реальную опасность окружающим или себе;
4) лица, находящегося в публичном месте и вследствие опьянения потеряла способность самостоятельно передвигаться или создает реальную опасность окружающим или себе.
Полицейское попечительства следствием по:
1) лиц, указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи, - передачи родителям или усыновителям, опекунам, попечителям, органам опеки и попечительства;
2) лиц, указанных в пунктах 2, 3 части первой настоящей статьи, - передачи соответствующему учреждению;
3) лиц, указанных в пункте 4 части первой настоящей статьи, - передача в специальное лечебное учреждение или к месту жительства.
2. Полицейский обязан немедленно сообщить лицу на понятном ему языке основание применения полицейского мероприятия, а также разъяснить право получать медицинскую помощь, давать объяснения, обжаловать действия полицейского, немедленно сообщить других лиц о ее местонахождении.
Сообщение о правах и их разъяснение полицейским может не проводиться в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что лицо не может осознавать свои действия и руководить ими.
3. Полицейский уполномоченный изъять у лица оружие или иные предметы, которыми человек может причинить вред окружающим или себе, независимо от того, запрещены они в обращении.
Полицейском запрещено осуществлять обыск лица, в отношении которого осуществляется полицейское опеки.
4. О применении полицейского попечения составляется протокол, в котором указываются: место, дата и точное время (час и минуты) применение полицейского мероприятия; основания применения; описание изъятого оружия или других предметов; ходатайства, заявления или жалобы лица, если такие поступали, наличие или отсутствие видимых телесных повреждений.
Протокол подписывается полицейским и лицом. Копия протокола немедленно под роспись вручается лицу. Протокол может не предоставляться лицу для подписания, а его копия - вручаться лицу в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что она не может осознавать свои действия и руководить ими. В таком случае протокол предоставляется лицу или органу, предусмотренном абзацем вторым части первой этой статьи.
5. О каждом применения полицейского мероприятия полицейский сразу сообщает с помощью технических средств ответственного полицейского в подразделении полиции.
При наличии достаточных оснований полагать, что передача лица продолжалось дольше, чем это необходимо, ответственный полицейский в подразделении полиции обязан провести проверку для решения вопроса об ответственности виновных в этом лиц.
6. Полицейский обязан предоставить лицу возможность немедленно сообщить о своем местонахождении близких родственников, членов семьи или других лиц по выбору этого лица.
Полицейский обязан немедленно сообщить родителям или усыновителей, опекунов, попечителей, орган опеки и попечительства о местонахождении несовершеннолетнего.
Статья 42. Полицейские меры принуждения
1. Полиция при выполнении полномочий, определенных этим Законом, уполномоченное применять такие меры принуждения:1) физическое воздействие (сила)
2) применение специальных средств;
3) применение огнестрельного оружия.
2. Физическим воздействием применение любой физической силы, а также специальных приемов борьбы с целью прекращения противоправных действий правонарушителей.
3. Специальные средства как полицейские меры принуждения - это совокупность устройств, приборов и предметов, специально изготовленных, конструктивно предназначенных и технически пригодных для защиты людей от поражения различными предметами (в том числе от оружия), временного (отворотное) поражения человека (правонарушителя, противника ), угнетение или ограничение свободы человека (психологической или физической) путем оказания влияния на нее или предметы, окружающие, с четким регулированием оснований и правил применения таких средств и служебных животных.
4. Для выполнения своих полномочий полицейские могут использовать такие специальные средства:
1) резиновые и пластиковые дубинки;
2) электрошоковые устройства контактного и контактно-дистанционного действия;
3) средства ограничения подвижности (наручники, сетки для связывания и т.п.);
4) средства, оснащенные веществами слезоточивого и раздражающего действия;
5) средства принудительной остановки транспорта;
6) специальные маркировочные и красящие средства;
7) служебные собаки и служебные лошади;
8) устройства, гранаты и боеприпасы светозвукового действия;
9) средства акустического и микроволнового воздействия;
10) устройства, гранаты, боеприпасы и малогабаритные взрывные устройства для разрушения препятствий и принудительного открывания помещений;
11) устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия;
12) средства, оснащенные безопасными дымообразующей препаратами
13) водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства.
5. Полицейский ни при каких обстоятельствах не может применять меры принуждения, не определены настоящим Законом.
6. Не является мерой принуждения использования полицейским средств индивидуальной защиты (шлемов, бронежилетов и другого специального экипировка).
7. Полицейский обязан немедленно остановить применение определенного вида меры принуждения в момент достижения ожидаемого результата.
8. Нормы обеспечения подразделений полиции специальными средствами и огнестрельным оружием устанавливаются Министром внутренних дел Украины.
Статья 43. Порядок применения полицейских мер принуждения
1. Полицейский обязан заранее предупредить человека о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и предоставить ей достаточно времени для выполнения законного требования полицейского, кроме случая, когда промедление может повлечь посягательство на жизнь и здоровье человека или и / или полицейского или иные тяжкие последствия, или в ситуации, такое предупреждение является неоправданным или невозможным.2. Предупреждение может быть сделано голосом, а за значительного расстояния или обращения к большой группе людей - через громкоговорящие установки, усилители звука.
3. Вид и интенсивность применения мер принуждения определяются с учетом конкретной ситуации, характера правонарушения и индивидуальных особенностей лица, совершившего правонарушение.
4. Полицейские обязаны оказывать неотложную медицинскую помощь лицам, пострадавшим в результате применения мер принуждения.
5. Запрещено применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия женщин с явными признаками беременности, малолетних лиц, лиц с явными признаками ограниченных возможностей или старости, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, совершения вооруженного сопротивления полицейскому, что угрожает жизни и здоровья "ю других лиц или полицейских, если отразить такое нападение или сопротивление другими способами и средствами невозможно.
Статья 44. Применение физической силы
1. Полицейский может применять физическую силу, в том числе специальные приемы борьбы (рукопашного боя), для обеспечения личной безопасности и / или безопасности других лиц, пресечения правонарушения, задержания лица, совершившего правонарушение, если применение других полицейских мероприятий не обеспечивает выполнения полицейским полномочий , возложенных на него законом.2. Полицейский обязан письменно уведомить своего руководителя, а тот обязан уведомить прокурора о задачах лице телесных повреждений вследствие применения физической силы.
Статья 45. Применение специальных средств
1. Полицейский для обеспечения общественной безопасности и порядка применяет специальные средства, определенные настоящим Законом.2. Полицейский уполномоченный применять специальные средства только в случае, если он прошел соответствующую специальную подготовку.
3. Общие правила применения специальных средств:
1) наручники и другие средства ограничения подвижности применяются:
а) к лицу, подозреваемому в совершении уголовного преступления и сопротивляется полицейскому или пытается убежать;
б) при задержании лица;
в) во время конвоирования (доставки) задержанного или арестованного;
г) если лицо своими опасными действиями может нанести вред себе и окружающим;
г) проведение процессуальных действий с лицами в случаях, когда они могут создать реальную опасность окружающим или себе;
2) резиновые и пластиковые дубинки применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и / или объект, находящийся под охраной;
б) задержания лица, совершившего правонарушение и оказывает злостное неповиновение законному требованию полицейского;
в) прекращение группового нарушения общественной безопасности и порядка или массовых беспорядков;
3) средства, оснащенные веществами слезоточивого и раздражающего действия, применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и / или объект, находящийся под охраной;
б) прекращение группового нарушения общественной безопасности и порядка или массовых беспорядков;
4) средства принудительной остановки транспорта применяются для принудительной остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил законные требования полицейского об остановке транспортного средства, или если действия водителя транспортного средства создают угрозу жизни или здоровью человека;
5) устройства, гранаты, боеприпасы и малогабаритные взрывные устройства для разрушения препятствий и принудительного открывания помещений применяются для:
а) задержание лица;
б) освобождение лица, незаконно лишенного свободы, находится в помещении;
6) электрошоковые устройства контактного и контактно-дистанционного действия применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и / или объект, находящийся под охраной;
б) отражения нападения животного, угрожающего жизни и здоровью лица или полицейского;
7) специальные маркировочные и красящие средства применяются для:
а) маркировка лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления;
б) прекращение группового нарушения общественной безопасности и порядка или массовых беспорядков с целью дальнейшего выявления лиц и задержания, а также контроля за перемещением вещей;
8) устройства, гранаты и боеприпасы светозвукового действия, средства акустического и микроволнового воздействия применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и / или объект, находящийся под охраной;
б) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, или с целью заставить такое лицо покинуть территорию (транспортное средство, здание, сооружение, земельный участок), где находится такое лицо;
в) освобождение лица, незаконно лишенного свободы, находится в помещении;
9) водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства применяются для:
а) прекращение группового нарушения общественной безопасности и порядка или массовых беспорядков;
б) отражения группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей;
в) принудительной остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил законные требования полицейского остановиться;
г) задержания вооруженного лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления;
{Подпункт "г" пункта 9 части третьей статьи 45 с изменениями, внесенными согласно Закону № 720-IX от 17.06.2020}
10) устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, применяются для:
а) защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, в том числе полицейского;
б) отражение вооруженного нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также для освобождения их в случае захвата;
в) задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться;
г) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или пытается убежать из-под стражи;
г) задержания вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни или здоровью людей, в том числе полицейского;
д) представление сигнала тревоги или вызова вспомогательных сил;
е) обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью людей, в том числе полицейского;
е) прекращения группового нарушения общественной безопасности и порядка или массовых беспорядков;
ж) отражения группового нападения, угрожающего жизни или здоровью людей;
11) средства, оснащенные безопасными дымообразующей препаратами, применяющимися для:
а) обеспечение маскировки действий полицейских, направленных на задержание лица, оказывающего вооруженное сопротивление, или для того, чтобы заставить такое лицо покинуть территорию (транспортное средство, здание, сооружение, земельный участок), на которой она находится;
б) освобождение лица, незаконно лишенного свободы;
12) служебная собака применяется при:
а) патрулирование;
б) преследования и задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления;
в) во время конвоирования (доставки) задержанного или арестованного лица;
г) для отражения нападения на лицо и / или полицейского;
13) служебный конь применяется при:
а) патрулирование;
б) преследования и задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления.
4. Полиции (полицейскому) запрещено:
1) наносить удары резиновыми (пластиковыми) дубинками по голове, шее, ключичной области, половых органах, пояснице (копчике) и в живот;
2) при применении средств, оснащенных веществами слезоточивого и раздражающего действия, осуществлять прицельную стрельбу по людям, разбрасывания и отстрел гранат в толпу, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ;
3) отстреливать патроны, снаряженные резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, с нарушением определенных техническими характеристиками требований относительно расстояния от лица и стрельбы в отдельные части головы и тела человека;
4) применять водометы при температуре воздуха ниже + 10 ° C;
5) применять средства принудительной остановки транспорта для принудительной остановки мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, транспортного средства, осуществляющего пассажирские перевозки, а также применять такие средства на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях;
6) применять наручники более 2:00 непрерывного использования или без ослабления их давления.
5. Применение компактного взрывного устройства для открывания помещений является оправданным, если ущерб, причиненный охраняемым законом правам и интересам, меньше, чем вред, который удалось предотвратить.
6. Полицейский обязан в письменной форме уведомить своего руководителя о применении к лицу специального средства.
Если полицейский нанес лице ранения или увечья в результате применения к ней специального средства, руководитель такого полицейского обязан немедленно сообщить об этом соответствующего прокурора.
7. Допустимые параметры специальных средств в части их физического, химического и иного воздействия на организм человека определяются уполномоченными учреждениями центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения.
8. Правила хранения, ношения и применения специальных средств, имеющихся на вооружении полиции, определяются нормативными актами Министерства внутренних дел Украины.
Статья 46. Применение огнестрельного оружия
1. Применение огнестрельного оружия является наиболее строгим мера государственного принуждения.2. Полицейский уполномоченный на хранение, ношение огнестрельного оружия, а также на ее применение и использование только при условии, что он прошел соответствующую специальную подготовку.
3. Порядок хранения и ношения огнестрельного оружия, находящегося в распоряжении полицейского, перечень огнестрельного оружия и боеприпасов, используемых в деятельности полиции, и нормы их принадлежности устанавливаются Министром внутренних дел Украины.
4. Полицейский уполномоченный в исключительных случаях применять огнестрельное оружие:
1) для отражения нападения на полицейского или членов его семьи, в случае угрозы их жизни или здоровью;
2) для защиты лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
3) для освобождения заложников или лиц, которых незаконно лишен свободы;
4) для отражения нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также освобождение таких объектов в случае их захвата;
5) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться;
6) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью людей и / или полицейского;
7) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и / или полицейского.
5. Полицейский уполномоченный применять огнестрельное оружие только после предупреждения о необходимости прекращения противоправных действий и намерение использования меры принуждения, определенного этой статьей.
6. Применение огнестрельного оружия без предупреждения допускается:
1) при попытке лица, которое задерживает полицейский с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив определенную им расстояние, или прикоснуться к оружию;
2) в случае вооруженного нападения, а также в случае внезапного нападения с применением боевой техники, транспортных средств или других средств, угрожающих жизни или здоровью людей;
3) если лицо, задержанное или арестованное за совершение особо тяжкого или тяжкого преступления, убегает с применением транспортного средства;
4) если лицо оказывает вооруженное сопротивление;
5) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием.
7. Полицейский уполномоченный применять огнестрельное оружие только в целях причинения лицу такого вреда, необходимой и достаточной в такой обстановке, для немедленного предотвращения или прекращения вооруженного нападения.
8. Полицейский уполномоченный применять огнестрельное оружие в случае вооруженного нападения, если предотвращения или прекращения соответствующего нападения невозможно достичь другими средствами.
9. Полицейскому запрещено применять огнестрельное оружие в местах, где может быть нанесен вред другим лицам, а также в огнеопасных и взрывоопасных местах, кроме случаев необходимости отражения нападения или крайней необходимости.
10. Полицейский обязан в письменной форме сообщать своему руководителю о применении огнестрельного оружия, а также немедленно сообщить руководителю о активное применение огнестрельного оружия, который, в свою очередь, обязан проинформировать центральный орган управления полиции и соответствующего прокурора.
11. Полицейский может взять в руки огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в сложившейся обстановке, могут возникнуть основания для его применения.
12. Во время задержания лиц, в отношении которых у полицейского возникло подозрение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при проверке документов у таких лиц полицейский может привести в готовность огнестрельное оружие и предупредить человека о возможности ее применения.
Попытка лица, которое задерживает полицейский с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив определенную полицейским расстояние, или прикоснуться к оружию является основанием для применения огнестрельного оружия полицейским.
13. Полицейский может использовать огнестрельное оружие для представления сигнала тревоги или вызова вспомогательных сил, или для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью полицейского и других лиц.